Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам не просто «зайти в храм», но и разобраться: о чем вспоминает Церковь именно в этот день, что происходит на богослужении и чему посвящено Евангельское чтение. Все становится яснее, если к воскресному дню подготовиться заранее. 


Воскресенье, 15 марта 2020 года

Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе, победителю одного из самых сложных богословских споров в истории христианства в XIV веке. Прославился святитель Григорий как вселенский апологет православия, учитель практики непрестанной молитвы исихии (молчания), являющейся сердцевиной православной духовности, и автор учения о нетварных энергиях и Фаворском свете

Чем современным христианам так важны память и труды святителя Григория? Какое отношение к Великому посту может иметь богословская полемика, много веков назад происходившая в Византии? Задуматься над этими вопросами призывает нас Церковь каждую вторую неделю Великого поста уже несколько веков. 

Святитель Григорий Палама не только свидетельствовал и доказывал связь Бога с однажды созданным миром, но и утверждал, что творческие энергии Божества, непрерывно сохраняющие наше бытие, человек способен увидеть уже в земной жизни. Связь Создателя и нашего мира аналогична музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время плод его творческого замысла, и существует (звучит, имеет бытие) лишь благодаря творческому действию исполнителя. 

Эти «высокие материи» могут показаться современным людям далекими от реальности, а между тем святителю Григорию пришлось заплатить дорогую цену за их утверждение: вместо уединенной жизни отшельника на Афоне, к которой он стремился с юности, ему пришлось несколько раз переезжать, терпеть гонения вплоть до тюремного заключения и отлучение от Церкви.

Благодаря трудам святителя Григория мы понимаем, что наш мир не является частью Бога, но и не отделен от Него совершенно. Явлением нетварных энергий Григорий Палама считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, открывающийся христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Именно святитель Григорий наиболее полно выразил церковное понимание цели христианской жизни - обо́жение, то есть состояние соединения человека с Богом всей полнотой своего существа. Происходит это соединение посредством нетварных энергий и только по милости Божьей. Но именно к нему призывает нас Церковь в начале Великого поста.


День памяти: 

В день отречения царя Николая II от престола в 1917 году была обретена икона Божией Матери, именуемая «Державная». Об обстоятельствах этого события, причинах почитания в народе и молитвы перед образом Богородицы читайте в наших материалах:

Факты из истории «Державной» иконы Богородицы

Протоиерей Александр Агейкин: образ милости Божией

Молитвы о мире общественном: две молитвы перед иконой Божией Матери «Державная»

День памяти святых мучеников, пострадавших в первые века нашей эры – в период особенно страшных гонений на веру:

сщмч. Феодо́та, епископа Киринейского (ок. 326); мц. Евфа́лии Леентинской (Сицилийской) (257); мч. Троа́дия Неокесарийского (III); прп. Агафо́на Скитского (Египетского) (V); мчч. 440 Италийских (579).

15 марта  - переходящее празднование во второе воскресенье Великого поста собора (это значит – всех) преподобных отцов Киево-Печерских

День памяти святителя Арсе́ния, епископа Тверского (1409). 

Родился будущий святитель в Твери, но принял монашеский подвиг именно в Киево-Печерской Лавре. Он долго отказывался от принятии церковной власти в Тверской епархии, но вступив на кафедру в 1390, сумел прекратить раздоры в Тверском княжестве, построить, освятить и обновить соборы, основать недалеко от города Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и каменный Успенский собор. Благодаря его трудам над духовной жизнью иноков новой обители до нас дошла самая древня редакция (1406) списка Киево-Печерского Патерика - драгоценного памятника русской письменности. 

Удивительна судьба Желтикова монастыря, возрожденного после советского периода гонений на Церковь лишь в начале прошлого года. Именно здесь 2 марта (по старому стилю) 1409 года умер и был погребен святитель Арсений. В 1483 году мощи его были обретены нетленными, а на соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения. Спустя 250 лет монастырь посетил патриарх Никон и нашел мощи нетленными – лишь обветшала часть облачения. Последний раз мощи святителя были вскрыты властями в 1919 году после закрытия монастыря. До 1929 года все-таки проводились службы, но большинство последних молившихся здесь были вскоре арестованы. До Великой Отечественной на территории монастыря располагались мастерские, в соборе был устроен магазин. Разрушение монастыря продолжилось при наступлении фашистов, но после войны запустение привело не только к обветшанию, но и решениям властей разобрать и взорвать строения. Только год назад, в начале 2019 началось возрождение основанного святителем Арсением монастыря. 


Чтение Евангелия: 

Евангелие от Луки, глава 24, стихи 36-53 

36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 

читать отрывок

39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними.44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Комментарий протоиерея Павла Великанова

Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1 – 12

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 

читать отрывок3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома , где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? сказать ли расслабленному: "прощаются тебе грехи"? или сказать: "встань, возьми свою постель и ходи"? 10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9 -16 

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 

читать отрывок11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Комментарий священника Дмитрия Барицкого 

Апостольское чтение: 

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 1, стихи 1-14, глава 2, стих 1-3

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

читать отрывок 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"? И еще: "Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном"? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит:"и да поклонятся Ему все Ангелы Божии". 7 Об Ангелах сказано:"Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь". 8 А о Сыне:"престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих". 10 И:"в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих. 11 Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся". 13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: "седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"? 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?...
...1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас...

Чтение и комментарий на радио «Вера»

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 7, стихи 26-28, глава 8, стих 1-2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

читать отрывок 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного...
...1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Комментарий священника Стефана Домусчи


Пояснения к Богослужению:

Тропарь праздника

Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому , глас 8

Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия светило, Церкви утверждение и учитель, монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.

Кондак праздника

Кондак святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8

Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ Богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие Богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ Пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Перевод: Мудрости священный и Божественный орга́н, Богословия громкую трубу мы стройно воспеваем тебя, Григорий Богословесный. Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму, к Нему ум наш, отче направь, дабы нам восклицать: «Радуйся, провозвестник благодати!»

5 марта в храмах служат литургию Василия Великого. Великим постом в воскресные дни совершается такое редкое чинопоследование воскресной литургии. Чаще всего в православных храмах служится литургия Иоанна Златоуста, но во время Великого поста богослужебный устав предписывает многие изменения, цель которых – помочь верующим почувствовать особое время покаяния, создать условия для настроя на изменение своей жизни. 

Читайте также:

Василий Великий: что мы знаем об этом святом, его имени и традициях, связанных с его почитанием? 

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, благословения священника становятся понятнее, если следить за текстом последования литургии или же изучить его накануне.

Что происходит на Литургии между чтением Евангелия и до Херувимской песни, что и зачем делают священнослужители и хор? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). Сегодня мы предлагаем прочитать третий выпуск цикла «Литургия»: «Беседы о литургии. Часть 3. От чтения Евангелия до Херувимской песни».

Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы. Даже небольшое усилие с целью понять и разобраться в его творениях поможет нам оторваться от весенней суеты, откроет доступ в аскетическую практику наших далеких предшественников и современных подвижников благочестия. Церковь сберегла для нас Священное Писание и Священное Предание, а редакция «Фомы» продолжает открывать это сокровище всем, кто решил понять и пройти Великий пост осознанно, в нашем проекте «Готовимся к воскресенью».  Желаем вам доброго воскресного дня в храме!

1
0
Сохранить
Поделиться: