На воскресенье 22 сентября приходится Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает родителей Божьей Матери — праведных Богоотец Иоакима и Анну. 22 сентября совершается память мучеников Севериана Севастийского, Харитона и Стратора, преподобных Иосифа Волоцкого, Онуфрия Воронского и постника Феофана, обретения и перенесения мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, Глинских святых, блаженного Никиты Константинопольского и III Вселенского Собора. В тринадцатую Неделю по Пятидесятнице мы молимся Собору новомучеников и исповедников Казахстанских и Собору Алтайских святых. В этот же воскресный день Церковь почитает священномучеников Захарию, архиепископа Воронежского, Григория Гаряева, Александра Ипатова, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского, Димитрия Троицкого, Александра Виноградова, мученика Василия Шикалова и преподобномученика Андроника Сурикова.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 22 сентября.


Воскресенье, 22 сентября 2024 года, Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

В воскресенье 22 сентября православные христиане продолжают праздновать Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник начали отмечать с V века. Интересно, что само событие не описано в Новом Завете. Мы знаем об обстоятельствах рождения Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных Иоакима и Анны из церковного Предания.


Особенности православного богослужения

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение, и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Другие молитвы

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и питательницу Жизни нашея.

Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Тропарь воскресный, глас 4

Светлую воскресения проповедь/ от Ангела уведеша Господни ученицы/ и прадеднее осуждение отвергша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испровержеся смерть,/ воскресе Христос Бог,// даруяй мирови велию милость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Кондак воскресный, глас 4

Спас и Избавитель мой/ из гроба, яко Бог,/ воскреси от уз земнородныя,/ и врата адова сокруши,// и яко Владыка воскресе тридневен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог, воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и, как Владыка, воскрес на третий день.

Тропарь праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя,// спаси души наша.

Перевод: Праведников Твоих, Господи, память празднуя, вместе с ними молим Тебя: «Спаси души наши».

Кондак праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Перевод: Радуется сегодня Анна, освободившись от уз бесплодия, и питает Пречистую, созывая всех воспеть Даровавшего из чрева ее всем людям единственную Мать, мужа не Познавшую.

Молитва праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы

О, приснославнии Христовы праведницы, святи Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Свернуть

Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи 13–17

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33–42

Комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 16–21

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Галатам, глава 6, стихи 11–18

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 16, стихи 13–24

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Послание апостола Павла к Галатам, глава 4, стихи 22–31

Комментирует священник Стефан Домусчи


День памяти святых

Мученик Севериан Севастийский (320)

ИКОНА

Святой мученик Севериан пострадал за Христа в Севастии Армянской во время гонения на христиан императора Ликиния. Еще до своего мученического подвига святой Севериан посещал в темнице 40 воинов-христиан, пострадавших на озере Севастийском за исповедание Христа. Вскоре Севериан был также привлечен к суду и подвергнут жестоким истязаниям, после которых несломленный в своей вере, святой мученик был повешен с камнем на шее вниз головой на городской стене и так преставился. Тело его было перенесено христианами к его дому, при этом воскрес умерший, но еще не погребенный слуга святого Севериана.

Преподобный Феофан, исповедник и постник (около 300)

ИКОНА

Преподобный Феофан родился в семье язычников. В юности он уверовал во Христа, крестился и тайно от родителей ушел к старцу-отшельнику, который научил его чтению священных книг и правилам иноческого жития. Через пять лет старец умер, и святой Феофан провел в одиночестве в его пещере 58 лет. Затем он стал проповедовать и многих обратил ко Христу. По приказанию римских гонителей исповедник был подвергнут истязаниям. Он мужественно перенес страдания и был отпущен живым. Святой Феофан прожил в уединении еще 17 лет и мирно скончался.

Воспоминание III Вселенского Собора (431)

О значении Вселенских Соборов для православных христиан читайте в наших материалах:

Блаженный Никита Константинопольский (XII)

ИКОНА

Описание знаменитого чуда, сотворенного праведным Никитой, слушайте на радио «Вера».

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец (1440–1515)

Икона

Святой Иосиф Волоцкий доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость богато украшать храмы красивыми росписями и иконами, а также право монастырей владеть землей.

Подробнее о преподобном Иосифе и его учении читайте в наших материалах:

Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896)

ИКОНА

Рассказ из жития святителя Феодосия слушайте на радио «Вера».

Глинские старцы

Память Собора преподобных отцов Глинских постановили совершать 22 сентября по новому стилю, на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы — престольного праздника Глинской обители. В 2008 году были прославлены 13 глинских старцев, которые подвизались в обители и прославились в XIX столетии.

В 2009 Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих глинских подвижников, подвизавшихся в XX веке: преподобного схимитрополита Зиновия (Мажуги), преподобных схиархимандритов Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова). Они родились еще в дореволюционной России и пронесли свой пастырский подвиг служения Церкви и людям на протяжении всего богоборческого периода. По их святым молитвам происходило много чудес.

Читать подробнее

ФОТО

После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Серафим (Романцов) и отец Зиновий (Мажуга) уехали в Грузию, в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми, где подвизались до его закрытия в 1925 году. Тогда отец Серафим основал монашескую общину и был духовником пустынножителей, но вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и Глинские старцы. Для насельников наступило тяжелое время лагерей и ссылок. Но эти страшные условия не расшатали той духовной основы, которая была заложена в Глинской пустыни до ее разорения.

После открытия обители в 1942 году преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году. Тогда глинские подвижники нашли приют у отца Зиновия, ставшего на тот момент архиереем в Грузии.

Митрополит Зиновий, в схиме Серафим, (Мажуга) (1896–1985) родился в семье рабочего Иоакима Мажуги. В три года он лишился отца, а в 11 лет — и своей благочестивой матери Феодосии. В юном возрасте поступивший в Глинскую пустынь, он окормлялся у старцев и перенял от них опыт духовного руководства. Отец Зиновий прошел через ссылки и лагеря и после освобождения из заключения попал в Грузию, где ему было суждено остаться до конца дней своей земной жизни. Здесь же он удостоился епископского сана.

За святую и подвижническую жизнь Господь наградил старца даром прозрения. Часто владыка произносил свои пророчества, говоря как бы в третьем лице, а позже становилось совершенно ясно, что все было сказано именно про того человека, с которым беседовал владыка.

За два года до своей кончины владыка Зиновий принял схиму с именем Серафим — в честь преподобного Серафима Саровского. Заранее зная день своей кончины, он собрал у себя всех живших в Грузии монахов закрытой в то время Глинской пустыни, чтобы проститься с ними.

Преподобный Андроник (Лукаш) (1889–1964) пришел в обитель в 18 лет. Работал в прачечной, на кухне, потом в скиту. Оттуда его взяли в армию, где он прослужил рядовым три с половиной года. Едва успел вернуться, началась Первая мировая война. Еще три с половиной года пробыл в плену в Австрии. В годы репрессий попал на Колыму, был на Сахалине, в Новосибирске. Отбыл срок и остался работать у своего начальника по его просьбе. Там узнал об открытии Глинской пустыни и в 1948 году вернулся в нее. Приходящим к старцу не нужно было много рассказывать о себе, отец Андроник видел и понимал каждого, поскольку обладал даром прозорливости. На исповеди он нередко сам называл грехи, забытые или утаенные.

Преподобный Серафим (Романцов) (1885–1976) исполнял послушание духовника Глинской пустыни, вокруг его кельи всегда толпился народ, ожидая возможности войти к нему, попросить совета или благословения. В этой келье на столе всегда была гора писем, на которые он старался ответить.

Он учил молиться всегда, как только позволяют условия. В зависимости от душевного состояния человека, его жизненных условий, он индивидуально налагал молитвенное правило. Одним добавлял к ежедневным обязательным молитвословиям акафисты и каноны или советовал чаще читать Псалтырь, а другим, наоборот, благословлял сокращать до минимума утренние и вечерние молитвы, но с условием, чтобы в течение дня или по дороге нашли время и прочитали все остальное. Во времена гонений всем монахам Глинской пустыни советовал держаться вместе, а если не позволяют внешние условия, то хотя бы духовно, молясь друг о друге.

Теперь мощи преподобных Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного схимитрополита Серафима (Зиновия Мажуги) покоятся в Александро-Невском храме в Тбилиси.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских

Воскресенье, 22 сентября 2024 года: что будет в храме?

В 1930-х — 1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. В начале XXI века удалось собрать множество материалов о подвигах казахстанских новомучеников.

Празднование святым, пострадавшим на земле Казахстана, проходит в первое воскресенье после 16 сентября — дня памяти первомученика Казахстанской земли епископа Верненского Пимена.

Собор Алтайских святых

Воскресенье, 22 сентября 2024 года: что будет в храме?

В состав Собора входят 14 святых, среди которых святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, Крымский.


Редакция журнала «Фома» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
5
Сохранить
Поделиться: