Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто — с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно — сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из «рабства», в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал — 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, «поработившая» женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи. В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название — мироносицы).
Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников «равенства любой ценой» такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим «догматическим предрассудком» уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита — нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина — не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина — просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из «праха земного», затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием...
И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине — Матери Иисуса Христа — говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все — и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц — прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.
На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com