Очень интересна этимология слова «символ». В древнегреческом языке τόσύμβολον(symbolon) значило «знак», «сигнал», «признак», «примета». Это «гнездо» похожих значений образовалось оттого, что первоначально σύμβολα назывались у древних греков разломанные половинки одной пластинки, которые подходили друг другу по линии разлома при их соединении. Так «символически», например, узнавали друг друга члены двух заключивших между собой дружеские союзы гостеприимства семейств из разных древнегреческих полисов, т. е. античных городов-государств. Пришелец показывал свою половинку хозяину, тот доставал свою, их складывали вместе — и пришедшего принимали как дорогого гостя.
Словом, в античности «по символу опознают и понимают друг друга „свои“», как констатирует С. С. Аверинцев в своей статье в своей статье «Символ» для легендарной 5-томной Философской энциклопедии 1960-х годов ХХ века.
Слово τόσύμβολον в свою очередь было образовано от глагола συμβάλλω (symballō), что значит «соединять», «встречать», «сталкиваться», «присоединять», «добавлять» и др. То есть, получается, что символ — это то, что сводит вместе, соединяет в единство разные части одного и того же целого.
При этом символ как половинка единого целого вовсе не обязательно должна в точности походить на другую половинку. Они части единого целого, но могут порой очень сильно отличаться друг от друга. Главное, что они могут дополнить друг друга до необходимого единства — в своей непохожести и даже противоположности. Так, в каком-то смысле мужчина и женщина — это символы друг друга, которые восполняют друг друга («едина плоть») именно своей непохожестью друг до друга. Кстати, филологи считают, что этимологически русское слово «пол» образовано от слова «половина».
Неслучайно также краткое и точное изложение основ христианской веры, принятое на Первом и Втором Вселенских соборах, которое должен знать наизусть любой верующий, называется Символом веры. Символ веры в Русской Церкви вместе поется на каждой литургии всеми собравшимися в храме.
Слово «символ» тут употребляется, во-первых, потому, что это исповедание содержит в себе и соединяет вместе (συμβάλλω — «соединять», «встречать», и т. д.) все основные истины Церкви, которые, как Она считает, необходимы для спасения человека от духовной смерти и обретения им вечной жизни.
И, во-вторых, Символ веры говорит о высшей реальности, которая парадоксальна и заведомо превышает способности нашего разума. Как так — Бог един в трех Лицах? Или Христос — одновременно Бог и человек? Говорить об этом можно только символически — в том смысле, что тут изображается неизобразимое в наших привычных категориях. То, о чем говорит Символ веры — это высшая, символическая реальность, которая совсем другая, чем наш окружающий мир и наши слова, которыми мы привыкли этот мир отображать и описывать.
Конечно, категория «символа» очень важна не только для богословия и религиозной философии, но и и для эстетики, и для философии языка и др. Например, отличительная черта художественного символа — неразрывность смысла символа и его художественной формы, того, в чем он выражен. Этим он отличается от аллегории, которую всегда можно расшифровать в виде абстрактного поучения. Смысл же символа словно просвечивает через образ, но он многозначен, не поддается истолкованию в виде какой-то отвлеченной формулы, и для своего понимания символ требует вхождения, вживания в себя, как писал С. С. Аверинцев в той же своей энциклопедической статье «Символ».
На заставке фрагмент фото sabin paul croce.