18 ноября замечательному российскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Диапазон эмоциональной насыщенности его фильмов необычайно широк: от трагического «Жестокого романса» до безудержно жизнерадостной «Карнавальной ночи». О том, что Рязанов — настоящий мастер, можно догадаться уже по тому, насколько «живучи» его персонажи и цитаты из его работ: тут вам и анекдоты про поручика Ржевского на грани фола (кто вообще помнит, откуда этот поручик Ржевский взялся?), и «какая гадость эта ваша заливная рыба!» вместе со всей троицей влюбленных Жени и Нади и несчастного Ипполита, и девиз «свободу Юрию Деточкину!»…
Все фильмы Рязанова — своего рода «раскрашенные картинки из жизни». Они реалистичны, но чуть-чуть сказочны. Они назидательны, но нисколько не нравоучительны. Его герои порой могут выглядеть очень нелепо, но сквозь все их несуразность просвечивает напоминание о вещах по-настоящему серьезных и важных.
Юрий Деточкин
Объективно говоря, Юрий Деточкин — совсем не положительный герой. На одно мгновение вообразите себе такого человека в жизни: лезет в частную жизнь людей, собирает на них досье, а потом еще и вершит справедливость, вместо того чтобы передать преступников в руки правосудия. Вспомним Канта: «Ты всегда должен поступать так, чтобы максима твоей воли послужила основой для всеобщего законодательства». Это что же за общество получится, если всеобщим законодательством станет угонять машины у воров, пусть даже и переводя деньги за нечестно нажитое добро нуждающимся? Хаос. Жизнь по понятиям.
Но есть в Деточкине одна черта, которая перекрывает все его недостатки. И делает похожим на юродивого. Искание правды определяет все его существо. Именно за это он и гоним. Трагедия Деточкина в том, что закон юридический не успевает за ним в его утопической погоне за правдой.
А для нас все же этот очевидно чокнутый, уж простите за простонародное выражение, герой — напоминание. Напоминание о том, как важны искренность и ясность в «различении духов». О том, что в отношение ко злу нет места компромиссам. Пусть метод, который избрал Деточкин, и спорный, но цель — верная.
Корнет Шурочка
Фильм «Гусарская баллада» — практически гимн женскому равноправию (если не считать того, что женщины вовсе не обязаны бояться мышей, это, как нынче принято говорить, ложный гендерный стереотип).
Начало XIX века, то есть время, когда о равноправии полов думать просто смешно. Девушка, обученная фехтованию и верховой езде, отлично вписывается в обстановку Отечественной войны 1812 года и утирает нос молодым да и опытным офицерам. Шурочка не просто успешно притворяется юношей — она совершает настоящие подвиги, она удостаивается заслуженной награды, она продолжает военную службу…
Автор сценария Александр Гладков утверждал, что его Шурочка нисколько не списана с «первой женщины-офицера» Российской армии Надежды Дуровой. Действительно, в Шурочке больше того, что мы бы назвали «безбашеностью», а целеустремленность — та же. И это огромный урок.
За ее хитростью, на самом деле стоит простота. Сначала она подшучивает над самоуверенным женихом, но вскоре ее игра превращается в полную опасностей жизнь. Шурочка очень ясно дает понять, что человека следует ценить по тому, что он сделал.
Ничто не мешает девушке, владеющей навыками военного, спасти императорского адъютанта. Дерево познается по плоду, а не по форме.
Надя Шевелева
Вообще-то, «Ирония судьбы, или С легким паром» — фильм откровенно вредный. Начнем с того, что нельзя так ужасно напиваться, даже на Новый год (тем более накануне). Кроме того, очень жаль и Галю, невесту Жени, и Ипполита, жениха Нади. Они совершенно не виноваты, что их предполагаемые будущие супруги встретят свою судьбу в сказочную новогоднюю ночь и покинут их без малейшего сожаления. Говорят, в современном сиквеле «Иронии судьбы» все-таки оказалось, что Надя вернулась к Ипполиту, а Женя — к Гале, и это очень реалистично. Но это будет через двадцать лет, а пока — обратимся к оригиналу.
Описанная в фильме новогодняя ночь крайне сумбурна, и понять характер героев не так-то просто. Но у Нади есть одно неотъемлемое качество — доброта.
Это по доброте своей Надя не выставляет навязчивого гостя с милицией, особенно когда он начинает вести себя откровенно неприлично, выкидывая портрет ее жениха и так далее. Это по доброте (а вовсе не только потому, что он ее раздражает в ее же собственной квартире) она готова одолжить ему денег на билет до Москвы. Она, в конце концов, поет просто добрые и светлые песни!
И в развязке ее доброта сливается с надеждой на чудо. Пьяный, но мудрый Ипполит прямо и честно признал, что сломать отношения за одну ночь — можно, построить — нет. Но Надежда слишком хотела сказки и чуда. Она берет Женин портфель с веником и отправляется в Москву. Просто вернуть забытый веник. И чудо происходит.
Новосельцев
«Что может быть поучительного в этом слабохарактерном мужичке — ни рыба ни мясо?» — удивится читатель. Напрасно.
«Служебный роман» — одна из лучших и глубоких работ Рязанова. При всей нереалистичности происходящего: не превращаются гадкие уточки в царевен-лебедей только от разового мужского внимания, не превращаются невзрачные мужчины в мачо от симпатии со стороны начальницы. Но суть уловлена гениально: нам всем нужны любовь, внимание и забота. Только они сдирают маску Мымры с прекрасной благородной внешности, подаренной Людмиле Прокофьевне великой актрисой Алисой Фрейндлих. Только они делают незаметного сотрудника бессмысленного учреждения мужественным и открытым человеком.
Догадаться о том, что Новосельцев не так прост, как кажется, можно уже по тому, что он не вдовец — детей он отсудил у «угулявшей жены». И это — «плюс один к карме», как говорят живущие в компьютерных играх люди. Дело не в том, что Новосельцев мстительный мерзавец, не допускающий несчастную оступившуюся (а может и не оступившуюся, а просто полюбившую другого — не велик грех в эпоху застоя был официально развестись) мать до воспитания детей. Дело в том, что мать на протяжении фильма не появляется и не упоминается ни разу. Хоть бы единожды в разговорах с сослуживцами Анатолий в сердцах бросил, что она караулит детей у садика или школы. Или что пытается судиться.
Нет этого. Новосельцев — достойный отец, очень точно понимающий свой долг перед брошенными матерью детьми.
Новосельцев — порядочный человек. Он категорически не хочет приударять за начальницей ради повышения по совету как раз непорядочного приятеля Самохвалова. Его неловкие попытки привлечь ее внимание к себе — только доказательство того, что под бесхарактерностью скрывается неумение лгать.
Наконец, когда роман уже развивается «на полную катушку», Новосельцев еще раз проявляет свою порядочность, на этот раз уже по отношению к коллеге Рыжовой, опозоренной Самохваловым, когда дает пощечину последнему. Что, Анатолий не понимал, что Самохвалов и его заложит? Да он просто об этом не думал. Он думал про обиженную ни за что наивную влюбленную женщину.
Конец истории закономерен. Новосельцев, даже преданный «другом» может доказать своей «железной леди» силу своих чувств. Да, на истерике, да со скандалом. Но смог. Потому что в основе его характера — вовсе не мягкотелость, а стальной стержень порядочности.
Елена Павловна Малаева
«Гараж» — никакая не комедия, а трагедия советского быта. Люди ради блага превращаются в нечто страшное. Благо — это гаражи, по которым должно пройти скоростное шоссе. В наше время люди бы устроили скандал, написали бы в блоги, в Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), Путину — и добились бы не компенсации, так общественного внимания. Но на календаре —– глубокий застой, конец семидесятых. Руководство коллектива просто предлагает жертв. А коллектив готов этих жертв загрызть.
И тут на арену этого цирка человеческих отношений выходит маленькая и не очень красивая женщина, которую никто в жертвы не назначал. Елена Павловна Малаева, младший научный сотрудник, по-детски наивно заявляет, что так нечестно, запирает помещение, где происходит совещание, и требует разобраться. Между прочим, прекрасно понимая, что «разобраться» могут и не в ее пользу.
Ох, и получит она за свое правдолюбие. Обругают, публично распустят сплетни про ее личную жизнь, не пожалев даже ее ребенка. Ей бы рассердиться, кинуть ключ и уйти вон: «Решайте, как знаете, можете и меня выкинуть». Но нет. Малаева способна на обиду, но не способна ни на гордыню, ни на гнев. Она тоже, как и первый наш герой — прирожденный правдоискатель.
«Гараж» заканчивается так же печально, как и «Берегись автомобиля» — правду восстановить не удалось. Ни за что ни про что был исключен из числа пайщиков спящий заведующий отделом насекомых (дело происходит в загадочном НИИ охраны животных от окружающей среды). Но по крайней мере два шага к правде с помощью Елены Павловны сделать удалось — выставили «блатных», а не тех, кто не мог себя защитить.
Был ли Эльдар Александрович христианином, я не знаю. Но своих героев он наделял простыми человеческими добродетелями. Которые по сути и есть христианские.