Павел КРЮЧКОВ

Заместитель главного редактора, заведующий отдела поэзии журнала «Новый мир».

В первой книге Анатолия Соколова «Спартаковский мост» (1990) корректорами названы легендарные новосибирские поэты и друзья автора — Александр Денисенко и Владимир Ярцев. Впрочем, их «подопечный» сверстник и сам приближался к таким временам, когда о нем заговорят как о легенде, поведут речь о бого­вдохновенности его лирики, о ее беспощадно-трезвой и в глубине своей, думаю, целительной боли.

Интересно, кто же сложил тогда аннотацию к «Спартаковскому мосту»: «Анатолий Соколов — поэт необычный. “Из тяжести недоброй” он создает прекрасное. Войти в мир его поэтических образов непросто, а выйти — невозможно».

Господи, пожалуйста. Поэзия Анатолия Соколова

Ну, конечно, это писал поэт.

«Недобрая тяжесть» — из мандельштамовского стихотворения «Notre Dame» (первая книга О.  М. «Камень»): «…из тяжести недоброй / И я когда-нибудь прекрасное создам».

Моя колонка началась в приволжском Саратове. Я расспрашивал о Соколове друга и автора «Строф» Светлану Кекову (поэты были знакомы и посвящали друг другу стихи), звонил в Новосибирск стихотворцу-собрату Анатолия Евгеньевича — Владимиру Берязеву (который во время разговора о стихах Соколова вдруг почуял в них «звукообразную» встречу Тютчева с Мандельштамом). Мы говорили о невыносимости жизни, отраженной лирикой сибирского мастера.

И о преображении этой невыносимости.

«Друг мой, постой, свое честное сердце послушай, / Что оно скажет апрельскому ветру и птичкам... / Праздник в душе начинается дудкой пастушьей / С солнцем на небе, как красным пасхальным яичком» («Хворостом жизни питается время ночное...»).

А это — финал одного из самых грустных стихотворений.

Царствие Небесное Анатолию Соколову и низкий поклон — всем, кто занимается его наследием.

Публикация памяти поэта пришлась на юбилейную дату: 20-летие наших «Строф». Спаси Бог.

Господи, пожалуйста. Поэзия Анатолия Соколова
Рисунок Анны Тененбаум

* * *

Почитай мне из самого раннего, 
Что-нибудь почитай Мандельштама. 
В небесах от летящего лайнера 
Остаются на память два шрама. 
Вдаль плывут облака неуклюжие, 
И уста повторяют «разлука»... 
У искусства простое оружие: 
Звуки образа, образы звука...

* * *

			         В. Ярцеву
 
Липы на задворках поликлиники 
Жертвуют имущество на храм. 
С веток светло-жёлтые полтинники 
Сыплются на землю по утрам. 
Рай зажжется к вечеру неоновый, 
Вспухнет одиночества синдром. 
Нет со мной Арины Родионовны, 
Друга нет и кружки нет с вином. 
Мне луна в окно глядит неласково, 
Сон прельстил мечтой и был таков. 
Языка обрывки тарабарского, 
Мешанина стуков и звонков. 
С химзавода облако зловония 
Накрывает кировский район, 
Но какая чудная симфония 
Зазвучала вдруг со всех сторон... 
Над гусинобродскими оврагами, 
Над военным в доску городком 
Новобранец снег идет зигзагами, 
Словно выпил лишнего с дружком. 
Снег идет нежней и нерешительней, 
Чем родные братья: дождь и град, 
И следит за снегом горстка жителей, 
Гордых, будто выиграли грант.

* * *

Не глумись, осенний лес-барыга, 
Над моей духовной нищетой, 
Ты сейчас прекрасен словно книга 
В чешуе обложки золотой. 
За окном вороны-зазывалы 
Мне сулят тройные барыши... 
Ты пройди сквозь книжные завалы, 
Сохранив казну своей души. 
Уморил библиотекарь леший: 
Ввысь лечу и падаю в овраг... 
Наглотавшись слов, полуослепший 
Выберусь из леса кое-как. 
Телогрейка, мокрая от пота, 
Слиплись веки — не откроешь глаз. 
Господи, пожалуйста, на фото 
Щелкни меня в профиль и анфас!

* * *

Невтерпёж душе от русских песен, 
А без них она скорей умрёт. 
Почему луны тяжелый перстень 
На воде не тонет, а плывёт? 
Поднимает ветер чёрно-пегий 
Стаи водоплавающих грёз. 
Дождь ночной, запутавшийся в снеге, 
Обдирает ржавчину с берёз. 
Стонут флоры фурии в пейзаже, 
Принуждая фауну молчать... 
Милостивый Господи, когда же 
Перестанет жизнь во мне кричать? 
Неохотно листья ниц ложатся, 
Кроме тех, кто лёгок и упрям. 
Эшелон алмазного эрзаца 
До утра разбросан по полям. 
И холодной, серой, нежной мглою 
На бордовый глинистый бугор 
Вдруг плеснет с отвагой молодою 
Из реки русалок мёртвый хор. 
А художник, вымокший до нитки, 
Слушает, пока еще не пьян, 
Проводов высоковольтных скрипки 
Да осин ободранный баян.

* * *

				          Василию Соколову
 
Вдруг звон колокольный с звонками пустого трамвая 
Смешались с гудком из холодного горла реки... 
Я сплю, и летает по комнате мама живая, 
И стелит по полу лоскутные половики. 
И бабушка, в гости приехав, вздыхает, не плачет, 
Молитву творит и у Господа просит: прости. 
Десяток яиц в узелке и пшеничный калачик 
Для внука она сберегла, голодая в пути. 
Повеяло влажным теплом из добротного хлева, 
И вспомнил вкус чёрных картошин из недр чугуна, 
Корова стояла там гордая, как королева, 
Под нею на корточках благоговела страна... 
Молчит Богоматерь с младенцем на тёмной иконе, 
Преследуют страхи в последние ночи и дни: 
Ужели засохли мои деревенские корни, 
Ужели в деревне совсем не осталось родни? 
Ужели и я, расцветавший в стране нелюдимой, 
Любивший и преданный бывшей женой за авто, 
Как лёгкий листок, оторвавшись от ветки родимой, 
Лечу в неизвестность, лечу, превращаясь в ничто?
Молчи, не мычи с хомутами печали на шее: 
Холодная печка в избе, и не светят огни... 
Мы стали разборчивей, жёстче, хитрей и умнее, 
Но так бескорыстно не можем любить, как они.

* * *

В землянках стряпают оладьи или драники 
С корой берёз и запахом полыни... 
Пётр Чаадаев говорил: мы странники — 
Хранятся в душах русские святыни. 
Нам сроду чужд пьянящий запах выгоды, 
И гомон рынка с детства ненавистен... 
У нас не созревают даже выводы, 
Возвышенный обман дороже истин. 
Висит угроза самоистребления, 
Нет чистых рук для исполненья Слова, 
Но светят три божественных волнения, 
Запечатлённых гением Рублёва.
0
3
Сохранить
Поделиться: