Часто приходится слышать: вот, были времена, когда вера в Бога была вписана в сам образ жизни. Тогда и верить было делом естественным, не то что теперь. И рассказывают, к примеру, про дореволюционную Российскую империю, когда якобы не было трагического зазора между миром в церковной ограде и за ее пределами и жизнь человека с рождения строилась по христианскому укладу. А кто-то, наоборот, вспоминает об эпохе атеистических гонений, когда сами обстоятельства, казалось бы, способствовали «настоящему христианскому подвигу», а не «нынешней расслабленности». Или про первые века христианства — эталонное время...

Но всегда ли за таким очарованным взглядом в прошлое стоит попытка найти ориентир для жизни сегодняшней, или иногда мы попросту пытаемся закрыться от одной мысли — сколь банальной, столь в этой банальности неудобной? Ведь если мы всерьез задаемся вопросом, что Господь для нас приуготовил, мы должны понимать, что замысел Бога — он и в том, что живем мы в это самое время, и нечего сетовать, что вот, мол, был какой-то «золотой век» в истории Церкви или трагические эпохи, которые порождали «настоящих верующих» сами по себе. Просто потому, что этого золотого века никогда не было. Но очень хочется, чтобы был. По мысли С. С. Аверинцева, это стремление у некоторых христиан связано с тем, что в христианстве, в отличие от иудаизма и ислама, нет абсолютной святости места (храмовая гора) или даже священного писания как последней инстанции откровения, самой последней реальности откровения. Такой абсолютной, безусловной реальностью в нашей вере является Сам Христос, а не описание Его земного пути или места, где ступали Его ноги.

А времена... У каждого времени свои сложности. Были они и в средние века — эпоху максимального совпадения культуры и христианских смыслов... И мы должны научиться со смирением и кротостью принимать то время, в которое мы живем, и именно в нем искать себя. В этом и есть тот подвиг — может быть, с самой маленькой буквы, — к которому каждый из нас предназначен.

И главное: в какое бы время ты ни жил, — будь то время напряженного поиска, слома эпох или относительного покоя,— должна произойти личная встреча со Христом. Эта встреча необходима любому — и тому, кто приходит к вере в поиске, и тому, кто вырос в лоне Церкви, но до конца не понимает той радости, того сокровища, которым обладает. Впрочем, мне трудно представить, что испытывает человек, чья церковная жизнь с детства протекает естественно, плавно, без каких-то потрясений, и при этом приводит к глубинному единению со Христом, поскольку у меня такого опыта нет. Уверен, это тоже возможно, потому что пути Господни неисповедимы. Но было бы странно и дерзко с моей стороны утверждать, что должно быть так, а не иначе. И все-таки личная встреча со Христом должна произойти.

Однако и эта встреча автоматически не означает того, что дальше ты можешь успокоиться, остановиться. Недавно в «Инстаграме» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) кто-то спросил меня: а что, если Истина найдена, поиск заканчивается? И я ответил: когда понимаешь, что истина во Христе, поиск только начинается, потому что Бог — неисчерпаем.

...Я считал и считаю, что не нужно бояться сомнений. И мы не случайно когда-то дали «Фоме» определение «журнал для сомневающихся». Мы никогда не думали, что вот, есть какая-то группа ни в чем не сомневающихся журналистов, которая объясняет сомневающимся, как надо жить. Мы всегда делали журнал в том числе и для себя. Потому что сомнения — это показатель жизни, они свидетельствуют, что твои вчерашние представления о Боге не соответствуют тебе сегодняшнему: у тебя сегодня новые запросы и новые вопросы — еще вчера их не было, а теперь они появились, и ответов на них у тебя нет. Естественно, Евангелие может дать ответ на все, но найти его там ты должен сам.

0
0
Сохранить
Поделиться: