Лингвист-переводчик, страновед, актёр театра и кино, телеведущий, блоггер, создатель популярного портала для греков и филоэллинов и социальной сети yagrek.com — всё это Янис Политов. Но по-настоящему знаменитым его сделал фильм «Философия» — первая режиссёрская работа Политова, сразу же попавшая в отбор Short film corner одного из самых престижных фестивалей мира - Каннского кинофестиваля. После этого «Философия» с успехом участвует в фестивалях России и за рубежом. Можно будет увидеть её и 28 августа, на предстоящем кинолектории православного фестиваля «Артос» в Сокольниках.

Но что же такого особенного в этой 15-минутной ленте? Или секрет успеха — в личности самого режиссёра? О неожиданном успехе картины и личной философии Яниса Политова побеседовал Председатель оргкомитета «Артоса» Алексей Токарев.

 

Мы на фестивале не ставим перед собой задачи показывать только те ленты, которые привыкли относить к духовному кино — жития святых, какие-то документальные ленты, посвященные великим подвижникам Церкви и т.д. Поле гораздо шире — ведь можно говорить о вере и опосредованно, главное - пробудить в человеке желание вообще задуматься о месте духовного, поговорить о поиске нравственной основы нашего повседневного существования и о том, что за всем в жизни стоит в конечном итоге Бог. Твоя лента как раз попадает в такую категорию — фильмов, очень тонко, очень незаметно, но в то же время очень глубоко затрагивающих эти внутренние струны в душе человека.

Конечно, сам я закладывал в этот фильм мысли именно об этом. Неслучайно в итоговый монтаж я намеренно включил ряд кадров, который, на мой взгляд, эту идею отражают. Интересно, что финальные сцены, где герой идёт по дороге к храму по аллее с обелисками философов — я это не придумывал специально, это действительно так при храме Петра и Павла в Ессентуках. Такая неслучайная случайность, в которой для меня — огромный смысл, присутствия Бога в каждой детали нашего существования, когда я это увидел, был поражён — готовая декорация для моей ленты. Но, с другой стороны, любое искусство - это со-творчество того, кто сделал, и того, кто это воспринял. Есть и будут такие, кто в моей работе не увидит ничего этого, только бытовую, поверхностную историю. Иногда мне кажется, что это только я вижу в своей работе смыслы и многослойность, и что поддержка фестивалей по всему миру — это просто мне так повезло, такая случайность, а для кого-то другого же это будет просто лента без смысла и наполнения. Конечно, не хотелось бы, но всё-таки так часто бывает — не видят люди никакой философии, потому что, наверное, они её в принципе не ищут ни в чём.

Ну это же нормальный тренд для сегодняшнего общества — кино должно развлекать, а не «грузить».

В нём человеку потом становится невыносимо скучно. Когда жизнь только одним днём, ради того, чтобы в этот день было хорошо — и этого вполне довольно, тогда и жизнь в буквальном смысле пролетает, потому что она пустая, а не наоборот — что бег времени якобы увеличивает нашу внутреннюю пустоту. Вообще я считаю в том, что стираются все рамки и снимаются ограничения — неправильно. Столько сейчас свободных отношений, разваливающихся семей, бездетных женщин… И так незаметно это всё пришло, понимание того, что это нормально. Не мне судить, но я считаю всё это очень взаимосвязано, всё следствие того, что человек не видит смыслов, а видит только поверхностно — какие-то разовые стремления. Еще с древних времён, с появления денег это всё пошло.

Всех секретов раскрывать не буду, но сейчас готовлюсь снимать как раз об этом — о том, как неправильно мы воспринимаем роль денег в своей жизни и как бессмысленно мы её тратим в достижении их. Надеюсь, проект получится очень классным!

Хотя по этимологии слово «богатство» близко к слову «Бог» и не несёт в себе негатива. Я своим личным примером хотел бы показать, что зарабатывать деньги нужно только ради того, чтобы иметь возможность помогать другим людям. У меня очень многое завязано на взаимопомощи, на дружбе и поддержке моих близких. И, по-моему, это основной принцип, который должен быть заложен в основу нашего существования: заниматься тем, что тебе нравится и помогать другим людям, уметь отдавать. Каждый человек — режиссёр своей жизни, как ты построишь свой сценарий, так пойдёт и действие. Научишься отдавать — тогда всё то, что ты делаешь, будет возвращаться к тебе, а не падать куда-то в пространство.

_MG_7472
Фото Марии Темновой

То есть, получается, это и есть, условно говоря, философия твоей жизни? А место для веры в ней?

Вера прежде всего в том, что ты делаешь, что ты из себя представляешь. Слова, надежды, какие-то духовные устремления не значат ничего, когда человек ничего не делает. Вера — она весьма конкретна для меня— это тот свод установок, по которым я должен действовать, чтобы жить для чего-то, а не просто так. Не инструмент для получения благ, а то, что можно отвлечённо назвать словом «совесть». Не ждать и не просить, а делать самому, без декларативности, без громких заявлений, в помощи тем, кого ты любишь, в уважении и любви к своей семье, в ответственности — в общем-то во всех делах, которые мы совершаем осмысленно, та мерка, по которой ты оцениваешь, насколько правильно живёшь. Я и в фильме стараюсь эту мысль пронести, что важно понимание того, что необходимо присутствие понимания последствий твоих действий в жизни. Присутствия Того, перед Кем ты будешь в конечном итоге нести ответственность: ведь здесь, в земной жизни ничего не заканчивается — это абсолютно точно. И это тоже такая философия времени, что оно протяженное, и не бывает одномоментным, оно всегда — ради чего-то.

Но вера — это очень внутреннее и личное, то, что не выставляется на показ. Моя мама, которой я и посвятил свой фильм, всегда говорила «не нужно влезать в мои отношения с Богом, главное — что они есть». Так меня воспитали и так я вижу.

Фильм ты посвятил маме, а сам в нём выбрал для себя очень короткую роль «камео» священника. Почему?

Конечно, «примерив» эту роль, я ни в коем случае не считал, что я выполняю роль какого-то духовного символа центра или становлюсь более праведным. У моего папы было привезено с Афона одеяние священника — я его взял для ленты и просто сыграл. Еще до «Философии» я в сериале «Раскол» играл греческого иеродиакона Милентия. Но играть священника — это не то же самое, что быть им. Вообще, для меня священник — это априори человек-образец. Чистый, незапятнанный, открытый, живущий, прежде всего, для других людей, что, конечно, непросто и дано не каждому. А сыграть можно кого угодно, как мы каждый день играем какую-то роль в разных сферах нашей жизни. Остаёмся одни или засыпаем — и только на это время становимся сами собой, полностью очищенными ото всего, такими, какими мы созданы и какие мы есть. Я играл и играю сотни разных ролей, но никогда не впускаю роль в себя надолго — ни в кино, ни в театре, ни в жизни. Мой преподаватель во ВГИКе Всеволод Николаевич Шиловский говорил — «не так сложно войти в образ, как сложно из него выйти — там может понравиться». Была в моей актёрской истории и роль Иуды — это просто актёрский опыт: подготовился, сыграл и... отпустил Иуду навсегда. Собственно, его я в себя и не впускал, это тоже часть актёрской профессии — уметь внутренне отсеивать роли, в которых тебе не комфортно, но отыгрывать их. В жизни тоже ведь так бывает.

_MG_7517
Фото Марии Темновой

Ты, судя по твоей биографии, был всегда в поиске хорошей «роли» для себя, того пути, по которому хотел бы идти…

Да, я же изначально учился на лингвиста, переводчика французского языка. После этого, уже переехав в Москву, окончил МГУ, стал специалистом по французскому страноведению. Потом ушёл в школу «Останкино», чтобы стать ведущим теле- и радиопрограмм. Затем – долгая история поступления во ВГИК, актёрский факультет и мастерская Всеволода Шиловского, работа в драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна, и... снова телевидение (Почти пять лет Янис создавал праздник для детей и их родителей в «Академии занимательных наук» и «Азбуке цирка» телеканала «Радость моя» - прим.ред.).

То есть ты сознательно свернул на совсем другой путь с научного на творческий? Но ведь в церковном сознании часто бытует мнение, что актёрская профессия - лицедейство — это не совсем то, чем должен бы заниматься человек добропорядочный.

Когда я поступал во ВГИК, я очень переживал — очень долго не мог пройти отборы, и в какой-то момент пошёл за советом на Московское подворье Александрийской Православной Церкви при храме Всех святых на Кулишках, к Владыке Афанасию (Киккотису). Поделился с ним переживаниями, спросил — может быть вообще моё желание во что бы то ни стало попасть на этот факультет в корне неправильно, что не ту я выбрал профессию - лицедейство. На что Владыка мне ответил, что максимальный талант, который может быть у человека — быть хорошим актёром, если ты используешь этот талант правильно. Поэтому думаю, эти все мнения не более, чем предрассудки. По крайней мере, могу со спокойным сердцем считать, что благословение отца на то, чтобы стать актёром, у меня было.

Искусство как раз вполне способно говорить с человеком о метафизическом. Скажу больше — на мой взгляд, сейчас только искусство и культура и остались способными об этом говорить. Духовность и культура всегда связаны, убери культуру и образование — и делай с человеком всё, что хочешь — не останется сдерживающих факторов.

То, что мы сейчас видим в обществе — только следствие огромного ряда факторов изменения современного мира. И это неизбежность. Сейчас совершенно бесполезно пытаться воевать против культуры потребления и прочего негатива. Нужно просто понять, что есть такая история и не просто её принять, но и попытаться хотя бы своё личное пространство и то, что вокруг себя, как-то преобразовать.

_MG_7463
Фото Марии Темновой

Новыми фильмами?

Сейчас для меня новый виток — не только режиссура, и конечно мои социальные проекты. Собственно, именно ради позитивных преобразований в окружающем меня лично пространстве я и занялся созданием социальной сети yagrek.com, которую я запустил буквально неделю назад, спустя 3 года с момента создания одноименного интернет-портала для греков и филоэллинов. Для нас всех это попытка вырваться из паутины Фэйсбука, это наш личный дом, куда приходят только дорогие гости и там мы формируем своё информационное пространство. Наверное, мы просто устали жить в стёртом обществе, где нет этноса и нет всего того, что отличает нас, греков, от других народов.

У меня в кино говорится про время, и это, на мой взгляд, самое дорогое, что у нас есть. Не случайно же в древнегреческой парадигме именно Кронос был главным богом, создателем всего сущего. Мы столько времени сейчас тратим впустую — на том же Фэйсбуке, в просмотре пустых фильмов, в чтении пустой информации, всякие бесполезные картинки с котиками. Всё это приносит реальные доходы создателям социальных сетей и развлекательных порталов — а мы это время просто сливаем, своё личное драгоценное время. Поэтому я и занялся своим проектом, чтобы людей вытянуть хотя бы на то, что реально греческому сообществу даст пользу, вместо бесполезного просиживания в онлайн.

У меня, кстати, оба моих проекта – портал #ягрек и соцсеть yagrek.com запустились 15 августа в день Панагии (в Греции Успение празднуется в этот день, подробнее об этом на сайте "Фомы"), Успения Пресвятой Богородицы. Опять кто-то скажет, что это случайность, но сам я не верю в случайности. Вот даже моё имя — оно же неправильное, в греческом варианте должно быть Яннис, а меня в советское время могли записать в паспорт только как Яниса, по-прибалтийски. Меня это всегда немного расстраивало, а потом как-то в самолёте, буквально от нечего делать я заметил, написав имя по вертикали, что три буквы моего имени соответствуют первым буквам имен моих предков. «Я» +Никифор, Иван и Сергей - три поколения нашего мужского рода в одном моём имени: прадеда, деда, отца. Но, конечно, когда меня называли родители, они об этом даже не думали.

В общем, всё в жизни наполнено высшим смыслом. Но только для того, кто хочет и готов его увидеть.

 

На заставке фрагмент фото Марии Темновой

 

Читайте также:
10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви

12 мест православной Греции

 

0
0
Сохранить
Поделиться: