В седьмое воскресенье после Пасхи Церковь совершает память отцов Первого Вселенского собора. В воскресенье 5 июня особенно выделяют память всех святых Ростово-Ярославских, особенно отмечая обретение мощей святителя Леонтия в 1164 году. А также Ефросинии Полоцкой, которую называют покровительницей женского монашества на Руси. Среди преподобных отцов 5 июня празднуется память святого Михаиле Синадского, Паисия Галичского, преодобномученика Михаила Савваита. И много покровителей этого воскресного дня среди мучеников за Христа как польских (Холмских и Подляшских), так и новомучениц российских: Евдокии Шейковой, Дарьи Тимагиной, Дарьи Улябиной и Марии Неизвестной.

Ежегодно в седьмое воскресенье по Пасхе чествуются иконы Божией Матери Челнская и Псково-Печерская.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. И начинаем мы воскресенье с участия в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 5 июня.

В последний воскресный день перед праздником Святой Троицы мы вспоминаем, какой дорогой ценой было получено истинное знание о нашей вере. В седьмое воскресенье по Пасхе Церковь ежегодно чествует святых создателей Никейского Символа Веры и его точных формулировок догматов, которые исповедуют все православные до наших дней.


Воскресенье, июня 2022 года, святых отцов первого Вселенского Собора (325)

Сегодня многим кажется, что «самым главным» в Церкви является Патриарх. Однако на самом деле только решения Вселенских Соборов обладают реальным авторитетом. Никогда решения по серьезным вопросам не принимал один священнослужитель или небольшая группа епископов. Начало этой традиции положил первый Вселенский Собор, состоявшийся в городе в Никее. Отсюда его второе название — Никейский собор. Его участниками были люди, просвещённые в первую очередь Духом Святым, многие из которых были исповедниками: Павел Неокесарийский с обожжёнными руками, Пафнутий Фиваидский, лишенный правого глаза, с подрезанным коленом и клеймом, искалеченный Потамон Египтянин с выколотыми глазами. Сохранилось предание об участии святителя Николая Чудотворца, давшего пощечину Арию. А ответ святителя Спиридона Тримифунтского о единстве Святой Троицы часто изображается на иконе и образно означает, что «и в жизни нашей бывает, когда три стихии объединены в одно» Он сжал в руке кирпич, из которого потекла вода и одновременно вспыхнул огонь, а глина осталась в руке.

Символ веры, принятый на первом Вселенском Соборе, мы исповедуем за каждой Божественной литургией.

Подробнее о Символе веры читайте в наших материалах:

Символ веры — что и почему он нам говорит?

Символ: половинка единого целого

Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на них?

Воскресенье, 5 июня 2022 года: что будет в храме?
Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр.

Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора

Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наша основавый,/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,// Многоблагоутробне, слава Тебе.

Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора

Апостол проповедание и отец догматы/ Церкви едину веру запечатлеша,/ яже и ризу носящи истины,/ исткану от еже свыше богословия,// исправляет и славит благочестия великое таинство.


День памяти святых

Преподобный Михаил Синадский (Фригийский) (821)

Краткое житие святителя, будучи еще иноком творившего чудеса, но заточенного в тюрьму иконоборцами до самой смерти, слушайте на радио «Вера».

Преподобномученик Михаил Савваит (IX)

Однажды монах Михаил был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства.

Читать подробнее

Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: «Прошу тебя — или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову.

Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело инока в свою Лавру и погребли в ней с почестями.

В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по святым местам.

Известно, что святой Михаил черноризец происходил из города Эдессы от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского. Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться святым местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы.

Свернуть

Обретение мощей святителя Леонтия Ростовского (1164)

Воскресенье, 5 июня 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о святителе, крестившем языческий Ростов, слушайте на радио «Вера».

Преподобная Евфросиния Полоцкая (1173)

Воскресенье, 5 июня 2022 года: что будет в храме?

Краткий рассказ о покровительнице женского монашества и первой русской игуменьи слушайте на радио «Вера».

Преподобный Паисий Галичский (1460)

Рассказ о том, как Галичский подвижник стал первым святителем, благословившим единую Русскую державу, слушайте на радио «Вера».

Собор Ростово-Ярославских святых

О самых известных Ростово-Ярославских святых читайте в наших материалах:

14 фактов о жизни и борьбе Патриарха Тихона

Мифы об Александре Невском

Святой интеллектуал: о святителе Филарете (Дроздове)

7 фактов о святителе Димитрии Ростовском

Всего более 170 святых вошли в Собор. Среди них святители и юродивые, великие князья и мученики. Краткий рассказ о них слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Собор мучеников Холмских и Подляшских

Во время Второй мировой войны Холмские и Подляшские земли разделили не принимающая религиозного меньшинства Польша и насаждавший атеизм СССР. Польско-украинские этнические и политические конфликты привели к карательным операциям в 1944 — 1945 годах. Жертвами убийств стали тысячи верующих и мирных поляков и украинцев.

Автокефальная Православная Церковь Польши 20 марта 2003 года причислила к лику святых восемь мучеников. 29 октября 2019 года к ним присоединила память еще 30 мучеников, пострадавших 30 января 1946 года у деревни Старые Пухалы. Прославление мучеников важно для всей Православной Церкви, поскольку среди святых мучеников не только поляки, но и украинцы.

Обретение мощей мучениц Евдокии Шейковой (11 февраля 1856 — 18 августа 1919), Дарии Тимагиной (конец 70-х ХIХ — 18 августа 1919), Дарии Улыбиной (конец 70-х ХIХ — 18 августа 1919)и Марии Неизвестной (конец 70х ХIХ — 18 августа 1919)

Воскресенье, 5 июня 2022 года: что будет в храме?

16 августа 1919 года в село Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии прибыл карательный отряд. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью парализованной Евдокии Шейковой солдаты издевались над ней, избивали, топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который за 2 часа до казни приобщил Святых Таин вместе с келейницами Дарией Улыбиной, Дарией Тимагиной и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда Евдокию Шейкову везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов плетей своими телами. Все казненные были погребены в общей могиле, которая почиталась местными жителями все годы советской власти.

Читать подробнее

Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в крестьянской семье. После смерти родителей воспитывалась в семье дяди — церковного старосты. В детстве посещала с паломниками Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы и Серафимо-Понетаевский женские монастыри.

В 20 лет после тяжелой болезни осталась парализованной. Вместе с послушницами-келейницами создала подобие иноческой общины. Вела строгую молитвенную жизнь, несла подвиг юродства. Очень любила церковные песнопения. Стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения. Предвидела свою мученическую кончину.

Мученица Дария Тимагина родилась в конце 70-х годов XIX века. С 15 лет она стала ходить к мученице Евдокии Шейковой, прославившейся подвижнической жизнью и чудесами. Один из монахов Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни благословил Дарию идти в келейницы к Евдокии, но ее неверующие родители были против этого. Они просватали Дарию замуж, но она убежала к Евдокии. Родители, избив, увели Дарию домой и просватали второй раз, но она вновь ушла к подвижнице. Дария Тимагина прожила у Евдокии 20 лет, которые были годами непрестанного молитвенного и постнического труда под руководством подвижницы.

Мученица Дария Улыбина родилась в конце 70-х годов XIX века. Отличалась смирением и благочестием. Всего три года послушница подвизалась у подвижницы мученицы Евдокии Шейковой. Вместе с другими послушницами она добровольно разделила участь своей наставницы Евдокии, приговоренной 18 августа 1919 года и расстрелянной в тот же день.

Мученица Мария вместе с другими послушницами Дарией Улыбиной и Дарией Тимагиной добровольно решила разделить участь блаженной Евдокии Шейковой. На смерть она пришла за час и была спокойна, хотя знала, что их убьют.

Свидетельства о мученической кончине подвижниц были собраны по благословению епископа Печерского Варнавы (Беляева) его келейницей Валентиной Долгановой.

Евдокия Шейкова прославлена вместе со своими келейницами Архиерейским юбилейным Собором, проходившем 13–15 августа 2000 года.

В 2001 году мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в раках в церкви Успения Богородицы села Суворова Дивеевского района (ранее — село Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии).

Свернуть

Иконы Божией Матери

Чолнская (Челнская) (XVI век)

Воскресенье, 5 июня 2022 года: что будет в храме?

Спасо-Челнский мужской монастырь основан на берегу реки Десна в месте, где образ Богородицы приплыл в никем не управляемом челне. Его увидел местный пастух. Князь Трубчевский, страдавший от тяжкого недуга, получил полное исцеление после молитв перед обретенной иконой и построил часовню. Обитель не раз страдала от набегов крымских татар, однако икона оставалась невредимой. С чудотворной иконой на Пасху совершались крестные ходы по Трубчевску.

В 1923 году Чолнский монастырь закрыли, икона исчезла. В 1941 года список найден в Ильинском храме, а в 1963 перенесен в Сретенский храм, где находится и поныне. На иконе видны два следа от пуль и трещина посередине.

Ежегодно в седьмое воскресенье по Пасхе из Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской митрополии до стен разрушенного Чолнского монастыря совершается крестный ход.

«Умиление» Псково-Печерская (1524)

Воскресенье, 5 июня 2022 года: что будет в храме?

Написана в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери и принесена в обитель во время игуменства преподобного Корнилия. Ежегодно с 1601 по 1918 в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону «Умиление» носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков, почитая как целительницу незрячих и заступницу рубежей России.

С 1997 году традицию крестного хода возобновили: теперь икону носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно.

Читать подробнее

В 1581 году Пресвятая Богородица явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила о грядущих бедствиях, тогда архиепископ вызвал в Псков игумена обители с образом «Умиление». Тщетно многотысячные войска Стефана Батория в течение пяти месяцев тридцать раз пытались взять псковский кремль штурмом. В память чудесного избавления от тяжелой осады при царе Феодоре Иоанновиче икона была украшена драгоценностями — жемчугом, алмазами, изумрудами.

В 1812 году, когда Наполеон занял Полоцк, угроза снова нависла над Псковом: в день крестного хода с иконой русские войска отбили Полоцк. В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила.

Свернуть

Особенности православного богослужения

Сегодня мы продолжаем разбирать происходящее на литургии с того момента евхаристического канона, когда хор возглашает слова ангельской песни из Ветхого Завета:

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!.

По-русски это значит: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Полны небо и земля славою Твоей! Спасение с небес! Благословен Идущий во имя Господне! Спасение с небес!»

При этом звучит и тайная молитва. В последние годы в некоторых храмах она произносится так, что верующие ее слышат:

«С сими и мы блаженными Силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мiр Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати: да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мiрский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек»:

«С этими блаженными Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единственный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал (на распятие) Своего единственного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее Сам Себя предавал за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав:»

Священник продолжает молитву в алтаре уже громко. При этом многие молящиеся в этот момент крестятся и кладут поклон:

«Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов».

«Возьмите, вкусите, это — Тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов».

Хор отвечает за всех в храме: Аминь.

Священник тихо произносит в алтаре:

«Также и чашу после (Тайной) вечери, говоря»:

И уже громко, вслух:

«Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.»

«Пейте из неё все, это — Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая для отпущения грехов».

Хор повторяет: Аминь. И обычно совершается еще один поклон.

Священник тихо молится в алтаре:

«Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.»

«Вспоминая же эту спасительную заповедь и всё, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь.»

Вслух священник возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся.»

«Твоё от твоих Тебе приносим от всех и за всё».

«Твоя» означает Дары Бога, то есть хлеб и вино, «от Твоих», то есть от лица Твоих верных, молящихся сейчас, мы приносим Тебе, Господу, в за всех людей и за все Твои благодеяния.

Хор отвечает:

«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.»

«Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.»

Продолжение толкования Божественной литургии читайте в следующем выпуске проекта «Готовимся к воскресенью». Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее:


Традиции праздника

Седьмое воскресенье по Пасхе — единственное между Вознесением и Троицей, то есть среди особых 10 дней в церковном году.

Этот короткий период выделяется следующими традициями: уже не читают тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» еще не звучит. Молитвословия в храме, а также утреннее и вечернее правило сразу начинаются с Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!».

В Псково-печерском монастыре и в Трубчевске (Брянская митрополия) в седьмое воскресенье после Пасхи совершаются крестные ходы с чудотворными иконами Богородицы, память которых с ХVI века празднует в этот день вся Церковь: Чолнская и Псково-печерская (подробнее о них в разделе «Иконы Божией Матери»).


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1 — 13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Комментирует священник Павел (Великанов)

Апостольское чтение:

Деяния святых апостолов, глава 20, стихи 16 — 18, 28 — 36

16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". 36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. 37 Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, 38 скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля.

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


Догматы первого Вселенского собора хранит наша Церковь несколько веков. Тем не менее в наше время некоторые христиане смотрят на заповеди и догматы с точки зрения их пригодности для нынешней жизни. Однако каждый христианин призван быть исповедником веры — таким, какими были святые отцы Никейского собора. Сегодня как никогда много возможностей изучения даже таких сложных и далеких, казалось бы, вопросов, как решения Вселенских Соборов. Но даже если что-то в православной вере остается непонятным, всегда можно спросить об этом.

В период после Вознесения и до праздника Святой Троицы за богослужением не совершают земные поклоны. Интересно, что правило, ограничивающее поклоны в послепасхальный период, приняли тоже на Никейском соборе. После Вознесения пасхальные песнопения мы не услышим до следующей Пасхи, зато уже через неделю будем праздновать день рождения Церкви — Пятидесятницу.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: