Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также кратко рассказать о святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 8 ноября.
Воскресенье, 8 ноября 2020 года, великомученика Димитрия Солунского
В неделю двадцать вторую по Пятидесятнице мы обращаемся в молитве к древнему святому — великомученику Димитрию Солунскому. Не менее важным событием воскресного дня стало необычное для церковного календаря воспоминание: более 12 веков назад в Царьграде — нынешнем Константинополе — произошло землетрясение, ставшее знамением конца царствования императора- иконоборца Льва III. В благодарность от избавления от этого бедствия установили его общецерковную молитвенную память и составили тропарь и кондак:
Тропарь воспоминания великого и страшного трясения:
Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.
Перевод: Обращающий внимание на землю и заставляющий ее сотрясаться, избавь нас от страшной угрозы землетрясения, Христос Бог наш, и ниспошли нам богатые милости Твои по молитвам Богородицы, и спаси нас.
Кондак воспоминания великого и страшного трясения:
Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Перевод: Избавь от землетрясения тяжелого всех нас, Господи, и от ран нестерпимых из-за наших грехов, пощади, Господи, православных людей Твоих, которых ты обрел Твоей Кровью, Владыка, и город не предай погибели от страшного землетрясения, ибо никакого другого бога, кроме Тебя, Боже, мы не почитаем, и воззови поющим: «Я с вами и никто против вас».
Подробнее о православном понимании стихийных и революционных бедствий читайте в наших материалах:
• Бог сердится? Христианский взгляд на катастрофы
• Русская катастрофа глазами очевидцев
• История Библейских катастроф
День памяти святых
Великомученик Димитрий Солунский (около 306)
Краткое житие святого слушайте на радио «Вера»
Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский) (после 306)
Рассказ о слуге великомученика Димитрия Солунского, творившего чудеса и добровольно избравшего казнь, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Афанасий Мидикийский (около 814)
Преподобный Афанасий Мидикийский по любви к иноческой жизни тайно ушел из родительского дома, но был насильно возвращен отцом. Однако через некоторое время Афанасий с разрешения отца поступил в Мидикийский монастырь в Вифинии. Он был сподвижником преподобного Никиты (память 3 апреля) и скончался около 814 года. На его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого по благодати Божией происходили исцеления.
Преподобный Феофил Печерский, Новгородский, в Дальних пещерах (около 1482 - 1484)
«Или не изменяйте Православию, — говорил он им, — или не буду пастырем отступников, но иду назад в смиренную келию, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа» - всего восемь лет святитель Феофил был архиепископом Новгорода и Пскова - последним из избранных на народном вече. Он много раз заступался за новгородцев как перед литовцами, так и перед московским князем Иоанном, который в 1480 году отправил его в Москву в Чудов монастырь. Вскоре он опасно заболел. В сонном видении ему явился святитель Нифонт Новгородский († 1156): «Ты обещал поклониться святым Печерским, но не исполнил обещания, — за то Господь сократил лета жизни твоей. Разве не знаешь, что не исполнивший обета Богу, не увидит лица Божия». Тогда святитель отправился в Киев, но болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. После этого святой скончался, а нетленное его тело в осмоленной колоде приплыло под Печерский монастырь. Честные мощи его ныне покоятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Преподобный Димитрий Басарбовский, Болгарский, Румынский (около 1685)
Существует несколько вариантов жития чудотворца, почитаемого с середины ХХ века покровителем Бухареста.
1. Святой был мирянином, имел несколько овец. На берегу реки заложил небольшой виноградник, устроил хижину среди скал и провел в уединении всю жизнь. Здесь он умер (предположительно в 1685 году) и был погребен. Благочестивые христиане перенесли его мощи в село Басарбово, где они прославились чудесами. 2. Святой был сыном бедных благочестивых родителей. С детства любил домашних животных — с большой любовью относился он ко всякому живому существу. Односельчане поручили ему пасти скотину. Однажды, раздавив случайно гнездо с птенцами, он наложил на себя наказание: 3 года ходил босой летом и зимой. 3. Преподобный был женат, но бездетен. Овдовев, поступил в окрестный скальный монастырь, где был пострижен и подвизался с большим усердием, пребывая в бдении, посте и молитве. Предвидя час своей кончины, оставил обитель и удалился на берег р. Русенски-Лом, лег между большими камнями, как в гробнице, и почил о Господе. Однажды сильный ливень вызвал подъем воды в реке, и святые останки вместе с камнями были смыты паводком. Какое-то время мощи пребывали в безвестности, но святой явился одной мучимой бесами девице из Басарбова и сказал ей, что она исцелится, если его останки поднимут со дна реки. Мощи святого были извлечены из воды и положены в сельской церкви. Вслед за этим не только бесноватая, но и многие другие болящие получили исцеление, что и прославило святого Димитрия. Во время Русско-Турецкой войны (1768-1774) мощи намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти от поругания. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митрополит Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю русских войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 года мощи остались в кафедральном соборе Бухареста, в связи с чем было установлено празднование святому 8 июля. Мощи почивают там и поныне. 27 октября 1955 года Румынская Православная Церковь торжественно прославила преподобного Димитрия в лике святых.
Традиции православного богослужения
Накануне воскресного дня, в субботу 7 ноября, Церковь обращается в молитве к Богу об усопших. Этот день называется Родительской субботой.
Дело в том, что великомученика Димитрия Солунского почитали на Руси несколько веков до того, как была установлена Димитриевская родительская суббота в 1380 году. Но именно тогда решили ближайшую субботу перед днем памяти святого вспоминать подвиг павших в Куликовской битвы воинов. И с тех пор в Димитриевскую субботу Церковь поминает не только погибших защитников отечества, но и всех усопших православных христиан.
Ответы на вопросы о поминовении усопших читайте в нашем материале «11 вопросов о поминовении усопших».
Особенности православного богослужения
Многие приходя в храм стремятся написать записки, чтобы во время богослужении возносилась молитва об особенно дорогих живых и умерших христианах. Не многие при этом знают, что в воскресные дни поминовение усопших (тех, кто уснул в ожидании Страшного суда) не должно совершаться — именно поэтому существуют родительские субботы. Но не во всех храмах есть возможность служить по субботам, и в последнее время возросло количество тех, о упокоении кого хотелось бы помолиться.
Чтобы понять, когда именно в воскресные можно услышать в храме молитву об усопших, читайте материал «От чтения Евангелия до Херувимской. Слово Бога и человека. Беседы о литургии».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 23— 27
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. 24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. 25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. 26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19 — 31
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". 25 Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". 27 Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". 29 Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". 30 Он же сказал: "нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются". 31 Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".
Комментирует священник Павел (Великанов)
Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 17 — 27, глава 16, стихи 1 - 2
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. 18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. 20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. 21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. 22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. 23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. 24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. 25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: "возненавидели Меня напрасно". 26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. 2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к евреям, глава 12, стихи 6 - 15, 25 - 27
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает;
бьет же всякого сына, которого принимает". 7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. 11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. 12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. 14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. 15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: "еще раз поколеблю не только землю, но и небо". 27 Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Послание Апостола Павла к галатам, глава 6, стихи 11 — 18
11 Видите, как много написал я вам своею рукою. 12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. 14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Второе Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 2, стихи 1 - 10
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. 3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Вопрос о посмертной участи продолжает волновать людей, задумывающихся о смерти. Редакция «Фомы» подробно изучила вопрос о том, где находились древние праведники, подобные Лазарю и жившие до пришествия Спасителя. Но не менее важным сегодня становится понимание того, что именно нужно человеку, чтобы попасть в Царствие Небесное? Возможно ли это современному человеку, не способному на терпение древних мучеников или подвиги преподобных отцов, почитаемых Церковью сегодня? Как спастись человеку, который только начал задумываться о Боге и понял, что исправить свою жизнь очень сложно?
На вопросы читателей, недавно пришедших в Церковь, отвечают наши постоянные авторы в подборке «Как спастись заядлому грешнику?».
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!