«Ирония судьбы», или почему я стал меньше любить самый известный новогодний фильм - Православный журнал «Фома»

«Ирония судьбы», или почему я стал меньше любить самый известный новогодний фильм

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Много лет подряд я горячо и нежно любил фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Вместе со всей страной я смотрел его каждый Новый год. А когда появились видеомагнитофоны, одной из первых купленных мною кассет была, конечно же, «Ирония судьбы». Я выучил этот фильм практически наизусть, я пел под гитару замечательные песни оттуда, радость приближающихся зимних праздников всегда была растворена для меня ожиданием этой доброй рязановской сказки. Но странное дело, чем старше я становился, тем больше в этой безоглядной любви начинали звучать нотки какого-то сомнения.

Мне уже мало было просто смотреть кино и получать удовольствие. Хотелось понять — что же за послание авторы вложили в этот фильм, откуда в нем такое волшебное ощущение праздника, и почему с годами у меня все сильнее стали примешиваться к нему совсем другие чувства — тревоги и разочарования? Я попытался разобраться в этой непонятной перемене своего отношения к фильму, и в итоге пришел к весьма неожиданным для себя выводам. Но, прежде чем рассказать о них, предлагаю сделать небольшой экскурс в историю забытого ныне литературного жанра.

Хочется чуда

Человеку свойственно ждать чуда. Всегда, при любых обстоятельствах и несмотря ни на что. Так уж мы устроены, что где-то в глубине души у нас обязательно живет надежда на счастливый случай. На некий поворот судьбы, который сразу и вдруг разрешит все наши проблемы и горести, которые мы год за годом никак не можем решить сами.

«Ирония судьбы», или почему я стал меньше любить самый известный новогодний фильм

Понятно, что для христианина такая надежда обращена не к абстрактной судьбе, а к Подателю всяческих благ. Поэтому, наверное, и появился в европейской литературе жанр святочного рассказа. В этих рассказах не было вероучительных наставлений, и даже события, сначала казавшиеся читателю мистическими, в финале вдруг раскрывались как самые обыкновенные, имеющие вполне обыденное разъяснение. Но эта внешняя их обыденность всегда содержала в себе два важных условия, без которых святочный рассказ был попросту невозможен: это  привязка всей истории к Рождеству и любовь к ближнему. Именно ею движимы герои рассказа, совершающие те самые, вроде бы самые обычные, поступки. В таком стремлении уподобиться Христу накануне праздника Его пришествия в наш мир и заключается главный мистический смысл этого жанра. Самым древним его прототипом, наверное, можно считать историю из жития святителя Николая, который тайно подбрасывал деньги в дом обнищавшего отца трех дочерей. Не случайно именно этот святой под именем Санта Клауса стал символом европейских рождественских праздников.

В святочном рассказе повествование начинается с, казалось бы, безвыходной ситуации, в которой оказывается герой. Он глубоко несчастен, и не может найти выход из жизненного тупика. Вот тут и начинает действовать Провидение, чудесным образом направляя события так, что случайный прохожий забирает к себе в дом замерзающего сироту, несчастный влюбленный, думающий о самоубийстве, вдруг получает долгожданное письмо от возлюбленной, а к тоскующему одинокому старику внезапно приезжает целая толпа детей и внуков с подарками и угощением. В этой незатейливой фабуле «бытового чуда» содержалось важное напоминание: наша жизнь — не игра слепого случая, не набор бессмысленных событий, следующих одно за другим, в ней есть Божественный план, который осуществляется даже в тягостных обстоятельствах нашей жизни. И такие чудеса происходят с нами ежедневно, просто в Рождественские дни проще бывает увидеть за обыденными событиями любовь и заботу Бога о каждом из нас.

Традиция святочного рассказа была прервана революцией 1917 года. Даже сам календарь способствовал этому разрыву: после введения государством европейского летоисчисления Новый год вдруг оказался на неделю раньше православного Рождества, подменил его собой, лишив традиционный зимний праздник христианского содержания. А за празднование Рождества могли и арестовать. Даже простая ёлочка подверглась репрессиям: новая власть запретила и Рождественское деревце.

ironia141_1

Правда, несколько позже зимние праздники в советской стране опять стали походить на дореволюционные. Но теперь они уже напрочь были лишены какого-либо христианского содержания. Рождественская ель стала новогодней, Вифлеемскую звезду на ней заменила красная пятиконечная, а место Санта Клауса занял фольк­лорный Дед Мороз. Но неизбывную жажду чуда вытравить из советских людей так и не удалось. Поэтому святочные рассказы странным образом сумели пробраться и в русское искусство эпохи государственного атеизма. И, конечно же, одной из самых известных и любимых в народе историй подобного рода оказался фильм «Ирония судьбы».

Жизнь в прокуренном вагоне

В самом деле — вот он, герой попавший в безвыходное положение: непьющий доктор, которого друзья-алкоголики напоили до бесчувствия, перепутали с таким же мертвецки пьяным товарищем и по ошибке отправили самолетом в Ленинград. Новогодняя ночь с невестой в Москве накрылась медным тазом, человек оказался один в чужом городе, в чужой квартире, с больной головой, без денег... Такого приключения не пожелаешь и врагу. Но в новогоднюю ночь чудо неизбежно по законам жанра. И когда герой заплетающимся языком спрашивает в аэропорту у пьяных друзей, куда они его тащат, те отвечают вполне определенно: «Навстречу твоему счастью».

Действительно — все для него заканчивается вполне благополучно: хозяйка ленинградской квартиры вдруг симпатизирует проспавшемуся Лукашину и даже готова ради него отказаться от жениха, с которым встречается уже несколько лет. Правда, жених категорически не согласен с таким оборотом и пытается объяснить героям, что за несколько часов новогодней ночи старые отношения разрушить можно, а вот новые создать не получится. Но из года в год вся страна дружно смеялась над несчастным Ипполитом и его рассуждениями. А внезапной влюбленности немолодых уже людей сопереживала с замиранием сердца. Потому что их встреча подана в фильме как то самое новогоднее чудо, без которого немыслим святочный рассказ. Недаром же Н. С. Лесков писал: «Преглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит».

Вот оно и произошло. Единственное не запрещенное антирелигиозной идеологией чудо — встреча двух любящих друг друга людей. Именно оно и сделало этот замечательный фильм любимой новогодней сказкой нескольких поколений советских людей.

Но лишенный религиозного содержания святочный рассказ содержит в себе неустранимое противоречие: если нет Бога, тогда кто же направлял судьбу окоченевшего от водки героя навстречу его счастью в эту новогоднюю ночь? Остается лишь слепая случайность, нелепое стечение обстоятельств. Которые в этот раз сложились счастливым образом, но вполне могли привести и к трагическому финалу. И человек в руках этой безликой и бессмысленной силы всего лишь жалкая игрушка, с которой может произойти не только чудо, но и кошмар. Будучи внутренне правдивым произведением, фильм «Ирония судьбы» содержит в себе и эту мысль тоже, хотя она и не выведена на передний план повествования. Но сквозит, сквозит в нем какая-то нотка безысходной обреченности.

И совсем не случайно прозвучало в финале фильма стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Поэт написал его, потрясенный своим чудесным спасением: поезд, на котором он должен был ехать, разбился, а поэт остался цел, потому что не смог расстаться с любимой женой и накануне сдал свой билет.

Казалось бы, вот оно, настоящее чудо. Но в стихотворении все почему-то происходит ровным счетом наоборот:

…Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне,
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

Почему же чудесное спасение вызвало у автора такую странную реакцию? Наверное, причина все в том же — опустошенном понимании чуда, когда удивительное спасение от катастрофы воспринимаешь не как волю о тебе доброго и любящего Бога, а  как бездумную игру нелепого случая. Который в любой момент может тебя уничтожить без всякой причины, точно так же, как сейчас — спас.

Поэтому стихотворение так органично вписалось в фильм, ведь герои в нем движимы случаем, а он слеп и непредсказуем. И радоваться их счастью не стоит: кто знает, какой еще сюрприз готовит героям капризная судьба.

«Ирония судьбы», или почему я стал меньше любить самый известный новогодний фильм

Конечно же, с точки зрения церковной традиции в этой киносказке нет ничего, что относилось бы к самим святкам, к Рождеству, к христианским праздникам. И все же к святочному рассказу фильм имеет отношение, пускай и опосредованное. Да и сами его создатели не особо скрывали жанровую принадлежность этой комедии. Иначе зачем было делать первым кадром фильма крупный план православного храма? И потом, вспомните сцену, когда респектабельный Ипполит тоже решил приобщиться к новогодним чудесам. Для этого он где-то надирается вдрабадан и снова приходит к отвергнувшей его невесте, бормоча нелепые слова: «Шел по улице малютка, посинел и весь продрог»? Мало кто знает, что это — строка из святочного стихотворения русского поэта Карла Александровича Петерсона «Сиротка». В проходной реплике несчастного Ипполита авторы дают недвусмысленный намек: вся рассказанная ими история — не что иное, как святочный рассказ. Наверное, в этом всё дело. Когда-то отблеск этого забытого жанра в фильме наполнял мое сердце радостью и надеждой на возможность чуда. Но теперь я вижу в этой истории совсем другой смысл. И уже не могу, как прежде, радоваться за тех, кто оказался игрушкой в руках судьбы — божества, способного иронизировать.

Сиротка

Карл Петерсон

Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.

«Боже! — говорил малютка, -
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Божей добрый, сироту?»

Шла дорогой той старушка -
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;

Положила спать в постельку -
«Как тепло!» — промолвил он.
Запер глазки… улыбнулся…
И заснул… спокойный сон!

Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (73 голосов, средняя: 4,56 из 5)
Загрузка...
28 декабря 2022
Поделиться:

  • Марина
    Марина5 месяцев назадОтветить

    Сколько открытий я для себя делаю в " разборе полётов "! ( простите - в анализе фильма ).
    Только вот не совсем понятно, почему это " сатира над опустившимися людьми "?(с) Женя Лукашин - врач; филолог - преподаватель ( если не ошибаюсь ) Наденька. Вполне состоявшиеся люди. Причём, Наденька ведёт себя не по-хамски.
    А если представить Женю Лукашина в работе, например? Ну не вечно же длится Новый год с салатами оливье, пельменями и шампанским! Зубы тоже болят. И ещё как! Тогда Женя Лукашин - очень даже герой на своём рабочем месте. Если только представить.
    ______________________________________

    "... а Лукашин ничем не заслужил подарков судьбы " (с)
    --------------------------------
    Для сравнения можно посмотреть американский фильм " Чужой билет ".
    Действие разворачивается в аэропорту Чикаго под Рождество. Из-за сильного снегопада задерживается рейс самолёта, на котором должен был лететь домой простой учитель, отец двоих сыновей Грэг Джанелло ( ему нужно было успеть к распродаже рождественских ёлок ). Он очень переживал, что не выполнит данное сыновьям обещание.
    Тогда случайный попутчик Бадди Эмарал ( далеко не положительный персонаж! ) отдаёт Грэгу свой билет, а сам проводит время с подружкой в отеле аэропорта.

    Далее события разворачиваются не по тому сценарию, который планировали герои фильма...

    " Чужой билет " ( " Bounce " ), США, 2000 год.

  • Никита
    Никита5 месяцев назадОтветить

    Фильм не просто сомнительный, а откровенно дурной. В нём нет ни одного положительного героя, он ничему не учит и ни о чём не рассказывает, в лучшем случае - злая комедия, сатира над опустившимся людьми. Есть советские фильмы с ветхозаветной моралью (Место встречи изменить нельзя), есть с Евангельской (Белое солнце пустыни). В "Иронии Судьбы" нет ни того, ни другого, пустой фильм.
    Женя Лукашин и остальные персонажи действительно неспособны ни к какому проявлению воли и внутренней силы, их просто несёт случайностями туда-сюда. Их счастье, любовь и поступки ничем не обусловлены, кроме внешних обстоятельств, а Лукашин ничем не заслужил подарков судьбы и утратит их также легко и случайно, как и получил. Да, Жене досталась Надя, но произошло это чисто на каком-то взаимном эмоциональном всплеске, что делает эту барышню очень сомнительным выбором. Завтра на неё снизойдёт новое "чудо", и снова случится влюблённость, уже в третьего мужчину, а Женю самого выставят за дверь.
    О пригодности Гали к женитьбе и говорить не приходится. "Друзья" Лукашина ещё хуже его самого - компания банно-пьяных неудачников и коварных предателей в одном лице, которые непутёвого друга вместо того, чтобы в жизни поддержать, напротив, тянут на дно и ставят подножки.
    Ипполит просто жертва хищницы-судьбы, которая сегодня по какому-то капризу благосклонна ни к нему, а к Жене.

    Слабый кроткий герой - это не плохо, напротив, это очень глубокий и мудрый образ. Например, Фродо Бэггинс и Энди Дюфрейн. Но в их случае их смирение становится силой, зло они побеждают добром, зло - прощением. Это не про Женю Лукашина, потому что он просто слабый и всё. Наверное, именно такие фильмы внесли свой вклад в разложение СССР, когда стали воспеваться не люди из стали, не горячие мечущиеся души, не духовная брань, а жалкие и пошлые модели поведения, отсутствие мужества и внутреннего благородства.

  • Марина
    Марина5 месяцев назадОтветить

    Фильм, конечно, драма. Большой философский смысл. Снят был с советское время, светский. Он заставляет думать о смысле бытия. А свет Рождественской ели присутствует и во тьме грехов людских светит, тем не менее.

  • Марина
    Марина5 месяцев назадОтветить

    " Я вижу в этом фильме другое "(с)
    ----------------------------
    Вот это поворот! Женя идёт в баню с друзьями, напивается, улетает в другой город...
    в общем, " сама невинность " ... особенно, когда крепко целует Наденьку на глазах у обалдевших подруг)))

    Обязательно пересмотрю фильм.

  • Марина
    Марина5 месяцев назадОтветить

    Давно не пересматривала фильм, но воспоминания о нём светлые и ... грустные -
    всё-таки два героя фильма ( Ипполит и Галя ) остались обманутыми в своих ожиданиях.
    А с другой стороны - ни Женя Лукашин ни Надя не были связаны брачными узами со своими избранниками.
    И хотя это советская комедия, в которой не принято было говорить о чуде, тем не менее, что как ни чудо произошло с героями! Поэтому фильм и был так популярен и любим.

    С наступающим Новым годом и Рождеством! Счастья всем, любви и главное - мирного неба!

    • Елена
      Елена5 месяцев назадОтветить

      Я вижу в этом фильме другое. В самом начале фильма, помните, Галя,с которой Женя встречается, предлагает ему провести новогоднюю ночь вдвоем. Женю это смущает, он чувствует ее лукавый замысел, понимает, что к чему, отговаривается. Все же он чист душой и, грубо говоря, блуда не хочет, но и отказать боится. Наверное, поэтому он и напился, душевный разлад у него был, в глубине души он боялся. Дальшейшие события спасли его от греха и следующие встречи с Галей стали уже бессмысленными. То же и с Ипполитом. Мне бросилась в глаза его победная улыбка в лифте, когда он отправлялся на встречу с Надей. Но победа ему не досталась.

  • Евгений
    Евгений5 месяцев назадОтветить

    Любое произведение искусства смотрят ( читают, слушают) с удовольствием не потому что в нем безупречно высоконравственные поступки персонажей, полностью соответствующие нашим критериям поведения.

  • Валентина
    Валентина2 года назадОтветить

    Давно уже разлюбила этот фильм. Ничего волшебного, а тем более "великой любви" не наблюдаю. Скорее, два человека, ранее не пускавших чувства "на самотек", поддались порыву. Но это 100% не любовь, даже не влюбленность. Одним словом, скорее, грустный фильм, о том, как не надо (пить, когда не умеешь, раздавать обещания, клясться в чувствах, кидаться в омут с головой с первым встречным и т.д.). Что действительно трогает - музыка

  • Catilina
    Catilina2 года назадОтветить

    Александру Ткаченко. Наверное, Вы смотрите на ситуацию фильма, снятого светским режиссером, глазами воцерковленного человека с большим жизненным опытом. Не можем же мы оставаться прежними, как 30 лет назад.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков3 года назадОтветить

    Но в балладе герой как раз погибает вместе со всеми. И обращено стихотворение не к себе, а ко всем: "С любимыми не расставайтесь...". Тут по-моему Вы над поводом размышляете. Повод не мог не поразить. Потрясение от того, что любимый человек почувствовал явную, но необъяснимую тревогу, смог убедить Кочеткова сойти с поезда и спасти -- это действительно из ряда вон выходящее событие. А считал ли он, что остальных погубил слепой случай, разве мы об этом знаем? В балладе: "И никого не защитила... обещанная встреча". И: "Всякий раз навек прощайтесь". То есть там он никак не провляет "систематической ошибки". И не впадает ни в какой экстах. В реальной жизни переживание того, что все погибли, а кто-то, буквально один человек, выжил, это огромное испытание. Оно естественно будет вызывать у всех и каждого вопрос: как? почему? Гордый человек или нет, всё равно. Если не он сам, то вокруг него все, особенно родственники и друзья погибших, обязательно спросят: "Почему именно ты?" И возможно, увы, станут завидовать или подозревать того, кто выжил, в гордости избранничества. Разве не так?..

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь