
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Почему в церковь нельзя с месячными?
Ответ:
Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?
Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию. Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.
Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.
Подробнее об этом здесь: Можно ли причащаться во время месячных?
Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.
Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен. Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».
Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15). Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл. Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).
Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.
«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно. Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».
«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к "нечистоте", не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время "очистительных женских дней". И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении "Апостольские постановления":
"Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя".
В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: "Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?"
В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью "Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)"? Святейший Патриарх пишет: "Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься". Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».
Редакция журнала «Фома»
Ну зачем всегда лить столько ненужной воды, спросили можно или нет, можно иди смело и никакого бреда не слушай ни во вне ни внутри!
Сам Христос отверг этот ветхозаветный вздор, а наши честнЫе "законники"когтями вцепились в него и никак не расстанутся!Видно, выше Христа себя разумеют. Веками трактаты строчат о нечистоте и второсортности Рождающей Жизнь! А судьи кто? Мужики всех мастей! От которых все кровавые войны, грязь, смрад и самые гнусные извращения!!!А церковным мужам пора самим от нечистот в головах избавляться. Прости, Господи! Один Ты наш Утешитель и Защитник!
Прочитайте, пожалуйста, материал. В православии нет представления о том, что женщина нечиста, "нечистота" - это просто термин, обозначающий время критических дней. Так же и учения о второсортности женщины тоже нет. Вы нигде не найдете в посланиях апостолов или постановлениях соборов слов о том, что женщина в чем-то хуже мужчины.
Сам Христос отверг этот ветхозаветный вздор, а наши честнЫе "законники"когтями вцепились в него и никак не расстанутся!Видно, выше Христа себя разумеют.
так ортодоксальные христиане и иудеи так и считали всегда
А Вы точно прочитали материал?
Прекрасно изложенный материал, спасибо огромное за него, за цитаты из Библии и высказывания святых.
Да не будет в храме крови иной, кроме жертвенной - так чтили иудеи жертвоприношения Богу. Т.е. не только женщина, но мужчина, ребенок с кровоточащей раной не должны были приходить в храм.
А в Церкви Новозаветной то же постановление - не принимать Тело и Кровь Христовы в состоянии кровотечения, только страха ради смертного. Проще говоря, чтобы приняв Тело и Кровь Господню вы не проливали ее затем вместе с потерей своей крови. Все очень разумно и духовно.
Аминь. Богу нашему слава!
Кузнецов Михаил, в чем именно препятствие месячных для причащения? Что в них нечистого согласно Новому Завету?
Правильно пишет Владимир: с, простите, гонореей ты "чистый", с месячными - "нечистый". Не бред? Чем половая болезнь "достойнее" и "чище" менструации настолько, что с последними нельзя причаститься, даже используя продвинутые средства гигиены?
Из комментария Владимира не вполне ясно, что конкретно он имеет ввиду - конкретно причастие, или в целом приход в храм, и именно поэтому я переспросил. Что касается "недостойности" менструации, то из приведенных в материале ответов священников и цитат святых отцов ясно видно, что в православии нет понятия "ритуальной нечистоты", и по сути это просто термин, доставшийся нам по наследству от Ветхого завета. Так что запрет причастия проистекает не из соображения того, что женщина недостойна принять Святые Дары (это мы видим, например, в том, что при смерти можно причащать независимо ни от чего), а из особого состояния её тела. В чем конкретно заключается нюанс я, к сожалению, пока не могу Вам одновременно и убедительно и компактно объяснить. Но учитывая, что мы регулярно здесь видимся, уверен, что какое-то время спустя мы ещё вернемся к этому вопросу, и к этому моменту я смогу найти достаточно однозначный и вместе с тем короткий ответ, чтобы было возможно разместить его в комментариях.
А что конкретно Вас смущает?