Первое воскресенье по Пасхе именуют Фоминым (Неделей о Фоме) или Антипасхой.  С него начинается следующая после Светлой неделя, по Уставу она называется Новой. Обычно приставка «анти» означает «против» (антифашистское движение), но есть у нее и другое значение – «вместо» («антихрист» – вместо Христа). В данном случае «анти» не противопоставление, а утверждение Пасхи, ее повторение для апостола Фомы. В этот день Церковь вспоминает уверение апостола Фомы – человека, для которого в Пасха наступила на неделю позже других апостолов. Для него этот день был вместо Пасхи.

Благодаря апостолу Фоме мы видим, что Бог не оставляет, но приходит к тому, кто искренне этого хочет. После своего уверения в Воскресение Спасителя апостол Фома привел ко Христу тысячи людей в далеких землях. Сомнения покинули его, и он знал, ради чего живет. Церковь призывает нас сегодня верить в то, что все временные ограничения и трудности преодолимы. И какими бы ни были обстоятельства, Господь не покидает нас.


Воскресенье, 26 АПРЕЛЯ 2020 года, АНТИПАСХА

Апостол Фома (по прозванию Близнец) входит в число 12 главных учеников Спасителя. Когда враги хотели убить Христа, а другие апостолы отговаривали Учителя идти в Иудею: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 22:8), Фома первым вызвался сопровождать Спасителя и разделить Его страдания: «Пойдем и мы умрем с Ним».

Мы знаем, что апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса: «...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Но через неделю после Воскресения ему уже не нужны были проверки – он своими глазами увидел Воскресшего. Господь явился ему, и Фома тут же воскликнул: «Господь мой, и Бог мой».

Именно апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и совершил немыслимо далекий по тем временам путь в Индийскую землю. Там он принял мученическую смерть: обратил ко Христу сына и супругу правителя индийского города Мелипура, за что был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу ( 72). Второй день памяти апостола Фомы – 19 октября. До сих пор память о пребывании святого апостола сохранилась среди индусов.

С IV века Церковь отмечает праздник уверения апостола Фомы (упоминание о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи.

Тропарь Недели Антипасхи

Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.

Кондак Недели Антипасхи

Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»

Апостолу Фоме молятся о своих сомневающихся и неверующих близких. К нему обращаются не только миссионеры, но и люди, желающие укрепить собственную веру. Частица мощей апостола Фомы теперь находится в Донском монастыре Москвы.

Молитва апостолу Фоме:

О благознаменитый и славный апостоле Христов Фомо! Егда на конец веков к человеком пришедый Бог избра тя в ученики Своя и даде ти власть болящия исцеляти, прокаженныя очищати, мертвыя воскрешати, бесы изгоняти, ты не сих ради, наипаче любовию прилепился еси ко Христу, желанием вожделев даже до смерти следовати по Нем. Сего ради, аще попущением Божественным и не зрел еси со иными ученики воскресшаго Спаса, аще и отреклся еси веровати сему, дондеже вложиши перст свой в язвы гвоздинныя и вложиши руку свою в ребра Его, обаче исполни Господь прошение сердца твоего и непреложно паки веру твою утверди. Темже молим тя: отверзи нам очи веры, да плотским невидимая явятся нам; подаждь нам надежду на снизхождение Божие, да отчаяние греховное не пожрет ны; открый нам блаженство любве, яже крепка есть, яко смерть, и едина возмогает над тою, да поработавше Христу на земли, воздвигнем и мы себе кровы Небесныя и с тобою и всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Акафист святому апостолу Фоме, написанный в XXI веке

Подробнее об апостоле Фоме читайте в наших материалах:

Почему ученик Спасителя не верил в Его воскресение?

Апостол Фома: самый «горячий» и при этом «неверующий» ученик?

Житие апостола Фомы в рисунках Наталии Кондратовой

Почему Фома – "неверующий"?


День памяти святых:

Священномученик Артемон Лаодикийский († 303)

С 16 лет посвятил себя служению и больше 70 лет провел в послушаниях чтеца, затем диакона и пресвитера. Когда император Диоклитиан (284–305) издал указ, чтобы все христиане приносили жертвы идолам, вместе с епископом Лаодикийским Сисинием и проник ночью в капище богини Артемиды и разрушили идолов. Военачальник Патрикий ехал их казнить, но внезапно заболел. Только обратившись за помощью к епископу Сисинию и объявив, что верует во Христа, исцелился. По пути в Кесарию, Патрикий встретил святого Артемона, за которым шли несколько диких оленей и ослов. Патрикий приказал заковать христианина в кандалы, о чем епископу Сисинию рассказал посланный старцем Артемоном олень. Святитель Сисиний передал мученику в Кесарию благословение и просфору через диакона. В храме Асклепия Патрикий не поклонился языческому богу, но призвав имя Иисуса Христа, заставил выползти из храма змей, дунул на них, и они тотчас погибли. Свидетель этого чуда жрец Виталий уверовал во Христа. А Патрикий отправил старца на пытки. В это время на площадь прибежал олень от Сисиния и человеческим голосом предсказал Патрикию скорую смерть в кипящем котле. Патрикий боялся чудес святого Артемона и приказал казнить его – бросить старца-мученика в котел с кипящей смолой. Но два ангела в виде орлов бросили в котел самого Патрикия. Святой старец остался невредим и крестил жреца Виталия и всех уверовавших во Христа, и на следующей день причастил. Епископ Кесарии пришел приветствовать святого Артемона, отметил место его страданий и впоследствии основал здесь церковь. Многие крестившиеся были посвящены во диаконов и священников, а бывший жрец Виталий поставлен епископом. Голос свыше велел святому Артемону идти в Азию с проповедью слова Божия. Там он обратил множество людей в христианство, был схвачен язычниками и усечен мечом.

Краткая аудиоверсия жития священномученика Артемона на радио Вера:

Мученик Крискент Мирликийский (III век)

Был знатным жителем Мир Ликийских. 

— Принеси жертву идолам только для вида, а сам в душе оставайся христианином и верь в христианского Бога. 

— Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и движет телом

Такой диалог произошел между мучеником и правителем города после того как Крискент пытался убеждать толпу направлявшихся в храм язычников прийти ко Христу. Святой не желал неприятностей для своих родных и ничего не говорил на допросе, кроме того что он христианин. Основные источники указывают, что Крискент с помощью Божией проходил самые жестокие мучения. Его били множеством больших камней, строгали железными зубьями, чтобы от отрёкся от Христа. После того, как мучители убедились в его неотступности, его сожгли.

Язычники желали отдать его тело на растерзание падальщикам. Однако христиане сумели похитить его и похоронить в надежном месте. Многочисленные исцеления совершались с тех пор от его святых мощей.

Святитель Андрей Критский, знаменитый автор Покаянного канона, упоминает о мученике Крискенте в похвальном Слове Святителю и Чудотворцу Николаю в числе его сподвижников, “озаренных светом Троицы, коих сам Триединый Бог достойно почтил наградами царствия”.

Краткая аудиоверсия жития мученика Крискента на радио Вера:

Мученица Фомаида Александрийская (Египетская) ( 476)

Святая стала покровительницей всех, кто не может справиться с плотскими страстями и желает получить исцеляющую Божественную благодать.

Родилась она в Александрии в христианской семье, воспитывалась в благочестии и любила читать Священное Писание. В 15 лет ее выдали замуж за христианина рыболова. В семье свекров ее любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие. 

Но однажды ночью муж ушел на рыбную ловлю, а его отец стал склонять невестку к греху. Не слушая ее напоминая о Страшном Суде, он схватил меч и угрожал смертью.

— Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней – таков был твердый отказ Фомаиды.

Ослепленный страстью свекор рассек святую и тут же ослеп – не мог найти дверь и убежать. Утром все увидели тело святой Фомаиды и слепого старика. Убийца сознался и был осужден на смертную казнь, а тело мученицы похоронили в монастырской усыпальнице по благословению старца Даниила. Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться преподобному Даниилу о мучении от плотской страсти и получил совет молиться у гробницы мученицы Фомаиды, что исполнил. Во время молитвы явилась святая Фомаида: 

— Отче, прими благословение и иди с миром.

Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в душе – плотская брань больше не смущала его. Авва Даниил объяснил, что благословение – дар мученицы целомудрия и такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты.

Мощи святой мученицы Фомаиды перенесли в Константинополь в один из женских монастырей, где в XV веке их видел русский паломник иеродиакон Зосима.

Краткая аудиоверсия жития мученицы Фомаиды на радио Вера:

Преподобномученица Марфа (Тестова) (1883 - 1941)

Родилась в деревне Арга Тамбовской губернии в семье бедного крестьянина Тимофея. В 21 год пришла в Серафимо-Дивеевский монастырь, где с 14 лет трудилась ее младшая сестра Пелагия (тоже пострадала за веру от советской власти и погибла в 1944 году в Карлаге).

После разорения и разгона монастыря инокиня Марфа лишилась крова и страдала от безбожных властей. Вместе с Анастасией Милюковой поселилась в сторожке при церкви села Развилье Горьковской области. В храме они трудились, читали, вместе молились. Верующие люди просили совета и молитв о себе и близких, делились продуктами и деньгами.

Арестовали мученицу Марфу 18 ноября 1937 года, лжесвидетели обвинили ее во враждебной настроенности к существующему строю, ведению среди верующих контрреволюционной агитации. На единственном допросе виновной в антисоветской деятельности она себя не признала. Следователь зачитал отрывки из показаний лжесвидетелей и потребовал, чтобы инокиня их подтвердила, на что та заявила, что ничего подобного она не говорила.

— Что еще можете дополнить к следствию? – задал следователь последний вопрос.

— Дополнить ничего не могу.

Следствие продолжалось 2 дня, затем особая тройка УНКВД по Горьковской области приговорила к 8 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. С 3 мая 1938 года инокиня Марфа находилась в Карагандинском лагере (Карлаг) на самых тяжелых работах. В течение трех лет не было ни одного пропуска рабочих дней или отказа от работ. В картах зачета рабочих дней отмечено: «качество работы хорошее», «к инструменту относится бережно», «нормы выполняет», «работает очень добросовестно», «дисциплинирована», «в быту ведет себя хорошо». От непосильных работ ее признали инвалидом, в декабре 1940 года инокиня Марфа поступила на лечение в больницу и скончалась 26 апреля 1941 года. Похоронена она была в тот же день на кладбище селения Спасское.

Прославлена  в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 7 октября 2002 года.


Особенности богослужения: 

Службы Фоминой недели совершаются привычным порядком. Возобновляется чтение псалмов. Из пасхальных песнопений звучит только тропарь «Христос воскресе из мертвых…». В воскресенье звучат особые песнопения, посвященные второй неделе после Пасхи и уверению апостола Фомы. В службе присутствуют тексты, воспевающие приход весны: «Днесь весна душам…» (тропарь 1-й песни канона утрени), «Днесь весна благоухает…».

На Литургии положены особые праздничные антифоны. И хотя по классификации в литургических учебниках этот праздник не является великим, однако же по всем богослужебным особенностям Фомино воскресенье выгля дит как великий Господский праздник, то есть посвященный Господу Иисусу Христу. 


Традиции праздника:

Первое воскресенье, следующее за Пасхой, называют не только Антипасхой, но и «Красной горкой». Народное название «Красная горка» связано с тем, что после зимы и долгого поста начинались гулянья, а первыми просыхали именно пригорки, где и собиралась молодежь. Начиная с этого дня в храмах возобновлялось Таинство Венчания, а потому на Красную горку и следующую неделю приходилось много свадеб. В первые века христианства в этот день неофиты (недавно крестившиеся христиане) меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения. В наше время в этот день в подвенечные и чаще белые платья облачаются невесты.

Подробнее о венчании читайте в наших материалах:

Таинство брака и препятствия к нему

Правила венчания в Православной Церкви


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19-31

Читать отывок
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Свернуть

Комментирует протоиерей Павел (Великанов)

Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 16-20

Читать отрывок

16 Одиннадцать же учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. 17 И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились. 18 И подойдя, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века.

Свернуть

Апостольское чтение: 

Деяния святых апостолов, глава 5, стихи 12-20

Читать отрывок

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. 13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. 14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. 16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. 17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. 19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Сотрудникам «Фомы» особенно дорого, что в ближайшее воскресенье к Пасхе в Церкви празднуют память нашего святого покровителя – апостола Фомы. В 1996 году вышел первый номер журнала «Фома». Выбирая название, редакторы хотели обратить внимание читателей на парадокс — ведь Фома не верит на слово потому, что очень хочет поверить, не «принять на веру», а всем своим существом узнать Истину. И Христос, наверное, потому и является Фоме, что видит его жажду веры.

Поздравляем наших читателей с неделей апостола Фомы!

0
0
Сохранить
Поделиться: