В неделю двенадцатую по Пятидесятнице мы обращаемся в молитве к новомученикам Петру Решетникову, Аполлинарию Мосалитинову, Павлу Малиновскому, преподобномученице Елисавете Ярыгиной и мученику Феодору Иванову, преподобномученику Игнатию Лебедеву и исповеднику Петру Чельцову, а также к древним святым — преподобным Христофору и Фантину. Ежегодно 12 сентября совершается память святителей Константинопольских Александра, Иоанна и Павла, Варлаама Молдавского, а также празднуется чудесное обретение мощей благоверного князя Даниила Московского и память преподобного Александра Свирского.
12 сентября 2021 года мы празднуем всей Церковью несколько Соборов святых — Нижегородских, Саратовских и святителей Сербских. А также вспоминаем перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, известного далеко за пределами нашей Родины. Многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому (в Софии, Таллине, Тбилиси), свидетельствуют об исторической и духовной памяти.
Подробнее об Александре Невском читайте в наших материалах:
• Александр Невский: какую роль сыграл он в истории страны?
• «Минутная история»: главное в коротком видео о благоверном князе Александре Невском
• Александр Невский: герой или антигерой?
• Почему Александр Невский не принял помощь запада и не покончил с Ордой?
• Александр Невский: только факты
Тропарь благоверному Александру Невскому
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.
Перевод: Узнай своих братьев, российский Иосиф, не в Египте, но на Небесах царствующий, благоверный князь Александр, и прими моления их, умножая число плодов людям плодоносием земли твоей, города под властью твоей охраняя молением, православным христианам в борьбе против врагов оказывая помощь.
Кондак благоверному Александру Невскому
Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.
Перевод: Также как родственники твои, Борис и Глеб, явились тебе с Небес на помощь, в битве против Биргера Шведского и войска его, так и ты сейчас, блаженный Александр, приди на помощь твоим соотечественникам и победи враждующих с нами.
Молитва благоверному Александру Невскому
Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Воскресенье, 12 сентября 2021 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 12 сентября.
День памяти святых
Святители Константинопольские: Александр (340), Иоанн Постник (595) и Павел Новый (784)
Патриархи Александр, Иоанн и Павел жили в Константинополе в разное время, но всем им пришлось бороться с еретиками, искажавшими учение Церкви. Святой Александр участвовал в Первом Вселенском Соборе в Никее, ему приходилось бороться с арианами и с язычниками. Однажды в споре с языческим философом святитель сказал ему: «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать!», и язычник внезапно сделался немым. Когда же он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами-язычниками. По молитве святителя Александра был наказан еретик Арий.
Арий притворно согласился вступить в общение с православными и император Константин Великий назначил день принятия Ария. Всю ночь молился святитель Александр, прося Господа не допустить, чтобы еретик вступил в общение с Церковью. Утром, когда Арий торжественно шел в церковь, окруженный царскими советниками и оруженосцами, на Константиновой площади он был поражен болезнью — чрево его разорвалось и внутренности выпали.
Святейший патриарх Александр, много потрудившись, скончался 98 лет в 340 году. О нем впоследствии упоминал в похвальном слове к жителям Константинополя святитель Григорий Богослов.
Патриарх Иоанн избран он был против своего желания (не хотел принимать высокий сан), и был возведен на престол скорее народом правоверным, нежели властью царскою. Иоанн не имел покоя от нечестивого царя Анастасия, который защищал ересь Севера, псевдопатриарха антиохийского, противника Халкидонского собора святых отцов(IV Вселенского).
Патриарх Павел был киприотом, добродетельным и благочестивым, но слабовольным и боязливым. Он видел мучения за святые иконы от царя-иконоборца и вступал в общение с еретиками, хотя и не хотел того. После смерти царя он хотел восстановить благочестивый обычай поклонения святым иконам, но не смог сего сделать — иконоборчество сильно укрепилось даже в окрестных странах. Тогда Павел решил оставить престол патриаршества и тайно ушел в монастырь святого Флора, где принял на себя святую схиму. За некоторое время до смерти он покаялся публично и призвал к почитанию икон всех православных.
Преподобный Христофор Римлянин (VI)
Большую часть ночи Христофор проводил в молитве, в глубокой пещере. Однажды он спустился туда и увидел на полу множество лампад и двух отроков, которые их зажигали.
— Это лампады отцов, служащих Богу, — ответили юноши на вопрос монаха.
— А моя лампада горит или нет?, — спросил Христофор.
— Трудись, молись, и мы зажжем ее.
Праведник решил, что он должен усилить пост и молитву. Святой ушел на Синайскую гору, где прожил 50 лет. Наконец, Христофор услышал голос, который призвал его вернуться в свой монастырь, чтобы упокоиться рядом с остальными праведниками.
Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».
Преподобный Фантин чудотворец (IX–X)
В 8 лет он был отдан в монастырь и с детства привык к подвигам. С юности он скитался по пустыням, оставаясь часто без пищи по 20 дней и не имея одежды. В таких подвигах преподобный прожил 60 лет.
В конце жизни, избегая преследования сарацин, он удалился со своими учениками Виталием и Никифором к Пелопоннесу. Преподобный посетил Коринф, Афины, Лариссу и Солунь, где поклонился мощам святого великомученика Димитрия. Скончался мирно в глубокой старости.
Преподобный Александр Свирский (1448 — 1533)
Однажды не хватило дров и эконом монастыря попросил игумена послать тех иноков, кто празден и ничем не занят, за дровами. «Я празден», — сказал Александр и стал рубить дрова. Рассказ об удивительном святом, которого почитали за старца с 18 лет, слушайте на радио «Вера».
Репортаж фотографа Владимира Ештокина о монастыре, основанном преподобным Александром, читайте в нашем материале.
Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652)
Четвертый сын святого великого князя Александра Невского отличался благочестием, кротостью и миролюбием. Он не шел войной приобретать чужие области, благодаря Бога за данную ему в жребий Москву. Князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, кв котором принял иноческое пострижение. Приняв схиму, он на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.
Святитель Варлаам Молдавский (1657) (Румынская церковь)
Митрополит Молдавский Варлаам родился в Восточной Румынии в конце XVI века. Боролся за национальные и религиозные права трансильванских румын. С его именем связано начало письменной традиции на румынском языке.
Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1724)
Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой — в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.
30 августа 1721 года Петр I, после продолжительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне.
Собор Нижегородских святых
С 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в церковный календарь внесено празднование Собора Нижегородских святых. Он отмечается во второе воскресенье сентября и обычно совпадет с празднованием дня Нижнего Новгорода. С нижегородской землей связаны имена более 70-ти святых, самый известный из которых преподобный Серафим Саровский. Святители, благоверные князья Георгий Владимирский (основатель города) и Александр Невский, несколько преподобных — память их совершается еще с XIII века. В ХХ веке число почитаемых угодников Божиих нижегородской земли возросло благодаря мученикам, священномученикам и преподобномученикам.
Собор Саратовских святых
В Собор Саратовских святых 10 лет назад по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вошли имена 25 угодников Божиих, 23 из них жили в XX веке и пострадали в годы гонений за веру. Многие родились на саратовской земле, некоторые — трудились, другие — приняли мученическую кончину. Сегодня они являются небесными покровителями своей малой Родины.
Память Святителей Сербских, потрудившихся на благо Отчизны и Православия:
- Саввы I (1237),
- Арсения I (1266),
- Саввы II (1271),
- Евстафия I (ок. 1285),
- Иакова (1292),
- Никодима (1325),
- Даниила II,
- Иоанникия II (1354),
- Ефрема II (1395–1400),
- Спиридона (1388),
- Макария (1574),
- Гавриила I (Райича) (1659),
- Григория
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Петр Решетников (1918)
Отец Петр Решетников был священником церкви села Ерши Осинского уезда Пермской губернии. 11 сентября 1918 года после жестоких пыток и издевательств батюшка был расстрелян красноармейцами.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученик Петр был прославлен в лике святых.
Преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов) (1873 — 1918)
Как отмечалось во всех ведомостях об иеромонахе Аполлинарии, «поведения очень хорошего, к послушаниям способен и очень усерден». Незадолго до революции Аполлинарий был рукоположен в сан священника. В монастыре он прожил 17 лет.
Афанасий Семенович Мосалитинов родился в семье крестьянина Курской губернии Грайворонского уезда Крюковской волости. Он получил домашнее образование. В августе 1901 поступил в Верхотурский Николаевский монастырь, а в 1903 по прошению был определен в братство монастыря. В 1904 по мобилизации Афанасия призвали на действующую военную службу. Через два года, по увольнении с военной службы, его снова приняли в число братии. 27 марта 1908 Афанасий был пострижен в монашество с именем Аполлинарий настоятелем монастыря иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым). В сентябре 1910 рукоположен в иеродиакона. Аполлинарий весьма усердно нес послушание на строительстве Крестовоздвиженского собора в качестве столяра, за что был удостоен архипастырского благословения с выдачей свидетельства. В 1918 Аполлинарий мученически погиб от рук красноармейцев. Военно-оперативный штаб по борьбе с контрреволюцией в июле 1918 потребовал от настоятеля немедленно командировать священника для служения в селе Красногорском. В силу этого безапелляционного требования власти для служения при Спасской церкви села Красногорского был командирован иеромонах Аполлинарий, так как местный священник, отец Александр Чернавин, был арестован, а после освобождения большевики запретили ему служить. Село Красногорское находится недалеко от села Меркушино, в котором есть Симеоновский храм с могилой праведного Симеона Верхотурского, очень почитаемого на Урале. Окончив служение при церкви в селе Красногорском, Аполлинарий отправился в Меркушино помолиться на могиле Угодника Божьего. В Меркушино отца Аполлинария арестовали и отправили под арестом в Верхотурье. На следующий день, 30 августа 1918, иеромонах был зверски убит. Его закололи штыками недалеко от Верхотурья и там же зарыли тело. Иерейский крест, снятый с убитого священника, палачи передали настоятелю монастыря. Только по освобождении города от большевиков, в числе таких же жертв красного террора, тело Аполлинария было найдено и привезено в монастырь, где с подобающей честью 5 октября 1918 мученик был погребен на монастырском братском кладбище.
Священномученик Павел Малиновский (15 октября 1874 — 30 августа 1918)
Арестован 6 августа 1937 года и содержался в Сыктывкарской тюрьме НКВД. Обвинялся в том, что «систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в деревне Казанский Иб».
Осужден 23 августа 1937 года тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР к высшей мере наказания — к расстрелу.
Приговор приведен в исполнение 25 августа 1937 года в Сыктывкаре.
Священномученик Павел Васильевич Малиновский родился в семье диакона Шелотовской Троицкой церкви.
В 1894 году окончил Вологодскую Духовную семинарию и назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского Духовного училища.
14 ноября 1897 года епископом Вологодским и Тотемским Алексием определен на должность священнослужителя и 28 января 1898 года епископом Великоустюжским Гавриилом рукоположен во священника к Усть-Вымской Благовещенской церкви.
Состоял законоучителем и благочинным. Награжден набедренником и скуфьей.
После 1918 года проживал в Усть-Выми. До 1933 года был настоятелем Усть-Вымской Благовещенской церкви. Будучи благочинным, возглавлял приходы, находящиеся в подчинении Патриарху Тихону. После закрытия Благовещенской церкви служил в Ыбской Свято-Казанской церкви того же прихода. После закрытия в июне 1935 года Ыбской Свято-Казанской церкви был вынужден занимался крестьянским хозяйством.
В 1918 году обложен контрибуцией в 500 рублей.
В 1921 году привлекался за то, что не сдавал церковные ценности.
В 1931-1932 годах состоял на учете КОО ОГПУ как «антисоветский элемент» — «сгруппировал вокруг себя монашество, через которых ведет антисоветскую деятельность».
В 1936 году привлекался к ответственности по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.
Священный Синод Определением от 27 декабря 2001 года причислил иерея Павла Малиновского к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Преподобномученица Елисавета (Ярыгина) (1879 — 1937)
4 августа 1937 года матушка Елизавета была арестована с обвинением в «активной контрреволюционной деятельности и распространении слухов о скором развале колхозного строительства и советской власти».
Виновной себя она не признала.
Елизавета Александровна Ярыгина родилась в селе Сафроново Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область, Ленский район) и происходила из крестьянской семьи. Она поступила послушницей в Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь (Яренский уезд, Вологодскоая губерния), а в 1918 была пострижена в монахини. После закрытия монастыря она служила псаломщицей в Сретенской церкви села Выльгорт Сыктывдинского района республики Коми.
Тройка при УНКВД Коми АССР приговорила монахиню Елизавету (Ярыгину) к высшей мере наказания. 12 сентября 1937 года монахиня Елизавета была расстреляна недалеко от города Сыктывкара.
Мученик Феодор Иванов (1895 — 1937)
С детства Феодор Михайлович прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нем, не раз сильно простужался. В 13 лет Феодор заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом — паралич ног. Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал.
Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале тридцатых годов было арестовано почти все духовенство.
Феодор Михайлович Иванов родился в Тобольске. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году отец умер и на руках матери осталось десять человек детей, причем, младшему было всего десять месяцев. Мать, чтобы поддержать семью, поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием. В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей Государя, и предложила матери Феодора, Елизавете, показать сына доктору Деревенко, лечившему наследника. После осмотра доктор сказал: — Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно. Лекарство, которое первым давали, надо было давать вторым, а второе — давать сначала. К сожалению, не имею возможности взяться за его лечение, а то бы он у меня по комнате с палочкой, но похаживал. В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя. Было множество народа — архиереи, священники, паломники со всей России; во время пения «Хвалите имя Господне» Феодора приложили к святым мощам, и с этого времени боли у него в ногах прекратились. За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних. Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Марфо-Мариинской обители в Москве о. Митрофан Серебрянский и о. Георгий Скрипка. Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. В 1937 году Тобольский отдел НКВД начал широкие аресты среди населения. За один месяц было арестовано 136 человек, среди них много священников и верующих крестьян. В августе власти предупредили Феодора, что если к нему не перестанут ходить люди, то его арестуют. Но он не мог отказать ищущим утешения и помощи. Вскоре к нему пришли с обыском — забрали книги и переписку, а вечером того же дня его навестила сестра Евгения с мужем. Феодор был радостный и спокойный. — У тебя сегодня кто-нибудь был? — спросила Евгения. — Были. Они очень скоро снова придут. Да что на них внимание обращать. Сотрудники НКВД пришли через несколько дней. — Кто дома есть? — спросил один из них. — Все дома, — ответила Евгения Михайловна. — И хорошо. Федора Иванова мы забираем. Евгения прошла в комнату к Феодору, военный за ней. — Федя, вот здравствуй. Гости к тебе понаехали. — Ну и что же, я всегда рад гостей принимать, — кротко ответил подвижник. — Мы вас забираем, — сказал военный. — Ну что же, раз у вас есть такое распоряжение, то я подчиняюсь власти. Феодор лежал все эти годы в постели в длинной рубахе, и мать его, Елизавета Иванова, пошла за костюмом, единственным у него, приготовленным на смерть, но ее остановили: — Не понадобится, не нужен будет. Приготовили носилки. Подошедший сотрудник НКВД сказал: — Ну, давайте будем класть. — А сам вполголоса спросил у Феодора: — А как же вас брать? — А вы вот так сделайте руки, — он показал, — взамок, и перекиньте мне за голову. А второй за ноги пусть держит. Ноги у него не гнулись, были как палки, но чувствительности не потеряли. Один из них подхватил его за ноги, но, сразу почувствовав огромную силу подвижника, от испуга вскрикнул и бросил Феодора. Подбежала сестра, подхватила ноги больного и закричала на них: — Изверги! Что вы делаете над больным человеком? Что у вас за спешка такая? — Не волнуйся, — с любовью, утешительно произнес Феодор, — тебе вредно волноваться. Наконец, положили его на носилки. Он помолился и говорит: — Дорогие мои, мамочка и сестра, не ждите меня и не хлопочите; вам все равно правды не скажут. Молитесь. Не плачьте обо мне и не ищите! У Евгении была шапочка красная, вроде берета. Феодор сказал ей: — Ты дай мне свою шапочку. Я хоть красный цвет не больно люблю, но пускай это будет на память, на сколько бы этой памяти ни хватило. Он надел шапочку, и его увезли в тюрьму. В камере Феодора положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать. Евгения со своим мужем Геннадием Хилковым несколько дней носили передачи в тюрьму. Вскоре власти арестовали Геннадия; из заключения он не вернулся. В тюрьме Феодора ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не приходил. И никого из 136 арестованных в одно время с ним также не спрашивали о Феодоре. Все обвинение основывалось на справке, данной председателем Тобольского уездного совета. 11 сентября Тройка УНКВД приговорила его к расстрелу. Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой и погребен. После своей мученической кончины Феодор не оставляет своим молитвенным предстательством всех, кто обращается к нему за помощью. До сего времени многие по его молитвам получают исцеление, особенно те, у кого болят ноги.
Преподобномучекник Игнатий (Лебедев) (28 мая 1884 — 12 сентября 1938)
Духовная дочь схиархимандрита вспоминала: «Жизнь наполнялась до краев. Все делалось теперь уже во имя Бога и ради Бога. Не было великих и малых дел, так как во всем батюшка учил хранить свою совесть».
Слушайте краткое житие святого на радио «Вера».
Исповедник Петр Чельцов (20 августа 1888 — 12 сентября 1972)
Всего он пережил шесть арестов, в общей сложности провел 15 лет в тюрьмах, ссылках, лагерях, из них три года — на Соловках.
Матушка Мария Ивановна была достойной спутницей жизни своего супруга, отличаясь особым благочестием. Жили супруги как брат и сестра, воспитывали приемную дочь Марию. Матушка постоянно ездила к старцам и побуждала к этому отца Петра. Часто они бывали в Оптиной пустыни у старца Нектария, духовной дочерью которого была матушка Мария. В один из приездов старец Нектарий вручил икону «Утоли моя печали»: «Вот вам, мои дорогие, мое благословение. Скоро начнутся ваши академии». Только после ареста отца Петра стал понятен смысл этого дара. Икона «Утоли моя печали» стала духовной поддержкой матушке Марии. Святыня сохранилась до сегодняшнего дня — в притворе храма великомученицы Параскевы Пятницы в с. Великодворье (Пятница) Владимирской области. В этом же храме находятся обретенные после прославления честные мощи исповедника Петра.
В 1927 священник был в очередной раз арестован. Теперь его обвинили в групповой антисоветской деятельности и распространении контрреволюционной литературы. Батюшка был приговорен к 3 годам концлагеря, которые он провел на Соловках. Впоследствии отец Петр вспоминал, что на Соловках его даже в море топили, но Господь сохранил его. Из лагеря отец Петр прислал Марии Ивановне и жене брата Марии Николаевне свою фотографию со следующей надписью:
«Милым моим Манюше и Марусеньке!
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь,
И снегом скрипучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все,
Что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Это стихотворение лучше всего выражает мое положение и мое настроение. И лучшего я не мог придумать, чтобы написать вам.
С. Л. О. Н. 2 июля 1928 г.»
16 апреля 1943 архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанн (Соколов), управлявший Владимирской епархией, назначил протоиерея Петра священником Христорождественского храма с. Заколпье — первого храма, открывшегося в Гусь-Хрустальном районе.
Псаломщик храма с. Заколпье, служивший там с отцом Петром, рассказывал: «На Пасху к батюшке столько приходило народа, что пространство у Царских врат между железными перилами завязывалось веревками, чтобы народ не подавил отца Петра. С каждым прихожанином, подходившим к кресту после литургии, батюшка на Пасху троекратно лобызался и говорил: „Христос Воскресе“. Это неимоверная нагрузка, не считая службы. На ногу батюшка был очень легкий. Надевал лапти и ходил по деревням для совершения треб. Причем говорил: „Ах, работы мало, работы мало“. Это значило, что мало треб. После войны много было людей с нервными расстройствами. Отец Петр соборовал, причащал и даже дерзал отчитывать бесноватых. Нередко он помогал деньгами неимущим — на строительство».
Его досрочно освободили в 1955 году — как престарелого инвалида второй группы.
29 октября 1961 года архиепископ Онисим поздравил протоиерея Петра с пятидесятилетием пастырского служения Церкви Христовой: «Ваша жизнь была полна до краев всякого рода лишений, неприятностей и других житейских невзгод и очень мало давала радостей. Ваша крепкая вера в промысел Божий, пламенная любовь ко Христу, нашему Пастыреначальнику, давала Вам силы и укрепляла Ваш дух, который в соединении с благодатью Божией помогал Вам превозмогать эти житейские невзгоды и с терпением нести свой жизненный крест».
Протоиерей Петр ответил на это поздравление замечательным письмом: «Ваше Высокопреосвященство, милостивый Владыко и Отец, благословите! ...Служение священническое есть крестоношение, и каждый священник страдает со Христом, и во священнике страдает Христос. На Голгофе сатана устами преданных ему людей давал свой льстивый совет: „Снииди со креста!...“ — „Снииди со Креста!“ — и мне влагает в сердечные уши враг: „Снииди со креста“ — ведь ты более чем достаточно потрудился!».
«Снииди со креста!» — говорит и власть имущий... «Снииди со креста!» — говорят сгущающиеся на церковном горизонте мрачные тучи, наводящие страх и трепет на душу всякого верующего человека....
Что же? ...Оставить ли мне Христа и сложить крест, возложенный на мои плечи Господом?! Правда, я — человек грешный, силы мои слабы; однако апостол и меня недостойного, как священника, называет «соработником Христу»... Уйду ли я от Того, Кто «имеет глаголы вечной жизни?!» Да не сбудет! Буду я и дальше работать в вертограде Христовом, уповая, что и мой старческий труд «не тщетен перед Богом»!".
Из воспоминаний протоиерея Владимира Правдолюбова:
«И еще один очень интересный момент. Когда было 50 лет советской власти, я был в гостях у Петра Чельцова. И вот за чашкой чая (у него, кстати, вина никогда не подавали к столу), он говорит: «Ведь это наш с тобой праздник». Я говорю: «Ну, конечно, мы же граждане нашей страны, и праздники гражданские — тоже наши праздники, мы законопослушные граждане». «Это, — говорит, -правильно, но не только в этом дело. Я был участником Собора 1917-1918 годов. В то время были конфискованы царские дворцы и дома богачей, и находившиеся в них церкви подвергались разорению, а антиминсы из них выбрасывали прямо на улицу, под колеса пролеток, под копыта лошадей. И вот Собор выбрал делегацию: два митрополита, два протоиерея и пять мирян. Выработали они документ протеста против надругательства и отправились к Ленину. Их принял Бонч-Бруевич, его личный секретарь и руководитель вот в таких делах, протокольных. И он им сказал: „Владимир Ильич занят важными государственными делами и вас, естественно, принять не может. Эту вашу бумажку я ему, конечно, передам, но напрасно вы стараетесь: уж коли мы взяли власть в свои руки, через пять лет от вас ничего не останется“. Прошло пятьдесят, а мы с тобой — два попа, старый и молодой, — сидим и чаек попиваем».
Когда гроб с телом прот. Петра обносили вокруг храма, 14 сентября 1972 года, за ним следом несли и парализованную матушку Марию Ивановну на носилках. Она плакала так сильно, что утешить ее было невозможно. Прожила матушка Мария чуть больше своего любимого супруга — скончалась она 4 декабря 1972 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Перед смертью часто повторяла: «Ведите меня домой» (так она называла храм). Попросила: «Рядом с батюшкой меня не хороните, когда отойду. Отец Петр у Престола стоит, а я недостойна». Ее похоронили к северу от алтаря Пятницкого храма.
Традиции богослужения
В воскресенье 12 сентября в храмах, посвященных благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобному Александру Свирскому, в конце богослужения будут совершаться крестные ходы.
Особенности богослужения
С чего начинается богослужение? Если вы придете в храм к самому началу, то увидеть необычный момент: священник с чтением специальных молитв входит в алтарь и одевается (облачается) в особые священные одежды. Зачем это нужно? Чтобы подчеркнуть, что богослужение — это не обычное человеческое мероприятие, а священнодействие, в котором отрекаются от суеты ради встречи с Богом.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16 — 26
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 27 — 30
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом,
ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне,
ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне,
ибо воссмеетесь.22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
Апостольское чтение:
Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 15, стихи 1 — 11
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)
Послание апостола Павла к галатам, глава 5, стих 22 — глава 6, стих 2
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Второе Послание апостола Павла к коринфянам, глава 6, стихи 1 — 10
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. 2 Ибо сказано: "во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе". Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. 3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Комментирует священник Павел Великанов
После праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, который в 2021 году приходится на субботу, придти на воскресное богослужение будет не так просто. Но особая радость ждет тех, кто соберется в это утро на общецерковную молитву святым, память которых совершается в этот день, и особенно покровителям русской земли — благоверным Александу Невскому и Даниилу Московскому, преподобному Александру Свирскому.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!