Праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ежегодно отмечается 15 февраля, на сороковой день от Рождества Христова. В 2024 году этот двунадесятый непереходящий праздник приходится на четверг. Празднику предшествует один день предпразднства. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча».


Четверг, 15 февраля 2024 года, Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В праздник Сретения Господня мы вспоминаем удивительную встречу в Иерусалимском храме, куда Богородица, исполняя правило закона Моисеева, на сороковой день после Рождества Христова принесла Богомладенца. Находившиеся там праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица подтвердили, что малыш, лежащий на руках Пречистой Девы, действительно Мессия и Спаситель.

Сретение, 15 февраля 2024 года: что будет в храме?

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,// дарующаго нам воскресение.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство// и укрепи люди, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче.

Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание Сретения Господню

Величаем тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Еюже по закону ныне// пренеслся еси в храм Господень.


Особенности богослужения

На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия, а накануне совершается торжественное всенощное бдение.

Во время вечернего (всенощная) и утреннего (литургия) богослужения звучит множество песнопений, обращенных к Пресвятой Богородице.

Главной чертой Сретения является сочетание особенностей Господского и Богородичного праздника, то есть праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Даже богослужебные одежды церковнослужителей могут быть как белыми — как в Господские праздники, так и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет, голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Богослужение Сретения имеет свою специфику. Во-первых, стоит упомянуть о трех паремиях («паремия» по-гречески означает «притча»), то есть отрывков из Священного Писания, чаще всего из Ветхого Завета. Они читаются на богослужении для того, чтобы глубже передать суть праздника. В начале они читались на литургии, а с VII–VIII веков стали читаться на вечерне.

Первая паремия передает ветхозаветную историю, в которой рассказывается о происхождении обычая, по которому Иисуса Христа принесли в Иерусалимский храм. Речь идет о событиях, связанных с исходом израильского народа из Египта, спасением еврейских первенцев и учреждением праздника ветхозаветной пасхи.

Вторая паремия — это видение пророка Исаии, в котором описано величие Бога на престоле, окруженного серафимами.

Книга пророка Исаии глава 6, стихи 1–12

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

Свернуть

Третья паремия — это тоже отрывок из Книги пророка Исаии, в котором содержится пророчество о посещении Христом Египта.

На 9-й песни канона утрени поются особые припевы, прославляющие участников Сретения — Богородицу, праведного Симеона и Анну пророчицу. Припевы раскрывают духовные смыслы и образы праздника, содержат прошения, обращенные ко Христу:

Богородице Дево,/ упование христианом,/ покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Богородице Дево,/ миру благая помощнице,/ покрый и соблюди от всякия нужды и печали.

Богоносе Симеоне,/ прииди, подыми Христа,/ Егоже роди Дева Чистая Мария.

Объемлет руками старец Симеон/ Содетеля закона/ и Владыку всяческих.

Не старец Мене держит,/ но Аз держу его:/ той бо от Мене отпущения просит.

Клеще таинственная,/ како угль носиши?/ како питаеши питающаго вся?

О дщи Фануилева!/ Прииди, стани с нами/ и благодари Христа Спаса, Сына Божия.

Анна целомудренная/ провещает страшная,/ исповедающи Христа, Творца небу и земли.

Непостижимо есть содеянное о Тебе/ Ангелом и человеком,/ Мати Дево Чистая.

Чистая Голубица,/ нескверная Агница,/ Агнца и Пастыря приносит в церковь.

О Христе, всех Царю!/ Победы на враги/ верным людем Твоим даруй.

О Христе, всех Царю!/ Подаждь ми слезы теплы,/ да плачу мою душу, юже зле погубих.

Вместо Славы поется:

Трисиятельное/ и Триипостасное Божество/ благочестно да похвалим.

Вместо И ныне звучит:

О Девице Марие!/ Просвети мою душу,/ помраченную люте житейскими сластьми.

На литургии во время малого хода после традиционного возгласа «Премудрость прости» звучит входной стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою».

«Приидите, поклонимся…» (кроме архиерейского богослужения) не поется. Вместо этого сразу исполняются тропарь и кондак праздника.

После литургии может совершаться освящение свечей. К освященным сретенским свечам относятся благоговейно, их зажигают во время домашней молитвы. Подробнее об этой традиции читайте в нашем материале.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 22 — 40

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к евреям, глава 7, стих 7 17

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)


Старец Симеон был в числе переводчиков текстов Священного Писания на греческий язык, которые трудились по поручению египетского царя Птолемея II. Таким образом, задолго до Рождества Христова Бог готовил к Своему пришествию весь мир. И праздник Сретения подтверждает, что Господь — свет кпросвещению язычников — пришел спасти не только Свой народ, но и все народы земли.

Праведный Симеон в целом явил собой пример человека, ожидающего явления Спасителя. Поэтому в праздник Сретения Господня мы отмечаем не просто его встречу с Богомладенцем, но и личную встречу каждого человека с Богом.

Редакция журнала «Фома» поздравляет вас с праздником Сретения Господня!

0
3
Сохранить
Поделиться: