В третье воскресенье по Пасхе 3 мая 2020 Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц, следовавших за Спасителем и первыми узнавших о Его воскресении. Несколько благочестивых женщин, упоминаемых в Евангелии – Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, сестры Марфа и Мария, Иоанна, Сусанна, – были рядом со Христом во время Его проповеди. Этот праздник некоторые считают православным аналогом «женского дня». Но мало кто знает, что много столетий назад Церковь посвятила его еще и тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи – Иосифу Аримафейскому и Никодиму.

Рассказом о празднике мы продолжаем наш проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь читателям быть частью Церкви в условиях временных и необходимых ограничений. Если заранее осмыслить воскресный день, познакомиться с житиями святых, прочитать отрывки из Священного Писания, тогда молитвенное присутствие в храме во время трансляции богослужения станет более осознанным и глубоким.


Воскресенье, 3 мая 2020 года, жен-мироносиц

Мироносицкая неделя прославляет всех женщин, следующих за Христом. Двухтысячелетняя история Церкви знает много христианок, достигших высот святости, и стариц, к которым обращаются за духовным советом. Но в первую очередь, третье воскресенье по Пасхе посвящено женам-мироносицам – тем женщинам и девушкам, которые слушали Спасителя и ходили за Ним вместе с апостолами, но при этом еще и служили своим имением. Когда же Господь был осужден на распятие, его ученицы последовали и на Голгофу. Они плакали у подножия креста Спасителя, хотя большинство апостолов убежали. Ученицы не отходили от Иисуса Христа во время Его земной проповеди и не оставили после смерти.

На третий день после распятия, по распространенному тогда обычаю, они пришли ко гробу помазать тело Учителя благовониями, главное и самое дорогое из которых было миро (поэтому мироносицы). Слабые женщины смогли преодолеть страх, который победил апостолов, боявшихся иудеев и оставшихся в городе. У гроба они обнаружили отброшенный от входа в пещеру камень и пустое погребальное ложе. Ангел сообщил им, что Спаситель воскрес, и женщины побежали в город рассказать об этом ученикам. С апостолами Иоанном и Петром к пещере вернулась Мария Магдалина. Не найдя ни Христа, ни ангела, апостолы вскоре в недоумении ушли, Мария же осталась. И тогда ей явился воскресший Господь, но она Его не узнала, пока он не назвал ее по имени. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана равноапостольной.

Многие и в наши дни продолжают считать, что Церковь «порабощает» женщину. А между тем прославление жен-мироносиц первыми христианами, живущими в крайне патриархальном мире, было смелым и нерациональным решением. Над свидетельством женщин о Воскресении смеялись как о не заслуживающем доверия не только иудеи, но и язычники.

Память Никодима и Иосифа Аримафейского Церковь празднует в один день с памятью жен-мироносиц. Оба были тайными учениками Спасителя и членами Синедриона, не участвовавшими в суде над Христом. Никодим пытался защищать своего Учителя: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?». Но не был услышан. После смерти Спасителя Иосиф пошел к Пилату просить Тело Господа. Вместе с Никодимом снял Господа с креста, обернул плащаницей и положил в новом гробе, который приготовил для себя в Гефсиманском саду. В этот момент с ними вместе были Богородица и жены-мироносицы. 

Тропарь Недели жен-мироносиц

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак Недели жен-мироносиц

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.

Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»

Подробнее о женах-мироносицах читайте в наших материалах:

Главное о женах-мироносицах в слайдах «Фомы»

Жены-мироносицы: история в картинках   

Иисус и Мария Магдалина: евангельские «сенсации»


День памяти святых:

Преподобный Феодор Трихина (время жизни неизвестно)

Был сын богатых родителей и жил в Царьграде (Константинополе), но оставив мир, подвизался в пустыне, во Фракии. Строго постился и не носил иной одежды, кроме грубой власяницы, от чего и получил прозвание «Трихина» (власяничник).  «Трихина» был назван и монастырь, в котором подвизался преподобный. При жизни совершал чудеса и исцеления. Миро от его святых мощей излечивало многие болезни и изгоняло нечистых духов.

Святитель Григорий (593) и Анастасий I Синаит (599), патриархи Антиохийские

Святитель Григорий был игуменом монастыря Фаран, что недалеко от Синайской горы. Однажды он посетил пустынника, спасавшегося в пещере. Старец при встрече умыл ему ноги. Когда игумен спросил, почему он оказал ему такое почтение, пустынник ответил, что видит будущего патриарха. И вскоре после изгнания Антиохийского патриарха Анастасия Синаита святой Григорий был против собственного желания возведен на патриарший престол. Отличался пламенной верой, был милостив, сострадателен к согрешавшим, незлобив. Покорившись воле Божией, 20 лет нес бремя патриаршего служения – до своей смерти.

Святитель Анастасий Синаит I-й подвизался на Синайской горе, почему и был назван Синаитом. Он вступил на патриарший престол в 562 году и боролся с ересью монофизитов, но в 572 году император сослал его в заточение. 20 лет провел патриарх в изгнании, и написал несколько догматических и нравоучительных сочинений, а также перевел на греческий язык труд святителя Григория Двоеслова «О пастырском служении». Возвратившись из изгнания, святитель Анастасий управлял Церковью шесть лет и мирно скончался в 599 году.

Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы (конец VII - начало VIII века)

Преподобный Анастасий родился на острове Кипр, получил светское и богословское образование, принял монашество в юности, посетил Иерусалим и Синай. В то время игуменом Синайской горы был преподобный Иоанн Лествичник, а затем стал его брат Георгий. Следующим игуменом стал преподобный Анастасий – отсюда именование Синаит. Боролся с ересью акефалов, противящихся решениям IV Вселенского Халкидонского Собора (451), проповедовал в Египте, Аравии, Сирии. Для борьбы с монофизитами (отрицавшими Божественную природу Христа) составил «Путеводитель» – руководство из 24 глав в форме ответов на вопросы. Сохранились его сочинения «Изъяснение Шестоднева» (12 книг), слова, поучения, жития некоторых подвижников и толкования на многие места Священного Писания. Преподобный Анастасий Синаит скончался в глубокой старости.

Преподобный Александр Ошевенский (17 марта 1427 года - 20 апреля 1479)

Алексей родился в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. Был пятым долгожданным и вымоленным сыном. Его обучили грамоте, в 18 лет пытались женить. Но с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь в 19 лет и остался в нем. Примерно в 25 лет был пострижен в монашество с именем Александр и получил благословение на священство. Его отец в это время переселился на реку Чурьегу, куда звал приехать сына. Место понравилось преподобному Александру – он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни. Но вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, где его посвятили в сан диакона. После рассказа о чудесных знамениях игумен благословил на основание новой обители в Ошевенской слободе. Архиепископ Иона Новгородский посвятил диакона Александра в сан пресвитера и поставил игуменом. Его строгий общежительный устав требовал полного молчания в храме и на трапезе во время чтения житий, в кельях иноки трудились, а во время послушания творили Иисусову молитву или читали псалмы. Шло строительство монастыря, братия собиралась, за духовным советом приходили миряне. 27 трудился преподобный в основанной им обители.

Читать полностью
Cемейный конфликт подорвал здоровье преподобного Александра: его причиной стали племянники Петр и Никон, которые сначала без отцовского благословения пришли в монастырь, а затем охладели к подвигам и оставили обитель. Преподобный Кирилл Белозерский исцелил игумена Александра, он смог не только шевелиться, но встал и самостоятельно пошел в храм.

Преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и негустой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах. 

Составление жития началось вскоре после кончины по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, но первоначальный текст жития пропал. В 1567 году иеромонах Ошевенской обители Феодосий записал новое житие, основанное на воспоминаниях Исаака и Корнилия, племянников преподобного, и монастырских старожилов. О себе агиограф Феодосий рассказал, как он, начав писать «душеполезную повесть о преподобном», обленился и все «в забытии оставих». На праздник Пасхи во сне он увидел себя в огромном храме. Преподобный Александр гневно сказал ему: «Почто начинаешь дело выше своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?» Феодосий плакал и молил о прощении, но святой трижды ударил его прутом. Проснувшись, Феодосий обнаружил, что кисть правой руки скрючилась так, что он не может перекреститься. У гроба святого Феодосий молился и каялся в неверии в его чудеса. Через 3 недели получив прощение и исцеление Феодосий старательно записал житие святого, завершив его такими словами: «Аз же не восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею поработах».

В советское время монастырь был разогнан, постройки использовались под хозяйственные нужды, а затем были заброшены. В настоящее время Свято-Успенский Александро-Ошевенский мужской монастырь, основанный преподобным, восстанавливается из руин.

Свернуть

Краткая аудиоверсия жития Преподобного Александра Ошевенского на радио «Вера»:

Мученик младенец Гавриил Белостокский (Слуцкий, Заблудовский) (22 марта 1684 - 20 апреля 1690)

Мученик Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. В его честь строятся православные храмы в Польше, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается целителем детей.

Читать полностью

Сын крестьян Петра и Анастасии Говдель, младенец был крещен в честь святого Архангела Божия Гавриила в храме заблудовского мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы (Речь Посполитая, сейчас – Восточная Польша). Родители оставались верны Православию в то время, когда вокруг было очень сильно влияние унии. Младенец Гавриил отличался необычными для его возраста качествами души, рос кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению. Незадолго до праздника Пасхи 11 апреля 1690 был в то время, как мать относила обед в поле отцу, оставшийся без присмотра шестилетний мальчик исчез. Его похитил местный арендатор Шутко, член иудаистской секты, увез в Белосток и мучил до смерти, подвергая ритуальным истязаниям: мальчика распяли, кололи, испускали кровь, пока он не скончался. Тело мученика было выброшено в поле у деревни Зверки. Собаки не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. На их лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Похоронили младенца на кладбище в родной деревне Зверки рядом с храмом. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись, но документов судебного производства по этому делу не сохранилось из-за пожаров.

Во время эпидемии 1720 года местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодать этого места. Однажды во время похорон задели гроб мученика Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Это известие разнеслось среди православных. Предание связывает с чудом многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Мощи перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 году сельский храм сгорел, но мощи остались невредимыми: частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский монастырь она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1775 году из-за напряженной политической обстановки и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, из Заблудова мощи перенесли в Слуцкий монастырь. Раку со святыми мощами несли на руках крестным ходом более 300 км. Мощи младенца лежали в раке открытыми, так что все видели на теле рваные раны. Ручки младенца с исколотыми пальцами держали маленький наперсный крест.

По молитвам к мученику Гавриилу происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью. В Слуцком монастыре хранилась книга, куда записывались чудеса святого. Ежегодно в день памяти собиралось до 35 тысяч паломников со всей России. В 1908 году Волынский архиепископ Антоний (Храповицкий) написал канон святому, а в 1914 году он возглавил всенощное бдение в день памяти святого. Тогда во время крестного хода исцелился 6-летний крестьянский мальчик, у которого были парализованы ноги.

В 1930-х годах Свято-Троицкий Слуцкий монастырь был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске. В 1942 году православным жителям Минска удалось поместить мощи младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня. 9–10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно. 21–22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданьского Саввы святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви в Николаевский собор Белостока. С тех пор ежегодно 2–3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении.

Свернуть

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (23 декабря 1880 — 18 марта 1956)

Святитель Николай Сербский — не просто церковный деятель, писатель, миротворец и духовный просветитель с тремя высшими образованиями. Его почитают как народного героя и пророка, предсказавшего вторую мировую войну и ее методы, а также детально описавшего события, произошедшие в течение 20 лет после своей смерти.

Читать полностью

Никола родился первенцем в многодетной крестьянской семье Драгомира и Екатерины Велемирович недалеко от сербского городка Валево в селе Лелич. Это название происходит от слова «стон» — здесь в конце XVII века были замучены тысячи беженцев. Из восьмерых братьев и сестер Николы никто не дожил до зрелости. Никола окончил местную школу, затем Валевскую гимназию, Белградскую духовную семинарию, Старокатолический факультет в Берне, философский факультет в Оксфорде. После выздоровления от туберкулеза принял монашеский постриг в 1909 году и закончил образование в Санкт-Петербургской духовной академии, посетил много святых мест в России.  

Первую мировую войну провел в Сербии – добровольно пошел полковым священником на боевые позиции исповедовать и причащать солдат, жалование перечислял на нужды раненых. Епископом был поставлен после окончания войны, епархию святой дека («святой дедушка» как называли его в Сербии), ежедневно объезжал в коляске, обычно сам правя вместо кучера. Дома для сирот и детей бедняков основал во многих городах, в предвоенные годы в них жили около шестисот детей. Во время жизни в Охриде владыка каждое лето ездил на Афон, общался со многими насельниками, в том числе с преподобным Силуаном.

В начале Второй мировой войны и с приходом немцев его, как и патриарха Гавриила, сразу посадили под домашний арест. Пребывая в монастыре Войловица, владыка редактировал и правил сербский перевод Нового Завета. В сентябре 1944 года после очередного отказа от сотрудничества, фашисты бросили его вместе с патриархом в концлагерь Дахау. После освобождения американцами перебрался в Англию и оттуда в Америку, жил при русском монастыре Святого Тихона в Пенсильвании, преподавал в местной семинарии. Похоронили его в сербском монастыре святого Саввы в Либертвилле, а в 1991 его мощи перевезли в  родную деревню Лелич в храм, который он сам построил. Сегодня здесь действует один из самых новых сербских монастырей. О святителе Николае как о святом стал открыто говорить еще в 1962 году преподобный Иустин (Попович), а святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) назвал его «Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия». 

Свернуть

Благоверная Тамара, царица Грузинская  (1166 — 1213)

С царицей Грузии из династии Багратионов, по преданию восходившему к царю Давиду, связан «золотой век грузинской истории». Ее мудрая политика увеличила и укрепила Грузинское царство. При этом она заботилась о бедных, вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии, строительству храмов, организации единого богослужебного устава и церковного канона. Предание прославляет ее миролюбие, мудрость, веру и красоту.  

Подробнее о святой царице Тамаре читайте в нашем материале – Святая благоверная царица Тамара Великая

Святитель Феодосий (Ганицкий), исповедник, епископ Коломенский (30 июля 1860 – 3 мая 1937)

Иван Ганицкий родился в семье священника Феодора в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии. По окончании семинарии 8 лет преподавал Закон Божий, затем 9 лет служил бухгалтером в Казенной палате. В 39 лет был пострижен в монашество и наречен Феодосием, в том же 1899 году рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха. Через год иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена. В 1903 году был удален от должности настоятеля Балаклавского монастыря с назначением в братство Московского Покровского миссионерского монастыря.

Читать полностью

Во время Русско-Японской войны отправился на Дальний Восток настоятелем походной церкви. За проявленное в условиях боевых действий мужество и усердную службу в войсках был награжден множеством наград. 12 июля 1906 года игумен Феодосий был переведен в Московский Кафедральный Чудов монастырь и назначен казначеем. В 1909 году возведен в сан архимандрита и наместника Московского Златоустовского монастыря, в 1912 году назначен благочинным Московских монастырей. В начале Первой мировой войны возглавил Военный Благотворительный монастырский комитет Московской епархии.

Когда в 1920 году по распоряжению советской власти Златоустовский монастырь был закрыт, Патриарх Тихон возложил на архимандрита Феодосия новое послушание – служение Церкви в епископском сане. 18 мая 1920 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. С этого времени служил в Успенском соборе Коломны, вел активную проповедническую деятельность, восстанавливал монашескую и духовную жизнь. Коломенским ОГПУ была привлечена сеть осведомителей, которые присутствовали на богослужениях, участвовали в общегородских крестных ходах, записывали и доносили.

В июле 1921 года в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры. Митрополит Филарет (Дроздов) составил правила для этого крестного хода (первый состоялся в 1849 году). Во время литургии диакон помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе «благоверного государя наследника цесаревича и великого князя Николая Александровича». Вскоре епископ Феодосий был арестован. Лжесвидетельства он обличил на допросах: “Я могу только развести руками, слыша, как искажается моя проповедь с целью показать, что я задеваю существующую власть, тогда как я ни единого раза ее не затрагивал не только в проповеди, сказанной в этом храме, но и вообще во всех своих проповедях, сказанных в тех церквях, где мне приходилось служить. Политической агитацией с церковной кафедры я не занимался и не занимаюсь, и не намерен заниматься, ибо считаю это недостойным звания пастыря. О правдивости моих слов скажут все слушатели моего церковного слова, не желающие его искажать и говорящие то, что они действительно слышали из моих уст…” Верующие собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии об освобождении владыки Феодосия, и властям пришлось его отпустить.

Получив весной 1922 года воззвание патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей, владыка не дал своего благословения на прочтение воззвания в храмах. Летом того же года епископ Феодосий заявил о неприятии обновленчества. В декабре 1922 года владыка был арестован по делу патриарха Тихона и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, где пробыл до амнистии в 1924 году.

Владыка вел сугубо монашеский образ жизни, но зная, что власти следят за ним, почти каждую проповедь заканчивал словами: «Я кончил. Надеюсь, что всякий из вас засвидетельствует, что в моей проповеди нет ничего политического». Когда владыка служил в соборе, то просил священника приносить текст проповеди для предварительного просмотра, чтобы неосторожно сказанное слово не послужило причиной ареста многих. Владыка любил богослужение, служил он во всех приходах Коломны, но больше всего любил служить в Старо-Голутвином монастыре.

После 1927 года все более стала разгораться смута, вызванная декларацией заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Епископ Феодосий, где бы он ни служил, не поминал советской власти. Некоторая часть коломенского духовенства боялась следовать в этом за владыкой из опасения репрессий. Но все понимали, что авторитет владыки непререкаем и пойти вопреки его воле означало бы сразу потерять доверие паствы. В Коломне сложилась сложная ситуация, и тогда владыка подал прошение митрополиту Сергию об увольнении на покой. 25 сентября 1929 года прошение было удовлетворено. Некоторые клирики, перешедшие в обновленческий раскол, оклеветали архиерея, и через месяц он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Вместе с владыкой было арестовано 18 человек – в основном монахов Старо-Голутвина монастыря, близких к нему священников и мирян.

Очередное обвинение в контрреволюционной агитации владыка отверг: «В обвинении, мне объявленном, ни в чем себя не признаю виновным, ибо оно голословно и бездоказательно». 3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила епископа Феодосия к пяти годам ссылки в Северный край, заменив его через 3 года свободным проживанием. Семидесяти трехлетний владыка возвратился в Коломну, затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района (ныне город Луховицы), неподалеку от храма Казанской иконы Божией Матери. Туда он ходил молиться до своей праведной кончины 3 мая 1937 года. Погребен был за алтарём Казанского храма. Мощи священноисповедника Феодосия были обретены 16 мая 2006 года и перенесены в Сергиевскую церковь Старо-Голутвина мужского монастыря города Коломны.

Свернуть

День памяти иконы Божией Матери Кипрская (392)

Икона Божией Матери явилась на острове Кипр на месте, где был погребен праведный Лазарь, и была помещена в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее чудесного обретения. Важно не путать ее с Киккской иконой Богородицы, по преданию написанной апостолом Лукой и попавшей на Кипр в XI веке, лик которой с первого дня закрыт и никогда не открывается.

На древней Кипрской иконе Пресвятую Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, а на полях изображены священномученик Антипа и мученица Фотиния.

В IX веке для иконы была выстроена церковь Панагии Ангелоктисты, что в переводе означает «церковь Богородицы, построенная ангелами». По преданию, на следующий день после закладки фундамента неожиданно обнаружилось, что он непонятным образом переместился в то место, где сейчас и стоит церковь Божией Матери. Именно отсюда и пошло название.

Предание сохранило чудо, связанное со святым образом, поставленным на воротах, ведущих к церкви. Однажды проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил стрелу и попал в колено изображенной на иконе Пресвятой Богородицы. Рана тотчас закровоточила, обильно обагрив землю. Обезумевший аравитянин хотел ускакать, но вскоре упал замертво на землю.

В России известны списки Кипрской иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями и находившиеся в Успенском соборе Московского Кремля и храме святителя Николая в Голутвине. Святыней упраздненного ныне Стромынского монастыря был список с древней чудотворной иконы, ныне пребывающий в Успенском храме села Стромынь.


Особенности богослужения

Важнейшая церковная служба – Литургия – длится около полутора часов. Тому, кто только начинает участвовать в богослужении, может показаться, что он не слышит никаких понятных слов, кроме «Господи, помилуй» и некоторых возгласов диакона и священника. Однако большинство молитвословий литургии неизменяемые, поэтому регулярное участие в богослужении помогает разобраться во многом.

Но важно учитывать, что непонимание бывает не только лингвистическим, но и смысловым. Чтобы верно воспринимать богослужебные тексты требуется знание Священного Писания, из которого черпается большинство образов и символов. Лучше отказаться от иллюзии понять всё сразу, но нужна решимость, чтобы поэтапно идти по пути познания богослужения. Особое время карантина можно уделить сосредоточенному изучение текста литургии.


Традиции праздника:

В праздник жен-мироносиц можно и нужно поздравлять всех христианок. Этот день считается днем именин не только названных в честь святых жен-мироносиц, но и вообще всех православных женщин. В третью неделю после Пасхи Церковь призывает нас вспомнить добродетели, присущие женщинам, и поздравить как наших сродников - мам, бабушек, жен и дочерей, так и верующих друзей и родных духовно – крестную и крестниц.  

О том, чем отличается 8 марта от праздника жен-мироносиц, читайте в нашем материале.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Марка, глава 15, стихи 43-47; глава 16, стихи 1-8

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 

Читать полностью

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
...
1 Когда минула суббота, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея купили душистых мазей, чтобы пойти умастить Его. 2 В первый день недели, рано утром, с восходом солнца, пришли они к гробнице. 3 — Кто нам отвалит камень от входа в гробницу? — говорили они друг другу. 4 Смотрят — камень отвален, а он был очень большой. 5 Войдя в гробницу, они увидели, что справа сидит юноша в белом одеянии, и перепугались. 6 — Не пугайтесь! — сказал он им. — Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он воскрес, Его здесь нет. Вот место, куда Его положили. 7 А вы ступайте, скажите Его ученикам и Петру, что Он встретит вас в Галилее. Там вы Его увидите, как Он сам вам сказал. 8 Выйдя из гробницы, они побежали прочь, вне себя от страха. И ничего никому не сказали, потому что боялись.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Апостольское чтение: 

Деяния святых апостолов, глава 6, стихи 1-7

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. 2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. 3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. 5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Чтение и комментарий на радио «Вера»


Редакция «Фомы» поздравляет читателей и особенно читательниц с неделей святых жен-мироносиц! Многая и благая лета!

0
0
Сохранить
Поделиться: