Неделя седьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 27 июля 2025 года: что будет в храме?
Седьмая неделя по Пятидесятнице посвящена памяти святых отцов шести Вселенских Соборов. В воскресенье 27 июля Церковь также вспоминает апостола от 70-ти Акилы, мучеников Иуста Римского и Иоанна Мервского и преподобных Стефана Махрищского, Еллия монаха, Онисима Могнезийского и Никодима Святогорца. В этот же день мы чествуем священномучеников Константина Богоявленского и Николая Порецкого.
Воскресенье, 27 июля 2025 года
Сразу в двух отрывках из Священного Писания, которые прозвучат в воскресенье 27 июля в храмах, упоминаются наставники и даются рекомендации, как нужно к ним относиться. В наше время такими руководителями в духовной жизни становятся священники-духовники. Зачем нужен духовный отец, если для исповеди человек может подойти к любому священнику в любом храме?
Дело в том, что со временем духовником может стать священник, которого христианин выбрал, чтобы исповедоваться именно у него. Специфика духовника заключается в особых отношениях между ним и конкретным прихожанином: им удалось познакомиться ближе, и теперь духовник знает об обстоятельствах жизни человека, его интересах и привычках, молится о нем и в трудную минуту или в период духовных кризисов дать полезный и правильный совет.
В чем граница между свободой и послушанием духовного чада? Что такое духовничество в наше время?
О современных духовниках читайте в наших материалах:
- Схиархимандрит Илий: «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»
- Духовник: зачем он нужен, как искать и что делать, если его нет?
- Как выбирать духовника: 5 правил
- Можно ли сменить духовника?
- «Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?» — говорим о духовничестве с протоиереем Владимиром Воробьевым
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 6
Ангельския силы на гробе Твоем,/ и стрегущии омертвеша,/ и стояше Мария во гробе,/ ищущи Пречистаго Тела Твоего./ Пленил еси ад, не искусився от него;/ сретил еси Деву, Даруяй живот.// Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Перевод:
Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный, глас 6
Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий,/ Жизнодавец, воскресив всех Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,// Воскресение и Живот, и Бог всех.
Перевод:
Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!
Тропарь святым отцам шести Вселенских Соборов, глас 8
Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наша основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,// Многоблагоутробне, слава Тебе.
Перевод:
Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!
Кондак святым отцам шести Вселенских Соборов, глас 8
Апостол проповедание и отец догматы/ Церкве едину веру запечатлеша,/ яже и ризу носящи истины, истканну от еже свыше Богословия,// исправляет и славит благочестия великое таинство.
Перевод:
Проповедь Апостолов и отцов догматы веру единую для Церкви утвердили; и она, нося одежду истины, сотканную из небесного Богословия правильно преподает и славит благочестия великое таинство.
Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3
Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// имиже, яко свет, мирови возсиял еси.
Перевод:
Благодатью мудрости, отче, украшенный, ты стал Богогласной трубой Духа и наставником добродетелей, Никодим Богоглаголивый, ибо ты подаешь всем спасительные наставления, показывая сияние чистого жития богатством Боговдохновенных твоих поучений, ими же, как свет миру, ты воссиял.
Кондак преподобному Никодиму Святогорцу, глас 8
Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.
Перевод:
Как особого хранителя тайн добродетельного жития и благочестия, Богоносного учителя Православия, празднует память твою Церковь, ибо ты получив дарования с Небес, озаряешь Богодухновенными твоими писаниями взывающих к тебе: «Радуйся, отче Никодим».
Стихиры святым отцам шести Вселенских соборов
На всенощном бдении в субботу, ближе к концу службы, прозвучат следующие стихиры святым отцам шести Вселенских соборов:
Все собравше душевное художество,/и Божественным Духом сразсмотривше,/Небесный и честный Символ веры/честнии отцы богописанне начерташа,/в немже явственнейше/Рождшему Собезначальнаго Слова научают/и всеистинно Единосущнаго,/апостольским последующе яве учением,/благославнии и пребогатии,//воистинну и богомудрии.
Перевод:
Все совокупив душевное искусство, / и вместе с божественным Духом исследование проведя, / небесный и священный Символ веры / досточтимые отцы боговдохновенными письменами начертали. / В нем они учат яснейшим образом, / что Слово Родившему собезначально / и по всей истине единосущно, / открыто следуя апостольским учениям, / славные, и всеблаженные, и воистину богомудрые.
Все собравше пастырское искусство / и ярость подвигше ныне праведнейшую, / отмстительне тяжкия отгнаша и пагубныя волки, / пращею Духа извергше от церковнаго исполнения, / падшия яко к смерти / и яко неисцельно недуговавшия, / Божественнии пастырие, / яко раби истиннейшии Христовы, / и Божественнаго проповедания таинницы священнейший.
Перевод:
Все собрав пастырское искусство / и гневом подвигшись ныне праведнейшим, / по всей справедливости отогнали / лютых и пагубных волков, / пращею Духа извергнув их из полноты церковной, / как падших к смерти и как недуговавших неисцелимо, / божественные пастыри, / как истиннейшие рабы Христовы / и таинств проповеди божественной / служители священнейшие.
Святых отцев лик,/от конец вселенныя стекшийся,/Отца, и Сына, и Духа Святаго/Едино Существо научиша и естество/и тайну богословия ясно предаша Церкви./Ихже похваляюще, верою ублажим, глаголюще:/о Божественный полче,/богоглаголивии оружницы ополчения Господня,/звезды многосветлыя мысленныя тверди,/таинственнаго Сиона необоримии столпи,/миродохновеннии цвети райстии,/всезлатая уста Слова,/никейская похвало, вселенныя украшение,//прилежно молитеся о душах наших.
Перевод:
Святых отец сонм, / от концов вселенной собравшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святого, / единую природу и естество как догмат провозгласили / и таинство богословия / ясно передали Церкви. / Их восхваляя, с верою прославим, возглашая: / «О божественный полк, / богословесные воины ополчения Господня, / звезды многосветлые тверди невещественной, / таинственного Сиона башни неприступные, / мvром благоухающие райские цветы, / уста Слова, все из золота, / Никеи похвала, вселенной украшение! / Ходатайствуйте усердно о душах наших!»
Чтение Евангелия
Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 27 — 35
Комментирует священник Антоний Борисов
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1 — 13
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду.
Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Если совершается служба преподобного Никодима Святогорца, то в храмах читаются еще и следующие отрывки из Священного Писания:
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23
Комментирует священник Стефан Домусчи
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Апостольское чтение
Послание апостола Павла к римлянам, глава 15, стихи 1 — 7
Комментирует священник Антоний Борисов
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Послание апостола Павла к евреям, глава 13, стих 7 — 16
Комментирует священник Стефан Домусчи
Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Если совершается служба преподобного Никодима Святогорца, то в храмах читаются еще и следующие отрывки из Священного Писания:
Послание апостола Павла к евреям, глава 13, стихи 17 — 21
Комментирует священник Стефан Домусчи
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
День памяти святых
Преподобный Никодим Святогорец (1749 — 1809)
Афонский монах, богослов и автор аскетических произведений. О самой известной работе преподобного Никодима читайте в нашем материале «Что такое христианское совершенство в одной строчке»?
Апостол от 70-ти Акила (I)
Рассказ о преданном ученике апостола Павла слушайте на радио «Вера».
Мученик Иуст Римский (I)
Святой был римским воином-язычником. В видении ему был явлен Животворящий Крест Господень. Иуст уверовал во Христа и раздал имение нищим. Как христианина его привлекли к суду. После различных истязаний святой мученик был брошен в костер и там предал свою душу Богу, но пламя не повредило его тела.
Преподобный Еллий Египетский (IV)
В монастырь его отдали еще в детстве. Со временем святой стал прозорливым и повелевал дикими животными. Подробнее о святом слушайте на радио «Вера».
Преподобный Стефан Махрищский (XIV)
Четверо братьев-землевладельцов, которым принадлежала земля вокруг обители, боялись, что она может стать монастырской, и грозились убить святого. Краткое житие преподобного Стефана, друга и сподвижника Сергия Радонежского, слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Константин Богоявленский (1896 — 1918)
По дороге к месту казни отец Константин отпевал себя и других арестованных. Слушайте рассказ о священномученике, мощи которого обретены нетленными, на радио «Вера».
Священномученик Николай Порецкий (1865 — 1933)
Отца Николая Порецкого уважали и любили все – от простого крестьянина до князя Голицына - владельца имения, в храме которого служил отец Николай. Рассказ о священномученике слушайте на радио «Вера».
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!





