Вопрос читателя:
Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.
Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».
Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.
Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.
В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.
Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.