Если обращаться к мужским образам в советском кино семидесятых — первой половины восьмидесятых годов, то почти все типы недостойного, но характерного для мужчин поведения собраны Рязановым в исторический по жанру «Жестокий романс».
Этот фильм мне кажется более реалистичным и точным, чем «Ирония судьбы» и тем более «Служебный роман». Или прекрасный фильм «Москва слезам не верит», где ситуация с Гошей, если вникнуть, мало реальная. Просто директора завода там явно заменили женщиной, которую (как говорит «он же Гога») последнее время стали продвигать по профсоюзной линии, и не более того. Директор завода (который неизбежно имел также депутатский статус и набор привилегий) не смогла бы скрыть от Георгия, кто она. А вот «Бесприданница» неожиданно оказалась максимально правдивой.
Антураж девятнадцатого века не должен обманывать. Это как раз очень точное наблюдение за драмой женщины на фоне проблем с мужскими достоинством и честью. И кстати, показано, что в конечном итоге, Лариса, имевшая поначалу надежды на семью, согласна смириться. Единственной (но и самой неприемлемой!) в её глазах альтернативой становится гордящийся своим простым и «честным» положением герой Мягкова Карандышев.
Страшный человек, поскольку любит, на самом деле, только себя. Впрочем, там каждый мужчина по-своему подлец, а потому страшен. Менее всех, как ни странно, местный олигарх, богатый купец Мокий Пармёнович. Хотя не пытается врать, а прямо говорит, что ему надо...
Очень грустный фильм, конечно. Но ситуация-то распространенная. Может быть, и во времена Островского, но по-новому обострившаяся для поколения, искавшего честного счастья в частной, личной жизни. В момент, когда становилось всё тяжелее противостоять культу потребления и наживы. Пожалуй, «не раскрыта» до конца только тема пьянства. Хотя в разрушении семьи питие, конечно же, играло свою, катастрофическую роль.
Читайте также:
«Ирония судьбы», или почему я стал меньше любить самый известный новогодний фильм
5 нелепых героев Рязанова, на которых стоит посмотреть серьезно