Четвертое воскресенье по Пасхе называют неделей о расслабленном, оно посвящено воспоминанию чуда исцеления Спасителем неизлечимо больного, произошедшее в Иерусалиме.
По мнению святых отцов, основная причина расслабления души, парализованного состояния духа известна — это грех. Средством против духовного расслабления являются молитва и терпение, примером которого служат святые, память которых Церковь совершает 15 мая: праведная Тавифа, семья мучеников Еспера и Зои с детьми, святитель Афанасий, патриарх Цареградский и преподобный Афанасий Сяндемский, благоверный царь болгарский Борис и святитель Авраамий Болгарский чудотворец.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 15 мая.
Воскресенье, 15 мая 2022 года, о расслабленном
Подробнее о христианском отношении к болезням читайте в наших материалах:
• Если Бог есть Любовь, то и человек есть Любовь: епископ Пантелеимон о сложных вопросах милосердия
• Перед лицом страдания. Митрополит Антоний Сурожский
• Опыт пережившего рак: история замглавного редактора «Фомы» Владимира Гурболикова
Душу мою, Господи, во гресех всяческих,/ и безместными деяньми люте разслаблену,/ воздвигни Божественным Твоим предстательством,/ якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле,/ да зову Ти спасаемь:// Щедрый, слава, Христе, державе Твоей.
Тропарь Недели о расслабленном
Да веселятся Небесная,/ да pадуются земнаая,/ яко сотвоpи деpжаву/ мышцею Своею Господь,/ попpа смеpтию смеpть,/ пеpвенец меpтвых бысть;/ из чpева адова избави нас,// и подаде миpови велию милость.
День памяти святых
Мученик Еспер, мученица Зоя и их дети — мученики Кириак и Феодул (II)
Сыновей терзали на глазах родителей, но они не отреклись от Спасителя. Краткое житие семьи мучеников слушайте на радио «Вера».
Святитель Афанасий Великий (373)
Краткое житие архиепископа Александрийского слушайте на радио «Вера».
Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)
Краткое житие первых святых, канонизированных Русской и Византийской Церквями, слушайте на радио «Вера».
Святитель Афанасий (1654)
Краткое житие патриарха Цареградского и чудотворца слушайте на радио «Вера».
Обретение мощей преподобного Афанасия Сяндемского (после 1577)
Был учеником преподобного Александра Свирского и стал свидетелем его посещения Пресвятой Богородицей.
Принял постриг на Валааме, а затем в Свирском монастыре. После кончины наставника ушел в леса Карелии, где на озере Сяндеме основал обитель. Вследствие клеветы на него местных жителей преподобный Афанасий переселился обратно в Свирский монастырь, где был избран игуменом, но в 1577 году снова вернулся на озеро Сяндем. Последние годы святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный в глубокой старости. В 1729 году при восстановлении сгоревшей церкви были обретены нетленные мощи преподобного Афанасия.
Благоверный и равноапостольный царь Борис, во Святом Крещении Михаил (907)
Рассказ о болгарском святом царе, принявшем Крещение со своим народом, слушайте на радио «Вера».
Праведная Тавифа Иоппийская (I) (переходящее празднование в Неделю четвертую по Пасхе)
Краткое житие святой можно прочитать в нашем материале.
О престольном празднике — памяти святой праведной Тавифы — на подворье Русской духовной миссии на Святой Земле читайте в репортаже корреспондента «Фомы».
Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1230) (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пасхе)
Родился в Камской Болгарии, воспитан был в исламе. Успешно занимался торговлей в Поволжье, при этом был и сострадательным благотворителем. Общался в русских городах с православными, и однажды крестился. Приехал в город Болгар на ярмарку и начал вместо торговли проповедовать. Ни уговоры, ни угрозы не заставили его отречься от Христа.
Его мучили, заточили в темницу, затем четвертовали на берегу Волги. Бывшие на ярмарке христиане благоговейно погребли тело страстотерпца. О совершавшихся чудесных исцелениях у могилы и источника на месте казни святого сообщили великому князю Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где вся семья князя с детьми, духовенство и весь народ встретили мощи Авраамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь. Сохранились свидетельства об исцелениях детей, покровительстве святого в торговле и предпринимательстве.
В неделю о расслабленном в 1711 году мощи Авраамия Болгарского были перенесены из Благовещенского придела в главный придел Успенского храма в новую раку. С тех пор это воскресенье жители Владимира называют Авраамиевым, с 1785 и до начала гонений на Церковь совершался крестный ход. С 90х годов ХХ века Авраамиеву неделю снова торжественно празднуют — после литургии совершается крестный ход вокруг обители с сохранившейся частицей мощей святого.
Икона Божией Матери Путивльская (1635)
Существует два образа этой иконы Богородицы. Объединяет их явлениме на городских воротах города Путивля. Одна икона хранится в Путивльском Молченском монастыре. Другая — в храме Воскресения Христова.
В документах упоминаются различные даты явления образа, в том числе 1600 и 1635 годы.
Согласно сведениям, помещенным на киоте, в котором хранилась икона Божией Матери из Молченского монастыря, «от Рождества Христова 1635 мая во второй день в первом часу дни бысть явление Пресвятыя Богородицы Одигитрии во граде Путивле яже внутрь града у передних Никольских врат».
О второй Путивльской иконе свидетельствует историк начала XX века свящзенник Иаков Левитский: «благоугодно было Промыслу Божию накануне смутного времени 2 мая 1600 года. явить чудесно икону Божией Матери Путеводительницы, находящейся в настоящее время в Воскресенской церкви под видом большого и оригинального образа Божией Матери».
Существуют сведения, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы долгое время находился на городских воротах и прославился многочисленными чудотворениями и знамениями, избавлением от нашествий татар и шведов.
Во времена воинствующего атеизма первообраз чудотворной иконы был утрачен. Сохранились лишь иллюстрации в дореволюционных изданиях, где Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, как символ Вседержителя; у правой руки Богоматери изображена лестница, в свою очередь символизирующая соединение земного с Небесным через Рождество Спасителя. Современный список с чудотворного образа Божией Матери пребывают ныне в Путивльском Преображенском соборе.
Особенности православного богослужения
Во время каждой литургии участники богослужения поют Символ веры — молитву, за каждым словом которой стоит колоссальный духовный опыт Церкви нескольких веков. Символ веры — краткое изложение догматов — того, во что верят православные. Его составили на двух первых Вселенских Соборах.
Почему мы поем Символ веры? Традиция обращения к Богу через пение существует с ветхозаветных времен, апостолы ее продолжили, и церковное пение возникло практически сразу после возникновения христианства. Существующая около 3000 лет Псалтирь (происходит от названия музыкального инструмента) активно используется в православном богослужении. Ее части — псалмы — чаще всего именно пели (и одновременно исполняли на музыкальных инструментах). Исторически сложилось так, что несколько песнопений во время литургии могут петь все, кто находится в храме.
О смысле, значении каждого из членов Символа веры — заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 1 — 15
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Апостольское чтение:
Деяния святых апостолов, глава 9, стихи 32 — 42
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. 36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Как и расслабленному, верующем сердцу Господь всегда отвечает. После исцеления бывший больной точно исполнил слово Спасителя. При этом он совершил то, чего нельзя было делать праведному иудею: в день субботний взял свою постель как крест, хотя знал, что будет осужден. Но страх уходит, когда человек надеется не на собственные силы и способности, а всецело полагается на Бога. Именно к этой духовной работе призывает нас Церковь в четвертую неделю по Пасхе.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!