
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви?
Ответ:
Вопрос о том, почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви, возникает довольно часто. Напомним, что алтарь — это главная часть храма, где совершается Таинство Евхаристии. От остального пространства алтарь обычно отделен иконостасом. Чтобы покой этого места не нарушался, в алтарь могут входить лишь священнослужители (диаконы, священники, епископы) и церковнослужители (алтарники и чтецы). В исключительных случаях с благословения епископа помогать в алтаре могут пожилые женщины и миряне. Эти правила были установлены много веков назад.
В Алфавитной синтаагме — словаре церковного права, составленного в 1335 году византийским канонистом Матфеем Властарем, есть глава 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Автор пишет: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения». Остановимся на этом моменте подробнее. В Ветхозаветной Церкви в храме приносились кровавые жертвоприношения (кровь жертвенных животных была прообразом будущей Жертвы Христовой). Теперь в алтаре совершается Бескровная Жертва — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой. Соответственно, пролитие какой-либо крови в алтаре нарушает новозаветное понимание этого места.
А вот как звучит 69-е Правило Шестого Вселенского собора, которое упоминает Матфей Властарь:«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу». Правило говорит, что миряне не могут входить в алтарь. Исключение — когда царь, помазанник Божий, приносит ритуальный подарок в церковь (эта древняя традиция не сохранилась в современном мире).
Итак, алтарь — место особенно святое, там должны царить исключительный порядок и благоговение. Иногда епископы благословляют присутствие в алтаре мирян, которые помогают священникам во время богослужения. По необходимости, например, в женских монастырях, это могут быть и пожилые женщины. Также почтенные прихожанки нередко прислуживали в алтаре в советское время, когда в храмах не хватало алтарников и диаконов.
В вопросе о том, почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви, нужно избегать суеверий. Если женщина случайно зашла в алтарь, это не значит, что алтарь осквернен. Также не стоит думать, что женщина будет «наказана» Богом за такой поступок. Однако, если подобное нарушение правил имело место, священники рекомендуют рассказать о нем на исповеди.
Редакция журнала «Фома»
Но. если это женщина с пылесосом то она становится частью пылесоса и тогда можн ои в алтарь
А меня однажды священник впустил в алтарь : "Ты медленно зачитывай все имена в этих записках и тетрадях..." - это были имена за здравия и упокой. Мой типичный азербайджанский вид даже смутил некоторых прихожан, мол, что он тут делает...
Почём опиум для народа?
И снова мы сталкиваемся с дикими церковными суевериями. Все эти правила призваны подчеркнуть, что церковь считает женщину в лучшем случае человеком второго сорта.
При этом до чего смешно слышать эту вымышленную причину про якобы "непроизвольные месячные".
По такому принципу надо запретить вхождение в алтарь и священнослужителям. Потому, что у людей бывает, например, внезапный понос, и может он случиться и с любым мужчиной. И даже с кровью. Так вот, чтобы не запятнали пятнами поноса, предлагаю запретить вход в алтарь вообще всем.
Но нет, мужчины-церковники считают, что они-то имеют право пачкать храм сколько душе угодно, а вот "низшие женщины" -нет.
Удивляюсь тем женщинам, которые ходят в церкви. Это как же нужно себя не уважать, чтобы ходить в место, где тебя считают нечистой и мерзкой, по причине твоего пола.
Вы не поверите, но если у находящегося в алтаре мужчины пойдет банально носом кровь - это уже будет достаточной причиной для освящения храма заново. Именно поэтому немощные люди к алтарю не допускаются. Так что в вопросах последствий пролития крови в храме между мужчиной и женщиной нет никакой разницы. Кстати, "нечистой" и "мерзкой" женщину в Церкви также не считают, поскольку слово "нечистота" описывает не социальный статус, а состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении. Т.е. мужчина с открытой язвой находится в нечистоте, и женщина с месячными находится в нечистоте, но при этом сами по себе эти люди не нечистые.
В Ветхозаветной Церкви в храме приносились кровавые жертвоприношения (кровь жертвенных животных была прообразом будущей Жертвы Христовой). Теперь в алтаре совершается Бескровная Жертва — хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.
Когда в еврейских храмах приносили кровавые жертвы Иегове, то женщина точно также считалась нечистой. Даже пречистая Богородица, когда у нее начались месячные была изгнана из храма, поскольку она стала нечистой и оскверняла храм, и срочно была выдана замуж. Теперь в христианских храмах богу Отцу-Иегове приносят бескровные жертвы, но женщины по еврейской традиции все равно считаются нечистыми. Христианский бог сам сотворил женщин с такой физиологией, сам и брезгует.
Так что от того кровавые или бескровные жертвы приносят богу Отцу - Иисусу Христу- Духу - Иегове, отношение к женщине как к нечистому существу в авраамических религиях не зависит.
Михаил Кузнецов, я внимательно прочитала ответ. Вот, в частности, что в нем говорится: "В исключительных случаях с благословения епископа помогать в алтаре могут пожилые женщины и миряне."
Из этого следует, что в алтарь дозволяется входить всем мирянам-мужчинам, независимо от возраста. А вот женщинам - только пожилым. У них же уже нет критических дней, они же уже не бывают "нечистыми" в глазах чистых церковных мужчин. Правда, по какой причине нельзя входить в алтарь девочкам и женщинам в отсутствие критических дней, церковные мужчины вряд ли внятно ответят.
При этом при крещении в алтарь заносят или заводят мальчиков и мужчин. А девочек и женщин - нет. Какова причина этих ограничений? Выглядит именно как дискриминация по признаку пола.
И традицией это не объяснишь: традиция должна иметь смысл, быть умной. А здесь в чем смысл? "Не мы придумали - не нам и отменять."? Это не смысл. Это запрет при неумении объяснить его смысл.
Поэтому, при отсутствии осмысленных объяснений, эти ограничения для женщин выглядят именно как дискриминация: по благословению в алтарь дозволено только пожилым женщинам, а мужчинам по благословению - всем и всегда.
Я не рвусь в алтарь. Меня интересует именно смысл запрета. Который сегодня церковные мужчины не способны объяснить.
Вообще известны случаи, даже в новейшей истории, когда епископы приглашали помогать в алтарь девочек до тринадцати лет, возможно автор ответа с этой информацией не сталкивался. Что касается взрослых женщин в отсутствии критических дней, то смею Вас заверить - мужчин, страдающих заболеваниями, в процессе которых у них может открыться кровотечение (например, при активной язве, анемии и проч.) тоже в алтарь не пускают. Вопрос не в том, что женщина какая-то недостойная, а именно в риске пролития крове, тем или иным образом. В то время, когда это прописывалось, было а) меньше понимания о том, как работает женский организм; б) качественно другие способы достижения гигиены, так что чтобы не рисковать, ограничили время входа в алтарь всем периодом жизни, потенциально опасным. Т.е. существуют канонические правила, в целом говорящие о кровотечениях в храме и алтаре, и отдельное правило для женщин, в котором говорится о том, что бывает только у женщин, что в целом довольно логично. Что касается традиций, связанных с женщиной и алтарем, то повторюсь - они складывались столетиями, и странно ожидать, что они будут отменены за одно заседание Синода.
Вообще если Вы внимательно прочитаете ответ то увидите, что по сути вход в алтарь запрещен вообще всем мирянам, не принимающим непосредственно участия в совершении богослужения, так что дело вовсе не в месячных. Вопрос месячных здесь возникает во вторую, а то и в третью очередь. Кроме того, не стоит также забывать о таком явлении как "традиция". Каждая церковная традиция складывалась столетиями, странно ожидать, что при получении новых данных о мире все старые традиции в одночасье будут отвергнуты. Если для Вас это принципиально важно, ничего не мешает Вам найти священника достаточно прогрессивного, чтобы он вносил девочку-младенца в алтарь при крещении.
Наталья, дело не в месячных, конечно. И среди пожилых выбирались самые достойные, а далеко не все. Смысл в том, что это пожилые женщины, с многолетним церковным опытом, у которых все жизненные страсти уже позади... И это все равно было исключение из правила.