Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных?

«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Efanov-smallАрхиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: "Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием".

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

Смотрите также:

«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор


Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (120 голосов, средняя: 4,23 из 5)
Загрузка...
9 февраля 2015
Поделиться:

  • Александр
    Александр 4 месяца назадОтветить

    Я католик, у нас такого предписания нет. Есть следующие нормы:

    Кан. 915 – Ко священному Причастию не следует допускать отлучённых или подвергшихся интердикту после наложения или объявления наказания, равно как и других лиц, упорно пребывающих в явном тяжком грехе.

    Кан. 916 – Тому, кто сознаёт за собою тяжкий грех, без предварительной таинственной исповеди не следует ни служить Мессу, ни причащаться, если только нет веской причины к этому и если не отсутствует возможность исповедоваться. В последнем случае ему нужно помнить о своей обязанности исполнить акт совершенного сокрушения, включающий в
    себя намерение исповедаться как можно скорее.

    Представления о ритуальной нечистоте присущи Ветхому Завету. Иудеи на 7 дней становились нечистыми из-за прикосновения к трупу (Чсл 19,11-14), к кости человеческой или к гробу (Чсл 19,16), потому что смерть - возмездие за грех; поедание падали делало нечистым до вечера (Лвт 11,8.24); нечистым делало истечение семени у мужчин (Лвт 15,2-15), поллюция (Лвт 15,16-17), соитие (Лвт 15,18), менструация (Лвт 15,19-23), кровотечение (Лвт 15,25-30), послеродовая нечистота 7 дней после мальчика и 14 после девочки плюс 33 или 66 дней очищения соответственно (Лвт 12,2-5). Ну и еще проказа.

    Господь наш Иисус Христос свел иудейские предписания о нечистоте к их внутреннему обоснованию и научил, что настоящая нечистота происходит только из сердца человека, когда он добровольно грешит: Что "из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека" (Мф 15,19-20).

    И Апостольский собор оставил в силе только пищевой запрет на идоложертвенное, на кровь и удавленнину.

    Думаю, если женщина, принадлежащая к РПЦ МП, с месячными причастится, то не будет иметь греха против Тела и Крови Господних. Но она согрешит против заповеди РПЦ МП. А если она оную заповедь соблюдет любви к Церкви и смирения ради, то будет иметь заслугу.

  • Валерий
    Валерий 4 месяца назадОтветить

    Если Игнатий Брянчанинов , с его лютой агрессивностью к науке, к разуму и прочими маразмами- "авторитет Церкви" , то лучше я, ученый, больше не буду в такой Церкви. Так что определитесь, господа! И я тоже определюсь!

  • Евгений
    Евгений 4 месяца назадОтветить

    Конечно, смирение в любви - это и есть любовь. Но, хотелось бы услышать причину, почему нельзя? Может раненому солдату тоже нельзя, если у него кровь идет? Можно много такого рода вопросов надумать. Мне кажется, если объяснять людям первопричины, тогда и вопросов и искушений может будет меньше.

  • Николай диакон
    Николай диакон 4 месяца назадОтветить

    Есть Церковь Небесная, Торжествующая. А есть земные Соборы. И мне сложно понять, как тест Евангелия, в котором есть слова самого Христа (Дерзай, дщерь, вера твоя спасе тебя), а также мнения многих святых отцов (не только западных, но и восточных) не смогли перевесить традицию, которая не была известна ни апостолам, ни первохристианам до третьего столетия. Налицо явный дуализм. И как результат - опять тысячи соблазнённых, споткнувшихся... Абсолютно солидарен со святым Афанасием - есть у человека настоящая нечистота. Это грех, творимый по собственной воле, по ненасытной жадности, по эгоизму, малодушию и трусости, по извечному желанию употреблять весь мир себе во благо... Не лучше ли было оставить женщинам шанс лишний раз прибегнуть к исцеляющим Таинствам Тела и Крови Христовых, которые одни являются для нас истинным лекарством от внутренней смертности - духа, души и тела? Понимаю - проще поступить, как Глеб Жиглов: "Я сказал!" - и точка... Господи, помилуй нас грешных и несмиренных...

  • Олег
    Олег 5 месяцев назадОтветить

    в истории человечества были времена Великих Открытий (более известных нам по учебникам как времена Средневековья и инквизиции), времена Великих переселений народов, и т. д., одновременно это - и времена массовых эпидемий - вирусы тоже путешествовали. Об этом мы меньше помним, так как зачастую даже некому было оставить записи... Проблему пытались решить - отголоски тех древних способов сохранились до сих пор - в Индии и Пакистане есть народности, которые могут избить палками женщину с месячными - ведь мог родиться человек, а она типа - убийца нерожденного ребенка... Давайте жить в 21-м веке и не придумывать причины, по которым не пускать человека в церковь.

  • Кира
    Кира 5 месяцев назадОтветить

    Господи, помилуй нас грешных! Когда нет смиренного чувства, то лучше и не причащаться.. бедные женщины... сколько недовольства...

  • Настя
    Настя 6 месяцев назадОтветить

    А если начались месячные в великий церковный праздник, то можно причаститься в таком случае? Ведь праздник все таки.

  • Екатерина
    Екатерина 8 месяцев назадОтветить

    Здравствуйте всем. А у меня такой вот вопрос по этой теме. Получается Адам и Ева согрешили. И следствием греха, среди прочего стали и женские месячные. Иначе почему они названы "нечистотой"? Но парадокс в том, что Бог, по учнеию Церкви, простил Адама с Евой. Более того, они сейчас в раю и считаются святыми. А женщины, продолжают до сих пор платить за грех Евы, который ей самой уже давно простили! И тогда какой самысл вообще в Причастиии? Ведь, что такое это Таинство? Мы исповедуемся и причащаемся, что бы изжить грехи. Научиться не грешить. А нечистота женская все равно остается, сколько не исповедуйся! Так за что женщина наказана? За способность рожать?
    Непонятно. Я на исповедь и причастие в эти дни не хожу. Более того, и свечки не ставлю, к иконам тоже не прикладываюсь. Но ощущение от этого - какой-то тяжести на дуже и греха. Причем как буд-то я за что-то наказана - а ни покаяться в этом немоу ни изменить что-то - тоже немоу.

  • Татьяна
    Татьяна 11 месяцев назадОтветить

    Если мужчины считают женщину нечистой. То вспомните что из нечистого чистое не выходит . А вч иимено из этого нечистого места вылезли .

  • Vetozka
    Vetozka 1 год назадОтветить

    Это глупость и самодурство.женщина богиня.она лебедь белая.в ней нечего не может нечистого

Загрузить больше комментариев
Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Если вы хотите, чтобы ответ пришел вам на почту,
укажите ее в соответствующем поле

Загрузить ещё