Почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви?

Почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви?

Вопрос читателя:

Почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви?

Ответ:

Вопрос о том, почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви, возникает довольно часто. Напомним, что алтарь — это главная часть храма, где совершается Таинство Евхаристии. От остального пространства алтарь обычно отделен иконостасом. Чтобы покой этого места не нарушался, в алтарь могут входить лишь священнослужители (диаконы, священники, епископы) и церковнослужители (алтарники и чтецы). В исключительных случаях с благословения епископа помогать в алтаре могут пожилые женщины и миряне. Эти правила были установлены много веков назад.

В Алфавитной синтаагме — словаре церковного права, составленного в 1335 году византийским канонистом Матфеем Властарем, есть глава 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Автор пишет: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения». Остановимся на этом моменте подробнее. В Ветхозаветной Церкви в храме приносились кровавые жертвоприношения (кровь жертвенных животных была прообразом будущей Жертвы Христовой). Теперь в алтаре совершается Бескровная Жертва — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой. Соответственно, пролитие какой-либо крови в алтаре нарушает новозаветное понимание этого места.

А вот как звучит 69-е Правило Шестого Вселенского собора, которое упоминает Матфей Властарь:«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу». Правило говорит, что миряне не могут входить в алтарь. Исключение — когда царь, помазанник Божий,  приносит ритуальный  подарок в церковь (эта древняя традиция не сохранилась в современном мире).

Итак, алтарь — место особенно святое, там должны царить исключительный порядок и благоговение. Иногда епископы благословляют присутствие в алтаре мирян, которые помогают священникам во время богослужения. По необходимости, например, в женских монастырях, это могут быть и пожилые женщины. Также почтенные прихожанки нередко прислуживали в алтаре в советское время, когда в храмах не хватало алтарников и диаконов.

В вопросе о том, почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви, нужно избегать суеверий. Если женщина случайно зашла в алтарь, это не значит, что алтарь осквернен. Также не стоит думать, что женщина будет «наказана» Богом за такой поступок. Однако, если подобное нарушение правил имело место, священники рекомендуют рассказать о нем на исповеди.

Редакция журнала «Фома»

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (12 голосов, средняя: 4,75 из 5)
    Загрузка...
    24 декабря 2020
    Поделиться:

    • Гостья
      Гостья3 недели назадОтветить

      И снова мы сталкиваемся с дикими церковными суевериями. Все эти правила призваны подчеркнуть, что церковь считает женщину в лучшем случае человеком второго сорта.
      При этом до чего смешно слышать эту вымышленную причину про якобы "непроизвольные месячные".
      По такому принципу надо запретить вхождение в алтарь и священнослужителям. Потому, что у людей бывает, например, внезапный понос, и может он случиться и с любым мужчиной. И даже с кровью. Так вот, чтобы не запятнали пятнами поноса, предлагаю запретить вход в алтарь вообще всем.
      Но нет, мужчины-церковники считают, что они-то имеют право пачкать храм сколько душе угодно, а вот "низшие женщины" -нет.
      Удивляюсь тем женщинам, которые ходят в церкви. Это как же нужно себя не уважать, чтобы ходить в место, где тебя считают нечистой и мерзкой, по причине твоего пола.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил5 дней назадОтветить

        Вы не поверите, но если у находящегося в алтаре мужчины пойдет банально носом кровь - это уже будет достаточной причиной для освящения храма заново. Именно поэтому немощные люди к алтарю не допускаются. Так что в вопросах последствий пролития крови в храме между мужчиной и женщиной нет никакой разницы. Кстати, "нечистой" и "мерзкой" женщину в Церкви также не считают, поскольку слово "нечистота" описывает не социальный статус, а состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении. Т.е. мужчина с открытой язвой находится в нечистоте, и женщина с месячными находится в нечистоте, но при этом сами по себе эти люди не нечистые.

    • Ната
      Ната3 недели назадОтветить

      В Ветхозаветной Церкви в храме приносились кровавые жертвоприношения (кровь жертвенных животных была прообразом будущей Жертвы Христовой). Теперь в алтаре совершается Бескровная Жертва — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.

      Когда в еврейских храмах приносили кровавые жертвы Иегове, то женщина точно также считалась нечистой. Даже пречистая Богородица, когда у нее начались месячные была изгнана из храма, поскольку она стала нечистой и оскверняла храм, и срочно была выдана замуж. Теперь в христианских храмах богу Отцу-Иегове приносят бескровные жертвы, но женщины по еврейской традиции все равно считаются нечистыми. Христианский бог сам сотворил женщин с такой физиологией, сам и брезгует.
      Так что от того кровавые или бескровные жертвы приносят богу Отцу - Иисусу Христу- Духу - Иегове, отношение к женщине как к нечистому существу в авраамических религиях не зависит.

    • Наталья
      Наталья1 месяц назадОтветить

      Михаил Кузнецов, я внимательно прочитала ответ. Вот, в частности, что в нем говорится: "В исключительных случаях с благословения епископа помогать в алтаре могут пожилые женщины и миряне."
      Из этого следует, что в алтарь дозволяется входить всем мирянам-мужчинам, независимо от возраста. А вот женщинам - только пожилым. У них же уже нет критических дней, они же уже не бывают "нечистыми" в глазах чистых церковных мужчин. Правда, по какой причине нельзя входить в алтарь девочкам и женщинам в отсутствие критических дней, церковные мужчины вряд ли внятно ответят.
      При этом при крещении в алтарь заносят или заводят мальчиков и мужчин. А девочек и женщин - нет. Какова причина этих ограничений? Выглядит именно как дискриминация по признаку пола.

      И традицией это не объяснишь: традиция должна иметь смысл, быть умной. А здесь в чем смысл? "Не мы придумали - не нам и отменять."? Это не смысл. Это запрет при неумении объяснить его смысл.

      Поэтому, при отсутствии осмысленных объяснений, эти ограничения для женщин выглядят именно как дискриминация: по благословению в алтарь дозволено только пожилым женщинам, а мужчинам по благословению - всем и всегда.

      Я не рвусь в алтарь. Меня интересует именно смысл запрета. Который сегодня церковные мужчины не способны объяснить.

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

        Вообще известны случаи, даже в новейшей истории, когда епископы приглашали помогать в алтарь девочек до тринадцати лет, возможно автор ответа с этой информацией не сталкивался. Что касается взрослых женщин в отсутствии критических дней, то смею Вас заверить - мужчин, страдающих заболеваниями, в процессе которых у них может открыться кровотечение (например, при активной язве, анемии и проч.) тоже в алтарь не пускают. Вопрос не в том, что женщина какая-то недостойная, а именно в риске пролития крове, тем или иным образом. В то время, когда это прописывалось, было а) меньше понимания о том, как работает женский организм; б) качественно другие способы достижения гигиены, так что чтобы не рисковать, ограничили время входа в алтарь всем периодом жизни, потенциально опасным. Т.е. существуют канонические правила, в целом говорящие о кровотечениях в храме и алтаре, и отдельное правило для женщин, в котором говорится о том, что бывает только у женщин, что в целом довольно логично. Что касается традиций, связанных с женщиной и алтарем, то повторюсь - они складывались столетиями, и странно ожидать, что они будут отменены за одно заседание Синода.

    • Наталья
      Наталья1 месяц назадОтветить

      Выходит, снова женщинам, за исключением пожилых, т.е. переживших климакс, вход в алтарь закрыт из-за месячных?
      Церковные мужчины полагают, что месячные длятся у женщин непрерывно, начиная с рождения и младенческого возраста?
      Как понимать подобное невежество?

      И в каком месте Нового Завета месячные называются нечистотой, препятствующей приобщению к Таинствам и вхождению в алтарь?

      И почему раньше женщинам разрешалось входить в алтарь? Что такое произошло в головах церковных мужчин, послужившее основанием для полного запрета вхождения в алтарь девочек и женщин, за исключением пожилых?

      Церковные мужчины запрещают входить в алтарь младенцам и девочкам, так как считают, что у них тоже могут быть месячные? Мальчикам-то разрешают. Это невежество в плане знания анатомии человека или дискриминирующий запрет по признаку пола?

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

        Вообще если Вы внимательно прочитаете ответ то увидите, что по сути вход в алтарь запрещен вообще всем мирянам, не принимающим непосредственно участия в совершении богослужения, так что дело вовсе не в месячных. Вопрос месячных здесь возникает во вторую, а то и в третью очередь. Кроме того, не стоит также забывать о таком явлении как "традиция". Каждая церковная традиция складывалась столетиями, странно ожидать, что при получении новых данных о мире все старые традиции в одночасье будут отвергнуты. Если для Вас это принципиально важно, ничего не мешает Вам найти священника достаточно прогрессивного, чтобы он вносил девочку-младенца в алтарь при крещении.

      • Редакция
        Редакция1 месяц назадОтветить

        Наталья, дело не в месячных, конечно. И среди пожилых выбирались самые достойные, а далеко не все. Смысл в том, что это пожилые женщины, с многолетним церковным опытом, у которых все жизненные страсти уже позади... И это все равно было исключение из правила.

    Загрузить ещё