Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в последнее воскресенье зимы — 28 февраля.


Воскресенье, 28 февраля  2021 года, неделя о блудном сыне

В последнее воскресенье февраля мы празднуем память апостола от семидесяти Онисима. 28 февраля мы также вспоминаем святых, подвизавшихся в монашеском подвиге, преподобных: Пафнутия, затворника Печерского, Пафнутия и  его дочери Евфросинии Александрийской, Евсевия, пустынника Сирийского, и святого недавнего времени - Анфима Хиосского. В этот день совершается память нескольких новомучеников и исповедников российских: священников Михаила Пятаева, Иоанна Куминова, Николая Морковина, Алексия Никитского, Алексия Смирнова, диакона Симеона Кулямина, иеромонаха Павла (Козлова) и послушницы Софии Селивестровой.

Особенно 28 февраля  выделяется в церковном календаре благодаря празднованию двух чудотворных икон Пресвятой Богородицы — Виленской и Далматской.

Подробнее о блудном сыне, которому посвящена вся предстоящая неделя, читайте в наших материалах:

•  О заблудших: забота, любовь, милость — Марина Андреевна Журинская

«Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?

Евангелие о блудном сыне — читаем вместе с Эдуардом Бояковым

О требовательном блудном сыне — Сергей Худиев

Притча о блудном сыне в рисунках Натальи Кондратовой

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Кондак недели о блудном сыне

Отеческаго дара расточив богатство, с безсловесными скоты пасохся окаянный, и тех желая пищи, гладом таях не насыщаяся, но возвратився к благоутробному Отцу, взываю со слезами: приими мя яко наемника припадающа человеколюбию Твоему и спаси мя.


День памяти святых

Апостол Онисим, от 70-ти (около 109)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие апостола Онисима слушайте на радио «Вера».

Преподобный Пафнутий и его дочь Евфросиния Александрийская (V)

Супруга глубоко верующего, благочестивого христианина Пафнутия умерла рано, и он один воспитывал единственного ребенка – Евфросинию. Когда ей исполнилось 18, он хотел было выдать дочь замуж: его наставник в монастыре беседовал с девицей и дал свое благословение, но девушка стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали ее и приняли в свою обитель. 38 лет провела она там и достигла духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль и находя духовное утешение. Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий раздал имущество нищим и монастырю и принял монашество. 10 лет до своей кончины он подвизался в келии дочери.

Преподобный Евсевий, пустынник Сирийский (после 400) 

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Подвизался на горе близ селения Асиха в Сирии всегда под открытым небом. Одежду  носил кожаную, питался моченым горохом и бобами. Будучи уже немощным старцем, в течение Великого поста съедал лишь 15 смокв. Когда к нему стало стекаться много народа, он пришел в ближний монастырь, устроил у его стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти в 90 лет.

Преподобный Пафнутий, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

«Преподобный Пафнутий затворник, сделавшись иноком, непрестанно плакал, напоминая себе, что придет пора, когда душа начнет разлучаться с телом, и явятся ангелы: „Кому душа достанется, и какой приговор произнесет Христос? Где душе предстоит оказаться: на Небе ли, или в аду?“ В таком плаче он пребывал до самой кончины, а умирая, созерцал сонмы ангелов, которые, придя за его душой, сопровождали ее на Небо» — гласит изданное владыкой Модестом старинное лаврское рукописное сказание.

Преподобный Анфиим Хиосский (1 июля 1869 — 28 февраля 1960)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

В 43 года он стал священником в лепрозории: ежедневно служил, молился и читал, разделял пищу с прокаженными, наставлял их, обращаясь с ними с великой любовью и заботой. Многие из его подопечных покаялись и даже постриглись в монахи.  А само страшное место скорби стало подобием земного рая.

Читать житие

Аргирий Ваянос родился в городе Ливадия на острове Хиос младшим из троих детей бедных крестьян Константина и Агерио. Он отличался святым дерзновением, благочестием, любовью к Христу и Церкви. В детстве он удостоился видений Божией Матери, обещавшей ему в будущем Свое покровительство. Смог окончить лишь начальную школу, вынужден был заниматься профессией сапожника, чтобы обеспечить себя самым необходимым.

В 20 лет Аргирий посетил скит святых преподобных отцов Никиты, Иоанна и Иосифа Хиосских на Овечьей горе, чтобы монахи-иконописцы отреставрировали семейную икону Богородицы «Скоропослушницы», которую Аргирий унаследовал от матери. «Я увидел этих блаженных отцов, и сердце мое разгорелось стремлением к монашеству», – вспоминал святой, рассказывая о своем желании встать на путь монашества. Его наставником и духовником стал старец скита, монах Пахомий, бывший духовным наставником святителя Нектария Эгинского.

Вернувшись в деревню, Аргирий построил себе хижину на окраине и предался аскетическим подвигам, строго выполнял предписания Пахомия. Духовный отец восхищался его послушанием, молчанием и стремлением к молитве: «Этот юный послушник уже настоящий монах, ему уготовано стать великим отцом». Икона Божией Матери, которую подвижник хранил у себя всю жизнь, была его помощницей и утешением в испытаниях. От нее совершались чудеса для тех, кто навещал святого в уединении.

В 1898 году Аргирию было велено постоянно поселиться в скиту и постричься в малую схиму под именем Анфимий. Святостью своего жития он снискал всеобщее уважение и вскоре сделался настоятелем женского монастыря святого Константина, духовным наставником которого являлся старец Пахомий. Движимый любовью к Богу, святой предавался умерщвлению плоти. При этом он мог выполнять любую работу, трудясь на строительстве обители.

Вскоре слабое здоровье Анфимия пошатнулось: ему необходимо было покинуть скит для лечения у врачей, поэтому по распоряжению старца Анфимий построил скромную одинокую келью в своих семейных владениях в Ливадии. Анфимий продолжил подвиги, как будто жил в монастыре. В Ливадии он зарабатывал сапожным ремеслом на хлеб себе и престарелым родителям, раздавал милостыню.

Молиться ночью он любил сидя в дупле старой оливы, что росла рядом c его кельей. Как позже говорил сам святой Анфимий, он не давал себе «ни минуты отдыха». С помощью Богородицы ему удалось провести девятнадцать дней и девятнадцать ночей без сна, раз в два дня съедая краюшку хлеба и выпивая немного воды. В конце этого подвига он пришел в состояние восхищения и его дух пребывал вознесенным в раю, среди Ангельских хоров, и все это время Анфим не переставал повторять: «Господи, помилуй!»

После Божественного откровения святой обрел икону Богородицы-Помощницы. Помазание маслом от ее лампады и крестное знамение старца приносили исцеление сотням верующих. 38 одержимых были освобождены постами и молитвами Анфимия перед иконой Божией Матери.

Когда в 1914 году жители Малой Азии были изгнаны турками, многие монахини и мирянки нашли приют у старца Анфимия. Они стали первыми насельницами его будущего монастыря. В 1927 году Анфимий получил разрешение основать обитель в округе Франкомахала, ранее принадлежавшем туркам. Святой сам составил план, предусмотрев все, что необходимо для жизни большого монастыря. Ценой его трудов, слез и молитв строительство началось, несмотря на противодействие тех, кто считал бесполезным и несвоевременным такое начинание.

19 февраля 1928 года было совершено освящение и основание монастыря, а на следующий день начались строительные работы. Монахини помогали своими сбережениями, доходами от рукоделий, трудились лично, в то время как миряне оказывали финансовую поддержку и принимали участие в работах. По молитвам старца, ежедневно служащего и трудящегося в монастыре, происходили чудесные знамения. Он приносил телесное исцеление всем болящим, посещавшим монастырь. Ни одного посетителя (в среднем 60-70 ежедневно), больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого – целебными травами, но прежде всего – слезной молитвой перед иконой Божией Матери. 

Более 30 лет святой Анфимий служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Михаил Пятаев (1891 — 28 февраля 1930)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие священномученика Михаила слушайте на радио «Вера».

Священномученик Иоанн Куминов (1865 — 28 февраля 1930)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие священномученика Иоанна слушайте на радио «Вера».

Священномученик Алексий Никитский (6 марта 1891 — 28 февраля 1938)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Священномученик Симеон Кулямин, диакон (1 сентября 1874 — 28 февраля 1938)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Они служили в Троицкой церкви в поселке Удельное Раменского района Московской области – один священником, а другой диаконом.

Читать житие

Отец Алексий был сыном священника, окончил земскую трехклассную школу, Донское духовное училище и Московскую Духовную семинарию. С 1912 года трудился учителем при фабрике на станции Балашиха Нижегородской железной дороги. В 1913 году скончался его отец, и в 1914 году Алексей Михайлович был рукоположен во священника на его место ко храму Рождества Христова в селе Михалеве. С приходом советской власти отец Алексий был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии и отправлен в Бронницы в конный корпус, где его обязанностью было следить за лошадьми. Затем он был определен на должность конторщика в строительный отряд, а позже – телефонистом на Ходынку, где было расположено тогда управление по снабжению воздушного флота. В 1921 году отец Алексий был демобилизован и подал прошение архиерею о принятии его священником в Московскую епархию, и с марта 1922 года стал служить в Троицком храме в поселке Удельное.

В 1929 году власти потребовали от священника оставить дом, в котором он жил, и ему пришлось переселиться в поселок Быково к дочери. Через несколько дней он зашел на свой бывший участок, выкопал куст жасмина и посадил на участке дочери, у которой теперь жил, что было впоследствии ему поставлено в вину.

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Диакон Симеон родился в Владимирской губернии в семье крестьянина, с 11 лет трудился на текстильной фабрике, а затем около 28 лет работал садовником. В 1921 году он поступил псаломщиком в Троицкую церковь в поселке Удельное, а в 1925 году был рукоположен во диакона к этой церкви.

В 1934 году в поселке стал жить ушедший по преклонному возрасту на покой митрополит Серафим (Чичагов), и весь причт Троицкой церкви в великие праздники приходил к нему домой служить молебны, поскольку сам владыка по состоянию здоровья не мог посещать храм.

20 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован, а 11 декабря 1937 года — расстрелян. 26 января 1938 года сотрудники НКВД арестовали священника Алексия Никитского и диакона Симеона Кулямина, заключили в Таганскую тюрьму в Москве и сразу же стали допрашивать.

– Следствию известно, что вы 2 мая 1937 года собирались на квартире митрополита Чичагова, где обсуждали контрреволюционные вопросы. Какие вопросы вы обсуждали и с кем?

– Я действительно 2 мая 1937 года был на квартире митрополита в поселке Удельное, но я был приглашен, чтобы отслужить молебен, со мной были Львов, Жуков и Кулямин, из посторонних у Чичагова никого не было. После молебна я выпил стакан чая, и мы все разошлись по своим квартирам. Никаких разговоров у нас не было, и контрреволюционные вопросы в отношении мероприятий советской власти и партии мы не обсуждали. Митрополит Чичагов на Рождество и на Пасху всегда приглашал нас отслужить у него на квартире молебен, так как он стар и церковь посещать не может.

– Следствие располагает данными, что вы, будучи священником удельнинской церкви, вели контрреволюционную агитацию среди верующих против мероприятий советской власти и партии, в частности против налогов и займов... Признаете вы себя виновным в данном предъявленном вам обвинении?

– Я никакой контрреволюционной агитации среди верующих против мероприятий советской власти не вел и против налогов и займов не выступал... В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

– Что еще вы можете сказать в свое оправдание?

– Я, будучи священником удельнинской церкви, только выполнял свои обязанности как священник.

Были вызваны свидетели, которые дали показания, необходимые следователю, в частности, была допрошена хозяйка дома, принадлежавшего раньше священнику; она показала, что священник дня через три-четыре после того, как был из дома выселен, в отсутствие хозяев «поломал и выдрал всю зелень около нашей террасы, сделал он это с целью как бы мести нам и советской власти».

Сразу же после ареста был допрошен и диакон Симеон.

– Следствию известно, что вы совместно с другими церковниками удельнинской церкви 2 мая 1937 года на квартире митрополита Чичагова принимали участие в проводимом собрании по обсуждению сталинской конституции.

– Да, я действительно 2 мая 1937 года был на квартире митрополита Чичагова, со мной еще были три человека... Все мы собрались по приглашению митрополита Чичагова и у него на квартире служили пасхальный молебен, собрания никакого на квартире не проводилось, сталинская конституция нами не обсуждалась.

– Вы говорите, что 2 мая 1937 года на квартире Чичагова собрание по обсуждению сталинской конституции не проводилось, тогда где вы проводили собрание по обсуждению сталинской конституции и кто принимал в этом участие?

– Я лично в собрании по обсуждению сталинской конституции участия не принимал, и где проводилось собрание церковников удельнинской церкви по обсуждению конституции, не знаю.

– Дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.

– Я контрреволюционной деятельности не проводил и не провожу, а также никакой агитацией против советской власти не занимался.

7 февраля 1938 года следствие по обвинению священника и диакона было завершено, и 16 февраля 1938 года они были приговорены к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Священномученик Николай Морковин (15 мая 1889 — 28 февраля 1938)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие священномученика Николая слушайте на радио «Вера».

Священномученик Алексий Смирнов (1867 — 28 февраля 1938)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

– Следствие располагает данными, что вы в феврале 1938 года собирали деньги с крестьян по 3 и по 5 рублей с каждого дома на уплату подоходного налога и говорили, что советская власть обложила непосильным налогом с целью закрыть церковь.

– Действительно, деньги я с крестьян собирал и говорил, что советская власть наложила непосильный налог и хочет закрыть церковь.

– Вы в ноябре 1937 года говорили среди крестьян, что неразборчивое руководство Сталина привело всех в болото, из которого никому не выйти, страна катится в болото?

– Я говорил в ноябре 1937 года среди крестьян, что руководство Сталина привело всех в болото.

Читать житие

...Священник Алексий служил в храме Рождества Христова села Филатово Звенигородского уезда 43 года, до самого ареста в феврале 1938 года.

Родился отец Алексий в селе Гремячево Тульской губернии в семье псаломщика. Когда Алексею исполнилось 7, умер отец и его взял на воспитание дед, служивший псаломщиком в одном из храмов Москвы.

В 1890 году Алексей Петрович окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен к храму Рождества Христова.  В начале ХХ века усадьбой, расположенной рядом с храмом, владела Анна Тимофеевна, вдова русского историка Геннадия Федоровича Карпова. Частым гостем в Филатове был художник Василий Поленов. Анна Тимофеевна совместно с братом, Сергеем Тимофеевичем Морозовым, директором Никольской мануфактуры и основателем Кустарного музея в Москве, выстроила школу, которую назвала именем своего отца. Таковы были соседи по селу и некоторые из прихожан отца Алексия.

Местные власти попытались закрыть храм с помощью «экономических» средств. В январе 1937 года церковный совет в очередной раз обратился с просьбой к прихожанам: «Обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать – филатовскую церковь, так как на днях получили из Истринского РИКа два извещения на налог: земельная рента в сумме 140 рублей и страховка в сумме 246 рублей. Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать свое усердие, ибо срок платы короток, вносить 25 января 1937 года».

Едва начался 1938 год, как отцу Алексию предложили уплатить следующий налог, причем на год вперед, и священник обратился с письмом к прихожанам: «Дорогие прихожане... Извещаю вас, что меня на 1938 год обложили культурным и подоходным налогом в сумме 5 805 рублей... Прошу, добрые граждане, оказать помощь в сумме 5 рублей с домохозяина».

4 февраля 1938 года сотрудники НКВД допросили свидетелей: «Антисоветский человек! Среди населения ведет разговор против советской власти. Ходит по домам, собирает подати для уплаты налога за 1938 год. Ведет агитацию, что советская власть разрешила религию... а... церкви ломают, превращают их неизвестно во что. Придет время, будет обратно религия, коммунистов не будет... Партия и правительство под руководством Сталина неправильно уничтожают религию, которая совершенно не мешает, сажают в тюрьмы невинных людей».

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

16 февраля 1938 год протоиерей Алексий был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске.

– Кого вы знаете из бывших кулаков, попов, полиции, жандармов? – спросил его следователь.

– Раньше знал и попов, и кулаков, а теперь их нет, все умершие, – ответил священник.

23 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Смирнов был расстрелян 28 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Преподобномученик Павел (Козлов) (24 июня 1879 — 28 февраля 1938)

С детства мечтал стать монахом и 15 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь. 14 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь в качестве келейника игумена Аполлинария. 28 февраля 1911 года был пострижен в монашество с именем Павел и 30 октября рукоположен во иеродиакона. 31 декабря 1916 года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни, где 9 мая 1917 года рукоположен во иеромонаха.

Читать житие

В середине 20-х годов власти закрыли Нило-Столобенскую пустынь, и иеромонах Павел стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к 5 годам ссылки в город Енисейск. Наученный в монастыре всякому делу, он зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии 4х лет получил разрешение вернуться на родину.

В 1935 году архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в храм села Борки Зубцовского района, где он прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова.

На допросе следователь спросил иеромонаха Павла:

– Следствию известно, что вы систематически занимались контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Говорили, что жить теперь тяжело, все большевики забрали, налогами задавили и так далее. Признаете себя в этом виновным?

– Я виновным себя в этом не признаю, так как антисоветской агитацией не занимался и данных слов никому не говорил.

– Следствию известно, что летом 1937 года вы говорили, что вот, при советской власти ничего не стало. Что вы можете на это сказать?

– Я данных слов не говорил и виновным себя в этом не признаю.

– Следствию известно, что в декабре 1937 года, во время выборов в Верховный Совет СССР, вы говорили: «А что нам выбирать, мы их не знаем...»

– Действительно, я был на предвыборном собрании и говорил, что не знаю, за кого голосовать, так как газет я не читал, а больше ничего я не говорил.

– Следствию известно, что во время подписки на заем укрепления обороны страны вы говорили, что, сколько ни подписывайся, у большевиков ничего не будет.

– Я таких слов не говорил.

На этом допрос был закончен. 26 февраля тройка НКВД приговорила иеромонаха Павла к расстрелу. Он был расстрелян через день и погребен в безвестной общей могиле.

Свернуть

Преподобномученица София Селивестрова, послушница (17 сентября 1871 — 28 февраля 1938)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Родилась в селе Изнаире Саратовской губернии в семье крестьянина Памфила. Ей было 10 лет, когда умерла мать, и отец отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной вскоре в монастырь. В 1898 году София встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее игумении. Послушанием Софии в монастыре стало обучение монахинь рисованию. В 1921 году София была лишена гражданских прав за то, что жила в монастыре, хотя и не была монахиней. 

В 1926 году Страстной монастырь был закрыт, и София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД их арестовали. Собирались арестовать и Софию, но ее в это время не оказалось дома.

Читать житие

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

22 февраля 1938 года послушница София была арестована и заключена под стражу в 13-е отделение милиции города Москвы. На следующий день она была допрошена.

– На одном из сборищ арестованных монахинь вы говорили, что честных тружеников большевики ссылают и всех пересажали по тюрьмам, а у руководства власти поставили мошенников и лодырей и что священникам приходится страдать, на них сейчас гонение. Признаете ли вы себя в этом виновной? – спросил следователь.

– Не признаю. Никакой контрреволюционной деятельности я не вела.

– До ареста в 1937 году монахиня Страстного монастыря Павлова, жившая вместе с вами, проводила контрреволюционную агитацию, говоря, что в колхозах умирают с голода, и вы в этом разговоре ее поддержали. В момент процесса над бандой троцкистов вы сожалели, что их расстреляли, и при этом высказывали антисоветские настроения, что невинные люди погибают. Признаете ли себя в этом виновной?

– Таких разговоров я не слышала от Павловой. Сожаления по поводу расстрела банды троцкистов не высказывала и виновной себя не признаю.

На этом допрос был закончен. 25 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница София Селиверстова была расстреляна 28 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Свернуть

Иконы Божией Матери

Виленская (перенесение в Вильно в 1495 году)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III. В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы - Вильно - установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.

Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.

Далматская (1646)

Воскресенье, 28 февраля 2021 года: что будет в храме?

Несколько раз эта икона чудесным образом оставалась невредимой после страшных пожаров. Но после упразднения монастыря его насельники в начале 20-х годов прошлого века разошлись по другим обителям, унеся с собой чудотворный образ. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется, сохранились лишь списки.

Читать подробнее

История иконы связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство».

В середине XVII века житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский монастырь, где принял постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресвятой Богородицы и удалился за реку Урал, где на левом берегу реки Исети при впадении в нее реки Течи в 1644 ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство обители. Весной 1646 году земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сентябре 1651 года обитель сожгло войско сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь чудотворная икона. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а икона стала главной святыней.

В XVIII веке икону украшала серебряная позолоченная риза с драгоценными камнями и с венцами над головами Богоматери и Богомладенца. Во время правления императрицы Екатерины II по молитвам перед Далматской иконой монастырь выдержал 3-дневную осаду войска Пугачёва.

До революции 1917 года верующие, для того чтобы торжественно почтить чудотворный образ, 2 раза в год, в дни празднования иконе и Успения Пресвятой Богородицы приходили в на поклонение. В рапорте 1864 года настоятеля монастыря игумена Мефодия архиепископу Верхотурскому и Пермскому Неофиту сообщается о значительном стечении богомольцев (до 5 000) из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний на поклонение иконе и мощам преподобного Далмата.

Свернуть

Особенности православного богослужения

Воскресному дню в храме, участию в главном Таинстве нашей Церкви, предшествует исповедь. Как к ней подготовиться? Есть ли норма, которую нужно соблюдать на исповеди? С чего лучше начинать? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале «Что такое исповедь и как к ней готовиться?»

Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11  — 32

Читать отрывок

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: "отче! дай мне следующую мне часть имения". И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: "сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". 22 А отец сказал рабам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться. 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: "что это такое?" 27 Он сказал ему: "брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". 31 Он же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)

Апостольское чтение:

Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 6, стих 12 — 20

Читать отрывок

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Свернуть

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


Сегодня мы можем задуматься и о нашем покое и радости в созданном Богом мире, и о порывах в поисках «свободы», и о богатстве православного наследия — растрате и расстреле его в прошлом столетии и современном обеднении нашем. Но евангельское чтение воскресного дня 28 февраля 2021 года вдохновляет нас возможностью опомниться и прийти в себя, чтобы вернуться к Отцу Небесному. Урок блудного сына учит нас, к чему приводит опыт мнимой свободы. Остановиться можно, даже если давно убежал и катишься по наклонной. Вернуться реально, даже если, как кажется, ничего не осталось в душе. Бог прощает и продолжает любить. Покаяние — необходимый для нашего возвращения шаг.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: