Вопрос с ребром: что отцы Церкви думают про мужской шовинизм - Православный журнал «Фома»
Вопрос с ребром: что отцы Церкви думают про мужской шовинизм
Sean Molin

Вопрос с ребром: что отцы Церкви думают про мужской шовинизм

4 мин.
iframe
Код скопирован

«Баба – дура не потому, что – дура. А потому, что – баба». Таких унизительных для женщины поговорок в нашей языковой культуре существует довольно много. Оправдывая такой мужской шовинизм, его сторонники зачастую ссылаются на традиционный уклад патриархального общества и даже на учение Церкви. Мы решили взять три поговорки подобного рода и посмотреть – что же на самом деле говорили святые отцы Церкви по озвученным в этих поговорках вопросам.

1. «Курица не птица, баба не человек»

Святой Григорий Турский в труде "История франков" упоминает любопытное обсуждение этой темы на Маконском соборе 585 года, собравшем иерархов Бургундии: «…поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека, сказано: ...мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам, что значит — человек, сделанный из земли, называя так и женщину и мужчину; таким образом, Он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы, то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее. Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен».

Из этого исторического курьеза, однако, вовсе не следует, будто Церковь когда-либо всерьез решала проблему – считать ли женщину человеком. Шестой век в Западной Европе был веком христианизации варваров. И реплика одного из участников Маконского собора была лишь отголоском языческих представлений о женщине у новообращенных франков и галлов. Так что породило этот нелепый вопрос вовсе не христианство. Наоборот, оно помогло его снять.

2. «Ребро, из которого Бог сотворил женщину – единственная в организме кость без мозга».

Еврейское слово «цела», употребленное в Библии там, где речь идет о сотворении жены, действительно было переведено на европейские языки как «ребро». Однако в еврейском языке его значение шире, и оно может быть переведено как «бок», «сторона». Эту более широкую трактовку использовали святые отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское, и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это – тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену» (святитель Иннокентий Херсонский).

Еще более определенно эта мысль выражена у преподобного Ефрема Сирина:

«Словами: мужчину и женщину сотворил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятому от Адама ребру, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самом ребре заключалось все, что нужно было для образования из него Евы, то справедливо сказано: мужчину и женщину сотворил их».

3. «Мужик в доме хозяин. Баба, знай свое место»

В Новом Завете действительно говорится о подчиненном положении жены в семье. Однако подчиненность эта носит весьма парадоксальный характер и скорее утверждает равенство мужчины и женщины, нежели отрицает его. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает отношения мужчины и женщины в браке ни много, ни мало - с отношениями внутри Пресвятой Троицы: «Хотя подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести. Так и Сын, хотя и покоряется Отцу, но как Сын Божий, как Бог».

В другом месте Златоуст подчеркивает, что у жены в доме тоже есть своя власть и что она по чести равна мужу, а также поясняет, в чем именно заключается преимущество мужа над женой и каким образом следует пользоваться этим преимуществом: «Если же ты любишь как должно, то достигнешь гораздо большего почтения себе, и достигнешь этого не столько угрозами, но собственно любовью. Женский пол весьма слаб; ему нужна большая помощь, особенное снисхождение. Снисходя к ее немощи, доставляй ей все, все для нее делай и терпи: это необходимо тебе. Хотя жене принадлежит также власть в доме, — вторая; хотя она имеет начальство и равночестна мужу, но при всем том муж имеет нечто большее, именно — преимущественное попечение о доме. Соответственно со Христом, он получил и то, чтобы не только любить свою жену как должно, но и благоустроять жизнь ее».

Итак, упоминаемое в Библии господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе не было наградой – ну за что можно награждать того, кто и сам согрешил? Это, скорее, дополнительная мужская обязанность - там, где это необходимо, принимать решения и нести бремя ответственности не только за себя самого, но и за свою любимую половинку, за свое прекрасное ребрышко, за ту, которая – плоть от плоти твоей. И не забывать при этом, что перед Богом вы с ней абсолютно равны по чести, как две стороны самого прекрасного Божьего творения - человека.

Читайте также:

На заставке фрагмент фото Sean Molin

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (60 голосов, средняя: 4,45 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Аманда
    Аманда2 года назадОтветить

    Спасибо, все верно написано.

  • Владимир
    Владимир3 года назадОтветить

    Статья недобрая. Не умиротворяет, а раздражает (мужеский пол) и щекочет самолюбие (у женского). Что хорошо видно по комментам. Автору крепко подумать - стоит ли продолжать такую лит.деятельность!

    • Редакция
      Редакция3 года назадОтветить

      Статья только в очередной раз напоминает, что для Господа все равны.

  • Татьяна
    Татьяна3 года назадОтветить

    Возможно женщина была создана из безмозглого ребра, но мужчина и вовсе был создан из праха земного... Мне кажется эти поговорки появились не так давно, потому что раньше в семье было больше уважения друг к другу

  • Андрей
    Андрей3 года назадОтветить

    Название статьи провокационное, а текст приписывает мужчинам то мнение, которого мы не придерживаемся.
    Автору советую перечитать послания к Коринфянам и 100 раз подумать прежде, чем спорить с Духом Святвм говорившим через апостола Павла.

  • Димитрий
    Димитрий8 месяцев назадОтветить

    Бабы, как негры: друг друга они бабами называют, а другим никому нельзя - оскорбление.

    Хорошо, если перевод некорректный, и взято не ребро, а часть тела, бок, сторону, половину, то что тогда было прикрыто плотью?

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

    Ошибка. Автор пишет не об участии женщин в церковных спорах, а о неверном толковании положения супруги в семье, в доме. Ну и конечно, если мы обращаемся к посланием святого апостола Павла по поводу отношений мужчины и женщины, мужа и жены, то нельзя обойтись без вот этой цитаты: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Ефесянам 5, 22-33)". Не может быть убрана ни первая, ни вторая часть этой двойной заповеди о взаимной жертвенной и трепетной любви между супругами.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил3 года назадОтветить

    Что конкретно Вы хотите этим сказать?

  • журнал_Фома_умалчивает_о_главном
    журнал_Фома_умалчивает_о_главном3 года назадОтветить

    А может быть проблемы православных сайтов, газет и ТВ (а может и семей?) в том, что нарушается апостольская заповедь?

    1-ое Послание Коринфянам Апостола Павла:

    "14:34. "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит
    14:35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви"

    Еще в другом Посланиии, к Тимофею (1Тим) :

    " 2.11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

    2.12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

    2.13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
    2.14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
    2.15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием."

  • Виктория
    Виктория3 года назадОтветить

    А вам не кажется странным, что кто-то считает себя вправе говорить подобное о других людях? И называть умным, и быть им совершенно разные вещи. Вот называют мужчин авансом "сильным полом", а в большинстве своем в России сил у женщин намного больше.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь