
У меня и в блогах, и на сайте продолжается такой перманентный диалог о двух фильмах Андрея Тарковского, «Солярис» и «Сталкер». Сейчас вот возник вопрос, а что больше нравится, даже: что лучше — «Пикник на обочине» или «Сталкер»?
Невозможно ответить. Тут случай, когда речь о принципиально разных произведениях. Кроме самой идеи о том, что есть некая Зона и проводники-сталкеры, «Пикник на обочине» и «Сталкер» ни в чем не схожи. Хотя и повесть, и сценарий к фильму писали Стругацкие. Главное, пожалуй, о чем «Пикник…», происходит в финале. Оказывается, что ради исполнения желания надо кого-то принести в жертву, подло убить того, кого ведешь к цели. И несмотря на это проводник в итоге всё же молит о счастье для всех, хотя сознаёт весь ужас того, что сделал. А в «Сталкере» главная тема — вера и неверие. От глубины неверия так горько плачет Сталкер (который и сам в глубине себя усомнился), и только его жена неожиданно предстает по-настоящему верным и верующим человеком. Верующим больше, чем сам Сталкер.
Я бы, кстати, рекомендовал читать именно сценарий «Сталкера», а вот с фильмом (в отличие от «Соляриса») сложнее. Там многие ныне очевидные аллюзии с христианством, таинствами, Церковью были зашифрованы, поскольку в то время никто бы не позволил снимать ничего, похожего на «Остров» Лунгина. И мы, зрители «Сталкера» в 1970-х, настолько не знали ничего о вере и церковной жизни, что вообще не понимали фильм. Помню тогдашние наши споры. Никто не понимал того, что сейчас очевидно и чуть ли не банально. Это уже другая эпоха. Можно было жить годы, не зная, что кто-то верует в Бога. И с этой точки зрения, для кого-то текст сценария сейчас может дать больше, поскольку постоянно возникает вопрос о конфликте (реальном и мнимом) между творчеством, наукой и верой. В этом смысле, написанное Стругацкими очень живо сейчас. А восприятие фильма сейчас намного более зависит от художественных вкусов. Кому близок Тарковский именно как художник, те примут. Кому нет, вряд ли станут смотреть от начала до конца.
***
Монолог жены Сталкера:
«Вы знаете, мама была очень против. Вы ведь, наверное, уже поняли, он же блаженный. Над ним вся округа смеялась. А он растяпа был, жалкий такой… А мама говорила: он же сталкер, он же с-смертник, он же вечный арестант! И дети. Вспомни, какие дети бывают у сталкеров… А я… Я даже… Я даже и не спорила… Я и сама про все это знала: и что смертник, и что вечный арестант, и про детей… А только что я могла сделать? Я уверена была, что с ним мне будет хорошо. Я знала, что и горя будет много, но только уж лучше горькое счастье, чем… серая унылая жизнь. (Всхлипывает, улыбается.) А может быть, я все это потом придумала. А тогда он просто подошел ко мне и сказал: „Пойдем со мной“, и я пошла. И никогда потом не жалела. Никогда. И горя было много, и страшно было, и стыдно было. Но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя, то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и… счастья бы тоже не было, и не было бы надежды…»
(с) Аркадий и Борис Стругацкие
Не знаю, это чисто мое субъективное восприятие, фильм "Сталкер" мне нравился даже просто своими разговорами,этими бесконечными диалогами и монологами главных героев. Их рассуждения мне действительно было интересно слушать, как разговор живых людей, людей разных, умных, чувствующих...
А христианские ассоциации в фильме, на которые указывают некоторые (ассоциация с таинством Крещения,например, в сцене прохождения через воду, или здание, чем-то отдаленно похожий на остов храма), всё-таки иногда кажутся притянутыми, это чьё-то именно субъективное восприятие, не обязательно автор вкладывал такой смысл, мне кажется. Фильм, по моему мнению, ценен именно своей притчеобразностью, намеками...
Но, повторюсь, это мое субъективное мнение.
Есть вещи, которые точно нельзя считать притянутыми: например, цитаты из Евангелия и Апокалипсиса, например. Или фраза из монолога Сталкера о неверии его спутников. Это заимствование из характеристики, данной Льву Толстому, приведённая у Бунина. И вообще христианский взгляд на "Сталкера", который делал отец Дмитрий Струев, выглядит основательным. Советую прочесть: https://foma.ru/organ-kotoryim-veryat-ili-velikaya-sila-slabosti.html . Однако, конечно же, тут могут быть заложены и иные смыслы. Это же искусство, а не проповедь. К тому же (сам через это прошёл) верующие люди того времени зачастую не имели возможности системно изучать православное христианство и их мировоззрение часто было эклектичным, смешивало христианство, оккультизм, разные восточные учения -- всё, до чего как-то удавалось "дотянуться". Потому, вполне возможно, Вы и правы.