«Сталкер» или «Пикник на обочине»: как выбрать, «что лучше»? - Православный журнал «Фома»
«Сталкер» или «Пикник на обочине»: как выбрать, «что лучше»?
Кадр из х/ф «Сталкер» (1979), реж. А. Тарковский

«Сталкер» или «Пикник на обочине»: как выбрать, «что лучше»?

3 мин.
iframe
Код скопирован

У меня и в блогах, и на сайте продолжается такой перманентный диалог о двух фильмах Андрея Тарковского, «Солярис» и «Сталкер». Сейчас вот возник вопрос, а что больше нравится, даже: что лучше — «Пикник на обочине» или «Сталкер»?

Невозможно ответить. Тут случай, когда речь о принципиально разных произведениях. Кроме самой идеи о том, что есть некая Зона и проводники-сталкеры, «Пикник на обочине» и «Сталкер» ни в чем не схожи. Хотя и повесть, и сценарий к фильму писали Стругацкие. Главное, пожалуй, о чем «Пикник…», происходит в финале. Оказывается, что ради исполнения желания надо кого-то принести в жертву, подло убить того, кого ведешь к цели. И несмотря на это проводник в итоге всё же молит о счастье для всех, хотя сознаёт весь ужас того, что сделал. А в «Сталкере» главная тема — вера и неверие. От глубины неверия так горько плачет Сталкер (который и сам в глубине себя усомнился), и только его жена неожиданно предстает по-настоящему верным и верующим человеком. Верующим больше, чем сам Сталкер.

Я бы, кстати, рекомендовал читать именно сценарий «Сталкера», а вот с фильмом (в отличие от «Соляриса») сложнее. Там многие ныне очевидные аллюзии с христианством, таинствами, Церковью были зашифрованы, поскольку в то время никто бы не позволил снимать ничего, похожего на «Остров» Лунгина. И мы, зрители «Сталкера» в 1970-х, настолько не знали ничего о вере и церковной жизни, что вообще не понимали фильм. Помню тогдашние наши споры. Никто не понимал того, что сейчас очевидно и чуть ли не банально. Это уже другая эпоха. Можно было жить годы, не зная, что кто-то верует в Бога. И с этой точки зрения, для кого-то текст сценария сейчас может дать больше, поскольку постоянно возникает вопрос о конфликте (реальном и мнимом) между творчеством, наукой и верой. В этом смысле, написанное Стругацкими очень живо сейчас. А восприятие фильма сейчас намного более зависит от художественных вкусов. Кому близок Тарковский именно как художник, те примут. Кому нет, вряд ли станут смотреть от начала до конца.

***

Монолог жены Сталкера:

«Вы знаете, мама была очень против. Вы ведь, наверное, уже поняли, он же блаженный. Над ним вся округа смеялась. А он растяпа был, жалкий такой… А мама говорила: он же сталкер, он же с-смертник, он же вечный арестант! И дети. Вспомни, какие дети бывают у сталкеров… А я… Я даже… Я даже и не спорила… Я и сама про все это знала: и что смертник, и что вечный арестант, и про детей… А только что я могла сделать? Я уверена была, что с ним мне будет хорошо. Я знала, что и горя будет много, но только уж лучше горькое счастье, чем… серая унылая жизнь. (Всхлипывает, улыбается.) А может быть, я все это потом придумала. А тогда он просто подошел ко мне и сказал: „Пойдем со мной“, и я пошла. И никогда потом не жалела. Никогда. И горя было много, и страшно было, и стыдно было. Но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и… счастья бы тоже не было, и не было бы надежды…»

(с) Аркадий и Борис Стругацкие

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (19 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
26 апреля 2022
Журнал№:
Поделиться:

  • Екатерина
    Екатерина1 год назадОтветить

    Не знаю, это чисто мое субъективное восприятие, фильм "Сталкер" мне нравился даже просто своими разговорами,этими бесконечными диалогами и монологами главных героев. Их рассуждения мне действительно было интересно слушать, как разговор живых людей, людей разных, умных, чувствующих...

    А христианские ассоциации в фильме, на которые указывают некоторые (ассоциация с таинством Крещения,например, в сцене прохождения через воду, или здание, чем-то отдаленно похожий на остов храма), всё-таки иногда кажутся притянутыми, это чьё-то именно субъективное восприятие, не обязательно автор вкладывал такой смысл, мне кажется. Фильм, по моему мнению, ценен именно своей притчеобразностью, намеками...
    Но, повторюсь, это мое субъективное мнение.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков8 месяцев назадОтветить

      Есть вещи, которые точно нельзя считать притянутыми: например, цитаты из Евангелия и Апокалипсиса, например. Или фраза из монолога Сталкера о неверии его спутников. Это заимствование из характеристики, данной Льву Толстому, приведённая у Бунина. И вообще христианский взгляд на "Сталкера", который делал отец Дмитрий Струев, выглядит основательным. Советую прочесть: https://foma.ru/organ-kotoryim-veryat-ili-velikaya-sila-slabosti.html . Однако, конечно же, тут могут быть заложены и иные смыслы. Это же искусство, а не проповедь. К тому же (сам через это прошёл) верующие люди того времени зачастую не имели возможности системно изучать православное христианство и их мировоззрение часто было эклектичным, смешивало христианство, оккультизм, разные восточные учения -- всё, до чего как-то удавалось "дотянуться". Потому, вполне возможно, Вы и правы.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь