Павел КРЮЧКОВ

Заместитель главного редактора, заведующий отдела поэзии журнала «Новый мир».

Первый и пока единственный стихотворный сборник сорокашестилетнего поэта, эссеиста и литературного критика Владимира Губайловского назывался "История болезни" (1993). Перед читателем с поэтическим слухом - еще до чтения стихотворения, открывающего книгу, тут же разворачивались образы и понятия, главные из которых - поэзия, любовь и наша каждодневная жизнь.

Дай мне знак. Поэзия Владимира Губайловского
Фото Андрея Василевского

Стихотворением, открывающим "Историю болезни", начинается и подборка в "Фоме". Между временем его появления, книгой и публикуемой сегодня "Молитвой" отмерено по десятилетию. За ними - окончание мехмата МГУ, многолетние профессиональные занятия математикой, семья, дети, программирование, чтение философии, споры и беседы с друзьями, молчанье, писание стихов и статей. И, как точно заметил один из его знакомых - "существование на такой глубине, где почти каждый шаг - последний".

Владимир Губайловский - один из самых умных, ответственных и трудолюбивых людей, которых я встречал в жизни. Он же и лирик в самом что ни на есть пронзительном смысле слова. Не зря его первая сокровенная встреча с поэзией произошла в момент прочтения пастернаковского "На ранних поездах".

Рубрика «Строфы» Павла Крючкова, заместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира», — совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Становление читателя - не меньшая тайна, нежели становление поэта: я неделями ходил под обаянием его нежного стихотворного этюда о пешеходном путешествии по Большому Головину. Вспоминаю, и как долго жил с ощущением неясной вины за самочувствование лирического героя во многих и многих его горьких стихах. А когда узнал, что после написания поэмы "Живое сердце" (по накалу ужаса и боли могу сравнить ее только со своим впечатлением от чтения Данта) Володя долго не мог писать вообще никаких стихов, - понял окончательно, что в русскую поэзию пришел необыкновенный поэт.

Персональная страница Владимира Губайловского в электронной версии журнала "Новый мир" дает представление о многообразии его работы. Там и его стихи: отчаянные, доверительные и мудрые. Стихи друга, которого ищешь иногда всю жизнь.

Дай мне знак. Поэзия Владимира Губайловского

* * *

Когда отходит постепенно

волна глубокая, как вдох,

мне представляется, что пена

тот хаос, за которым Бог,

что из бегущих синусоид,

слагающихся в белый шум,

пред нами будущее строит

еще не воплощенный ум,

что в миг рожденья Афродиты

из океанской глубины

в одно движенье были слиты

дыханье воли и волны,

что в каше запахов и знаков

среди словесной шелухи

спокойные, как тяжесть злаков,

в Нем наливаются стихи,

и вместе с ними образуясь,

быть может, через много лет

какой-нибудь слепой безумец

их выведет на белый свет.

Молитва

Помоги мне смириться.

Дай мне силы остаться тем,

кем я был испокон:

мужем, отцом,

человеком, чья жизнь занята целиком

тяжелым, невнятным трудом,

не дающим ни радости, ни покоя;

попыткам немного еще заработать

на хлеб насущный...

Я плакал, слушая "Апокалипсис".

Я слышал, как тает мое ледяное сердце...

Под сводами "Домского",

протестантского собора,

в заснеженной Риге, в Старом городе

холодным ноябрьским вечером.

(В "Домском" жесткие,

неловкие лавки,

к тому же не топят).

Разбуженные, вознесенные

хором мужским, детским хором,

колебались огромные ветви

тревожного звука.

И своды собора гудели,

как паруса, плотно набитые ветром.

И осыпался серебристой фольгой

гул металлического огня.

И шумело под ветром,

и тяжелое падало на пол,

и взлетало, рассекая пространство

голосом чистым и женским,

Слово.

И возглашало дитя:

"Первый ангел вострубил".

Силы какие проснулись во мне,

что откликнулось в сердце

на слова Иоанна?

Если бы знать.

Смирись. Пусть будет, что есть,

пусть твое сердце болит.

Я хочу, но я не смогу, не выдержу, нет...

Судьба, как телега, увязла

в чавкающей колее

по самую ступицу.

Какие же силы нужны,

чтобы стронуть ее.

Дай мне помощь в труде ежедневном,

в каждом шаге моем.

Нет больше надежды,

гордых прав одиночества нет.

Слаб я.

Не верю в абсурд бытия.

Мир прекрасен, но я-то ничтожен.

Ничем я не заслужил твоей помощи,

нет во мне веры, и грязны мои помыслы

и славы хотел я. Прости мне, Господи.

Дай мне знак.

Чудо, которое совершилось,

слишком легко объяснить -

случайностью, совпадением, ошибкой...

Мир не любит чудес, не выносит –

слишком они тяжелы - тонут.

Мир смыкается топью,

ровняет разрывы ряской.

Не нужны чудеса, нет в них пользы.

Прячут венцы творенья

головы в песок материальный.

Прости мне.

Прегрешения тяжкие,

неверье ничтожное,

окаянную гордость мою.

Если Ты хочешь ...

Если Ты хочешь.

Смоковница

...а в ботаническом саду

смоковница в полубреду,

теряя листья, шелестела,

как расплетенная тетрадь,

и я пытался разобрать,

то, что сказать она хотела.

За слогом слог, за пядью пядь,

я шел за звуком, и опять

утрачивал значенье слова.

Но ствол звенел, как камертон.

И я предположил, что он

ее звучащая основа.

И вот тогда я ощутил

мотив, как судорогу жил,

как резонанс коры и кожи,

и заключенный в ней огонь

пробился и обжег ладонь

и стало холодно до дрожи.

И вот тогда, и вот тогда

тысячелетняя беда

сковала руки мне и веки,

и я застыл, оторопев,

и повторил ее напев

с тоской предельной в человеке. 

0
0
Сохранить
Поделиться: