«Солярис» Тарковского и «Солярис» Лема: разбираем, в чем разница, и какие важные смыслы есть именно в фильме – Православный журнал «Фома»
«Солярис» Тарковского и «Солярис» Лема: разбираем, в чем разница, и какие важные смыслы есть именно в фильме

«Солярис» Тарковского и «Солярис» Лема: разбираем, в чем разница, и какие важные смыслы есть именно в фильме

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Лем ругался, что Тарковский в киноверсии «Соляриса» навязывает ему, научному фантасту, «достоевщину». Разница между книгой и фильмом, действительно, существенная. В чем именно, на мой взгляд, она заключается?

Лема интересовала именно проблема встречи с разумом, совершенно несхожим с человеческим. Он моделировал ситуацию-допущение, гипотезу. Его интересовали последствия такого контакта для двух интеллектов — человеческого и ино-мирного. А Тарковский — устами одного из героев — провозглашает прямо противоположный свой тезис: человеку никакой иной разум во Вселенной не интересен, человеку нужен человек. И Тарковский, начисто отвергая все научно-фантастические поиски Лема, просто пользуется его сюжетом как средством для постановки сугубо нравственной проблемы. «Тут что-то с совестью, Крис», — пытается исповедаться другу убивший себя Гибарян. И весь фильм — о совести и о покаянии.

Жил человек, и у него была жена. И он охладел к ней, разуверился в своих чувствах, не пожелал пощадить её чувства. И, по сути, довёл до самоубийства. С этим ничего невозможно поделать, и он вынужден жить с таким страшным грехом, глубоко спрятав память о нём и муки совести вглубь своей души. Но всё вокруг как-то... не так. Его любит отец, и он отца любит, — но не может по-детски прижаться к нему; такой прекрасный, тихий семейный дом о чём-то напоминает ему, и в доме нет для героя особенной радости. Рядом — урбанистический мир, в котором вообще можно сойти с ума от одной только поездки по хай-вею. И вот такой «убитый» грехом, закуклившийся человек, Крис Кельвин, пытается убежать на Станцию, в какой-то «космос», подальше от прошлого.

Но Станция, неожиданно для него, оказывается местом, где некий Творец (Бог или инопланетный разум — Тарковскому наплевать) заглядывает в самое сердце человека, находя там образ того, о ком тот особенно мечтал бы забыть. И воплощая в тело, посылает обитателям станции тех людей, перед которыми те особенно страшно виновны. Так к Крису приходит жена, которая давно умерла.

Сначала герой пытается отнестись к этой встрече так же, как иные обитатели станции (кроме Гибаряна, который предпочёл самоубийство) — начал пробовать уничтожить своё прошлое. Но на Станции от «прошлого» не убежишь. И Крис «вдруг» решился поверить и покаяться. Поверить, что перед ним его жена. И дать ей ту любовь и ту верность, на которые поскупился когда-то. И он начинает ОЖИВАТЬ, становиться настоящим, совестливым, сострадающим не только ей, но и всем несчастным мученикам этой Станции человеком. И сколько его ни пытаются убедить, что якобы это всё напрасно, поскольку тут «космос» и всё «ненастоящее» — он уже не даёт себя обмануть.

Именно его открытое сердце заставляет «странного» Творца заметить их страдания и ответить Крису осмысленно. Крис не удержал любимую женщину — она погибла. Но он наконец-то бросился на колени перед отцом. Или перед Отцом Небесным — это кто как хочет истолковать последнюю сцену фильма, которая полностью цитирует великое полотно Рембранта «Возвращение блудного сына».

Весь этот фильм — единый призыв не запирать свою совесть на замок и верить — и в великую силу любви, и в ужасную силу равнодушия. Которое убивает. Это — о том, что от мук совести никуда не уйдёшь, пока не изменишься, пока не станешь другим. И конечно же, это не экранизация аналитического романа Лема, а притча, которая в каком-то смысле — отповедь автору повести. Потому-то Станислов Лем надолго рассорился с Тарковским, и лишь спустя много лет, намного пережив режиссёра, стал постепенно смягчаться. Особенно после появления американского ремейка, который привел писателя в ужас...

Читайте также:

Возвращаясь к «Солярису». Ещё два слова о сходствах и различиях

Станислав Лем: во что верил автор «Соляриса» и что не так с его «пророчествами»

Андрей Тарковский: не христианский режиссер?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (35 голосов, средняя: 4,83 из 5)
Загрузка...
13 сентября 2021
Поделиться:

  • Олег.
    Олег.10 месяцев назадОтветить

    Вот потому мне и нравится телефильм "Солярис" 68 года.

  • Андрей
    Андрей10 месяцев назадОтветить

    Вы, Станислав, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами смеяься станут! (с) М.А Булгаков и Я

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков10 месяцев назадОтветить

    Не понял, где в фильме подобные страсти??

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков10 месяцев назадОтветить

    Думаю, если бы Лем настаивал на этом, так бы и было. Парадокс в том, что он от написания сценария отстранился, но и только.

  • Евгений
    Евгений10 месяцев назадОтветить

    Тем не менее "Сталкер" это не "Пикник на обочине". Вот и назвал бы фильм не "Солярис", а "Попытка контакта" допустим...

  • Светлана
    Светлана10 месяцев назадОтветить

    Чему, простите, усмехается ваш "гений"? Не тому ли, что детей заставлял сниматься голыми, разжигая п.. настроения в обществе?

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков10 месяцев назадОтветить

    Часто - да - это элемент пиара. И в случае с экранизацией популярной книги иначе и быть не может. Но в случае с Тарковским мы имеем дело с двумя гениями. Его "прочтение" повести Лема органично и убедительно, что всё же я бы тут говорил не о попытке "проехаться" на идеях "Соляриса", а об очень мощном резонансе, уникальном опыте перепрочтения. В итоге, остаются до сих пор актуальны и фильм, и книга.
    У Лема, увы, версия Тарковского вызвала чувство протеста? Да. Мне такая реакция кажется ошибкой: если хочешь буквальной экранизации, то продюсируй сам фильм по своему произведению. Как это было в случае, например, с Роулинг. А так... Ну, кроме фильма Тарковского: какие ещё есть классические экранизации Станислава Лема? Что ещё назвать-то в итоге?
    Кроме того, большинство писателей (не все, но многие) ооочень желали увидеть экранизации своих книг. Те же Стругацкие соглашались на самые разнообразные трактовки своих произведений, в том числе, сделали несколько версий сценария для фильма "Сталкер". И тут это был общий вклад и в литературу, и в кинематограф.

  • Виктор
    Виктор10 месяцев назадОтветить

    Александр, обычно режиссёры это делают, чтобы привлечь больше внимания и к своему продукту, и к своей персоне, а также отчасти ради более тесного и прямого столкновения важных, но разных идей (идей у Лема одни, у Таковского другие). Это дополнительно повышает внимание и количество всяких разговоров. И вот, по выходу фильма на экраны сначала интеллектуалы и просто "любители фантастики" клюют на Лема, на его произведение. Далее - шум, обсуждение... Уже сколько лет прошло, а люди до сих пор всё это перетирают, не так ли? План Тарковского - удался. Взирая на нас с того света, Андрей усмехается и потирает руки.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил11 месяцев назадОтветить

    Добрый день! Согласно Орфографическому словарю, Большому толковому словарю, и ряду других слово "ремейк" пишется через "е".

  • Полина
    Полина11 месяцев назадОтветить

    Целенаправленно захожу на сайт, чтобы убедиться: мой критический комментарий не размещен и ошибки в тексте автором не исправлены((((

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь