Вопрос читателя:

Почему в церковь нельзя с месячными?

Ответ:

Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?

Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию. Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.

Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.

Подробнее об этом здесь: Можно ли причащаться во время месячных?

Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.

Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен. Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».

Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15). Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл. Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).

Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.

«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно. Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».

«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к "нечистоте", не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время "очистительных женских дней". И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении "Апостольские постановления":

"Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя".

В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: "Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?"

В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью "Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)"? Святейший Патриарх пишет: "Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься". Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».

Редакция журнала «Фома»

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
15
6
Сохранить
Поделиться: