Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь
Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится в Первом послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7). Как видите, апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола.

Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:27—28).

Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко, особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем ангелы, херувимы и серафимы.

Особым почитанием окружены в Православной Церкви женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и апостолов во время Его земной жизни и не оставившие Спасителя после Его смерти и погребения. Это Марфа и Мария — сестры праведного Лазаря, Мария Магдалина и другие. Мы называем этих женщин мироносицами, потому что на следующий день после погребения они, взяв миро — смесь из ароматических масел, пришли ко гробу Иисуса, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Его тело. Церковь празднует их память в третье воскресенье после Пасхи.

«Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием, например, в Индии, статус женщины остался очень низким.

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Часто люди, которые говорят о дискриминации женщин в православии, указывают на запрет лицам женского пола входить в алтарь и участвовать в таинствах во время месячных. Действительно, определенные ограничения существуют. Однако они либо не носят абсолютного характера, либо распространяются не только на женщин. Алтарь — особое сакральное пространство внутри храма. Строго говоря, находиться там могут только священнослужители, и запрет входить в алтарь распространяется на мирян в целом. Впрочем, из этого обычая есть исключения: с благословения священника в алтаре могут помогать миряне и пожилые женщины (особенно в женских монастырях). Что касается месячных, то, согласно церковным канонам, они являются препятствием только для Причастия. Этот запрет связан с истечением крови как таковым: во время кровотечения нельзя причащаться не только женщинам, но и мужчинам.

Бывает, что Церковь пытаются противопоставить современному феминистскому движению, обвиняют в том, что она осуждает феминисток. На первый взгляд, это обвинение имеет под собой основания. Однако тут дело не столько в половой принадлежности человека, сколько в феминистической идеологии, которая противоречит христианской морали. Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, но не может принять отстаиваемое феминистками право женщины на аборт и ряд других положений.

Вопреки мнению представителей «мужского шовинизма», Евангелие прямо говорит о равночестности мужчины и женщины в христианстве, а Богородица — женщина, через которую произошло воплощение Спасителя, — почитается больше чем ангелы. Таким образом, реальное отношение к женщине в Православии и то, как представляет его себе средний, далекий от Церкви обыватель, сильно отличаются. Церковь прославляет подвиг жен мироносиц и других женщин, явивших своей жизнью пример подлинной святости. Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (29 голосов, средняя: 4,72 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Виктория
    Виктория3 дня назадОтветить

    Спасибо Вам за Ваш труд!!! Часто читаю ваши статьи

  • Наталья
    Наталья3 дня назадОтветить

    Михаил Кузнецов, прошу удалить мои повторяющиеся комменатарии, а также комменатарий-запрос в ваш адрес. Странно выглядит, когда несколько дней комменатрии не публикуют, а затем размещают их все скопом. Какой в этом смысл? Спксибо.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 дня назадОтветить

      Смысл в том, что наш сотрудник по своей доброй воле старался подготовить развёрнутый ответ на огромный по количеству затронутых тем Ваш комментарий. Я уже несколько раз писал, что у редакции "Фомы" нет сил и средств на создание специальной службы модераторов-"ответчиков". При этом, мы не считаем возможным превращать комментарии в вольницу. Мы несём ответственность за всё, что публикуется у нас на сайте. И потому комментарии на сайте -- не обязательство со стороны редакции, а возможность, прежде всего, возможность для связи с редакцией (наряду с социальными сетями). И потому также некоторые комментарии мы вообще не публикуем (от себя добавлю: и слава Богу!), а некоторые висят в премодерации и ждут, когда у наших сотрудников будет хоть немного сил и возможностей для ответа на возникшие возражения и вопросы.

  • Наталья
    Наталья5 дней назадОтветить

    Попробую ещё раз, дай Бог, получится.

    Кузнецов Михаил, нет смысла постоянно повторять, что мирянам вообще не дозволено входить в алтарь, если вы тут же, противореча самому себе, пишете, что вот мальчиков всё-таки туда заносят. Говорите, это традиция такая? А в каком году и по какой причине она появилась, можете ответить? Более того, выходит, эта традиция нарушает то самое 69 правило IV Вселенского Собора. Если пономари потенциально вдруг станут священниками и вот поэтому им в нарушение канона позволяют быть в алтаре, то почему туда при крещении заносят всех мальчиков? Тоже подразумевают, что все они потенциально станут священниками? Вы полагаете, что вот такое высосанное из пальца пояснение и есть ответ? И зачем нужна такая незаконная традиция, нарушающая указанное правило?

    По поводу пожилых женщин, простите, несколько смешно читать ваши слова о том, что у женщины, если она не пожилая, "может быть кровотечение".)) Типа оно у нас может быть круглосуточно и ежедневно? Однако...

    "повторим еще раз - женщин не пускают в алтарь не потому, что они женщины" Так вот именно потому что женщины: "у женщины может быть кровотечение" - вот именно поэтому и не пускают. Выходит, так.

    "с тем, что нарушение канона это вред для человека, Вы, надеюсь, согласны" Да, согласна. Тогда, чтобы минимизировать, пусть мальчиков не заносят в алтарь. Какой смысл их заносить? Что это даёт? Вы видите, сколько противоречий в ваших ответах?

    "Нечистоту" не придумали церковные мужчины, это понятие пришло к нам из Ветхого Завета, и многие слова, описывающее критерии такой нечистоты были продиктованы Самим Богом". Но при чем здесь Ветхий Завет? Вы все ещё по нему живёте? Я вот по Новому Завету живу. И там про вот такую нечистоту нет ни слова. Для чего Господь заключил Новый Завет с людьми? Давайте тогда вернём кашрут и прочие запреты вместе с женской "нечистотой".

    "важно само состояние тела человека. Почему оно важно - это отдельный вопрос, требующий отдельного обсуждения." А вы не знаете, значит? Так это и есть самый важный вопрос: почему в Церкви до сих пор так держатся за женскую "нечистоту", не имея понятия что это такое в контексте Нового Завета.

    Михаил, простите, если резко пишу. У меня и близко нет цели задеть вас. Но ведь вы действительно не можете ответить на эти вопросы детально. Только в стиле "такая традиция". Я и близко не стремлюсь в алтарь. Не из-за своего пола, а потому что считаю недостойной себя для пребывания в таком святом месте. И я не причащаюсь в определенные дни согласно документу "Об участии верных в Евхаристии". Но я хочу ПОНИМАТЬ, почему для женщин установлены такие запреты в нашей Церкви. Но никто не может этого объяснить. И вот именно поэтому время от времени и появляются такие статьи на православных сайтах, как эта: мол, женщины очень даже равны, никто их не притесняет в Церкви. Были бы равны - не было бы ни необъяснимых запретов, ни нужды в таких статьях.

    Пожалуйста, почитайте две вот эти аргументированные, убедительные статьи, написанные священниками:

    https://blog.predanie.ru/article/o-zhenskoj-nechistote-kogda-novyj-zavet-ne-zamechaet-vethogo/

    https://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote.html

    Думаю, возразить их доводам будет трудно.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил4 дня назадОтветить

      Ну вот видите, Вы подтверждаете мои слова о том, что ответ, который Вам не нравится, Вы считаете недостоверным и недостойным существования. Однако то, что я говорю, не высосано из пальца, а является не только констатацией действительности, но и признанным фактом. В том смысле что не я это придумал, подобные моему ответы Вы можете найти в авторитетных справочниках, рассказывающих о Таинстве Крещения и его чинопоследовании. Более того, Вы очень сильно удивитесь, когда узнаете, какое количество канонов нарушаете приходя в храм, и действуя там так, как привыкли действовать обычно. Каноны - это не догматика, многие каноны менялись с течением времени, отменялись или появлялись в силу сложившихся традиция, или исходя из потребностей верующих. В каком конкретно году та или иная традиция никто доподлинно сказать не может, а вот почему она возникла я уже написал, прочитайте пожалуйста еще раз мой прошлый комментарий. И да, о том, что мальчиков при крещении вносят в алтарь потому, что они теоретически могут служить у престола, я тоже уже писал, во втором предложении своего комментария, странно что Вы переспрашиваете об этом.

      Если у мужчины будет кровотечение его тоже не пустят. Удивительно, что Вы это игнорируете. Так что да, женщин не пускают в алтарь не потому, что они женщины.

      Практического или сакрального смысла заносить алтарь мальчиков при крещении нет, с этим никто не спорит. А символический смысл есть, он и называется традицией, и вот с традицией можно спорить, это Ваше право как члена Церкви. Собственно, и противоречия тут никакого нет, поскольку повторюсь, огромное количество канонов в наше время нарушается просто потому, что изменились обстоятельства жизни, а нового Вселенского собора для изменения старых канонов и принятия новых пока не планируется.

      Никто, абсолютно никто не может ответить на эти вопросы еще детальнее. Поверьте, детальней некуда. Я проверял эти ответы на своих знакомых неверующих феминистках, и они поняли. Если далекие от Церкви и заранее враждебно настроенные к вопросам гендерного неравенства люди поняли, а Вы не понимаете, то я правда не знаю, что тут еще можно сказать. Возможно проблема кроется в разнице нашего с Вами понимания того, что такое церковная традиция, какое она имеет значение, как может меняться и на что она влияет.

      Возможно, вот что может помочь пониманию. В христианстве существует такая вещь, как "икономия". Это принцип решения сложных вопросов с позиции снисхождения к немощам человека, с позиции удобства для верующих. Существует так же и "акривия", принцип, предполагающий неукоснительное следование букве закона. Оба эти принципа сосуществуют в полной симфонии, и значительная часть канонов, которые входят в противоречие с реалиями времени, рассуждаются именно с позиции икономии. Так, например, согласно канонам, христианин должен причащаться на каждой Литургиии, на которой присутствует. Если уклоняется от причастия - на него накладывается строгая епитимья, вплоть для ограничения в общении с членами приходской общины. Однако на практике этот канон не выполняется с VI века как минимум, так что к нему применяется принцип икономии. То же касается и канона о присутствии мирян в алтаре. В какой-то момент стало очевидно, что одних священнослужителей в алтаре не хватает, нужны помощники, ну а дальше Вы знаете.

      Я знаком с трудами о. А. Волчкова, и не спорю с его доводами. Впрочем, мои слова его доводам и не противоречат, поскольку его рассказ и наш с Вами разговор находятся в разных прикладных областях.

  • Наталья
    Наталья5 дней назадОтветить

    Уважаемая редакция! Могу ли я узнать, по какой причине вы не публикуете мои комментарии не только в этой теме, но и в другой? Также прошу пояснить, почему вы хотя бы не поясняете причину отказа в публикации моих комментариев. В них не содержится ни агрессии, ни оскорбления, ни хуления Господа и веры. Но даже при моих прямых просьбах их отказываются публиковать без объяснения причин этого. Я хочу разобраться, в чем здесь дело, по какой причине такая немилость. Меня беспокоит такое необъяснимое игнорирование. Что я делаю не так, в чем мой грех и неправота перед вами? Надеюсь, вы не заставите меня переживать вашим молчанием: я просто не знаю, что думать. Могу ли я написать по этому поводу на ваш электронный адрес? Очень жду ответа, спасибо.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил4 дня назадОтветить

      Ваши комментарии не публикуются потому, что у нас нет отдельной команды для модерации комментариев, каждый сотрудник вносит свой посильный вклад, а комментариев приходят десятки каждый день. Если Вы обращаете комментарий к кому-то лично, то никто не будет публиковать его до того, как тот, кому Вы адресуете, не сделает этого сам. В наших соцсетях отсутствует премодерация, так что если Вам важно, чтобы Ваши комментарии были опубликованы в кратчайшее время, возможно Вам стоит направлять их, например, в нашу группу VK.com

  • Hola
    Hola5 дней назадОтветить

    *Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин* На словах, а на деле...
    *Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.* Это какие несвойственные ей функции? Из традиционного?

  • Hola
    Hola5 дней назадОтветить

    * Мальчиков заносят в алтарь при крещении в силу традиции, как символ того, что мальчики имеют возможность служить у престола.* вот это и есть политика двойных стандартов в пользу мужчин. Т.е. в постановлении Собора сказано, что НИКОМУ нельзя заходить в алтарь, кроме священников, а потом решили что мужчинам можно всё
    *Есть смысл женщине подумать, что "сосуд она немощный", если внимательнее прислушаться к своему здоровью, несмотря на то, что она сможет быть наравне с мужчиной... на какое-то время.* Почему же на какое-то? Если женщина здорова физически и умственно? Если для того чтобы вырастить ребенка, женщина идет на любую тяжелую работу, на какую мужчины не идут? Да и что значит - "немощный сосуд"? Как-то читала, что при прочих равных мужчинам платят больше, чем женщине.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил4 дня назадОтветить

    Да, может. Про остальные причины написал в ответе к другому Вашему комментарию.

Загрузить больше комментариев