На протяжении практически всей христианской истории Церковь не раз пытались сделать марионеткой в политических играх. Для верующих это время испытаний, время, когда среди христиан открывались подлинные исповедники, готовые ради Церкви пожертвовать всем — даже своей жизнью. О том, как святые боролись за Церковь, в новом мини-проекте «Фомы».
«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной»
1927 год. Тысячи христиан в России расстреляны или находятся в ссылках и лагерях. Разорены и закрыты сотни храмов и монастырей. Само положение Церкви на территории СССР нелегально. После кончины Патриарха Тихона власть препятствует свободному избранию нового Первоиерарха. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) в тюрьме. Его заместитель, митрополит Сергий (Страгородский), только-только вышел на свободу. Он испытывает на себе жесточайшее давление со стороны большевиков. Под угрозой расстрела родной сестры и всех арестованных архиереев от митрополита требуют официального заявления, в котором Церковь должна осудить все контрреволюционные выступления в стране и за ее пределами и объявить о своей полной лояльности существующему режиму.
29 июля публикуется документ, известный сегодня как «Декларация митрополита Сергия».
«Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, — отмечалось в этом тексте, — радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, … убийство … сознается нами, как удар, направленный в нас».
Декларация вызвала сильнейшее негодование среди многих епископов и мирян. «За что благодарить? — вопрошал в своем послании митрополиту Сергию священномученик Дамаскин (Цедрик). — За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? … За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?»
Началась церковная смута. Одни иерархи отказались от общения с митрополитом Сергием. Другие, наоборот, поддержали его. Тысячи верующих по всей стране оказались перед страшным выбором. Мы расскажем об одном из них, о выборе священномученика Кирилла, митрополита Казанского.
Священномученик под запретом
Во всех своих письмах священномученик Кирилл никогда не позволял себе крайних и категоричных оценок, хотя и был в корне не согласен с деятельностью митрополита Сергия. «Да хранит всех нас Господь от всякой вражды и ненависти и да вразумит к взаимному пониманию, — пишет он в одном письме, формулируя свое отношение к заместителю. — Я не от чего святого не отступаю и не отказываюсь, боюсь только приступить и прилепляться к тому, что считаю греховным в своей сущности; никого из братии не считаю мытарем и язычником, но воздерживаюсь от братского общения, не имея других способов обличать согрешающего брата».
Священномученик критиковал Сергия за то, что он как заместитель превышает свои полномочия, что пока жив Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Петр, он не имеет права ни публиковать от лица Церкви подобных документов, ни тем более создавать свой Синод (что иерарх через некоторое время сделал). Митрополит Кирилл считал, что нельзя жертвовать всем ради внешней стройности и функциональности церковной организации, что нет ничего важнее сохранения достоинства Церкви и свидетельства правды, пусть за это придется поплатиться имуществом, свободой и даже жизнью. Священномученик вообще не считал возможным использовать в церковной жизни административное командование.
С мая по ноябрь 1929 года священномученик Кирилл вел переписку с митрополитом Сергием, пытаясь показать ему всю пагубность выбранного им пути. В ответ святой получал лишь угрозы о возможных канонических прещениях и требования подчиниться церковной дисциплине. В итоге митрополит Сергий предал священномученика церковному суду, который уволил его от управления Казанской кафедрой, а затем и вовсе запретил в служении.
Со свойственной ему сдержанностью и непоколебимостью священномученик тогда заявил: «Я в деле нравственно-архипастырского служения Святой Церкви, определяемого в своем внутреннем содержании не писанием резолюций и указов, а христианским душепастырством (1 Петр 5:2–3), остаюсь по-прежнему митрополитом Казанским и Свияжским для всех православных чад Церкви, не могущих разделять Ваши воззрения на церковные полномочия Ваши и на пути осуществления Церковию своего призвания в здешнем мире, ибо воззрения эти нарушают правду Церкви и искажают Ее православное лицо».
«Вы не пушка, а я не бомба»
За 20 лет прожитых митрополитом Кириллом при советской власти, 17 он провел в ссылках, тюрьмах и лагерях. Разные иерархи предлагали ему возглавить церковную оппозицию митрополиту Сергию, чтобы вместо него занять место главного епископа в Церкви, но святой всякий раз отказывался. Приспосабливать свою совесть под политическую конъюнктуру он не мог и не хотел. Тем более священномученик не считал для себя возможным путем принуждения и насилия добиваться Патриаршего престола, на который он, однако, по завещанию святителя Тихона имел все права.
В 1927 году — митрополит Сергий в это время еще находился в тюрьме — сотрудник ГПУ (Государственное политическое управление) Евгений Тучков предлагал священномученику полную поддержку и возможность стать Патриархом, если тот будет неукоснительно согласовывать свою церковную политику с ГПУ.
«Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь», — говорил тогда митрополиту Тучков.
«Если он будет виновен в каком-либо церковном преступлении, да, – отвечал ему святой. — В противном случае я скажу: “Брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить, и я вынужден это сделать”».
Но Тучкову такая формулировка не понравилась.
«Нет, не так. Вы должны сделать вид, что делаете это сами, и найти соответствующее обвинение».
«Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — отрезал священномученик. После этой беседы он немедленно был отправлен в очередную ссылку — в Сибирь.
1937 год стал для исповедника последним. Митрополит Кирилл был арестован. Ему инкриминировали подготовку «повстанческого выступления против Советской власти» и «установления патриаршества и главенства церкви над государственной властью». В полночь, 20 ноября, священномученик был расстрелян.
***
Многие из тех, кто поддержал митрополита Сергия и тех, кто разорвал с ним общение, были впоследствии канонизированы. Споры же о том, насколько оправданными были действия заместителя Патриаршего Местоблюстителя, не угасают до сих пор. Случившаяся в те годы смута преодолевалась медленно.
В 2000 году митрополит Кирилл Казанский был канонизирован. О прещениях, наложенных на него митрополитом Сергием, никто тогда даже и не вспомнил – настолько очевидной была святость и историческая правота этого человека.