
У меня, школьного учителя с 42-летним стажем преподавания, отношение к семейному обучению довольно осторожное — хотя я признаю, что закон об образовании такое право родителям дает и что в каких-то случаях результаты бывают удачными. Однако если родители только начинают задумываться: а не перевести ли своих детей на семейное обучение, то им стоит знать и о подводных камнях этого вида образования.
Что важно знать:
Сразу оговорюсь: речь пойдет именно о семейном обучении, то есть о ситуации, когда родители самостоятельно учат своих детей без помощи школы, полностью несут ответственность за качество такого обучения, а дети потом наравне с другими их сверстниками проходят итоговую аттестацию. На практике же под «семейным обучением» часто понимают что угодно — и экстернат, и индивидуальные учебные планы для детей с особенностями здоровья, и даже ситуацию, когда в силу каких-то обстоятельств ребенок занимается с учителем дистанционно, например, по скайпу.
На мой взгляд, у семейного обучения — даже в самом идеальном случае! — есть существенные минусы, о которых надо знать. Минусы, обусловленные самой сутью образовательного процесса.
1. В учебе ребенку необходимо общаться со сверстниками
При семейном обучении ребенок контактирует только с родителями, выступающими в роли учителей. Однако при изучении многих предметов детям необходимо общаться не только с учителем, но и со сверстниками. Ученик не просто получает некий объем знаний, ему надо научиться обращаться с этими знаниями, а значит — учиться формулировать свою мысль, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Причем не только в гуманитарных дисциплинах, но даже и в точных. Доказывать именно сверстникам, на свойственном детям уровне общения. (Замечу в скобках, что речь сейчас не о том, что принято называть «социализацией», а именно об образовательном общении со сверстниками).
Есть вещи, которым просто невозможно научить, когда ребенок один. Мне приходилось видеть детей, обучавшихся дома, они могли все правильно решить, хорошо выполнить письменные задания, но ничего не могли объяснить устно.
2. Нельзя пройти программу быстрее без ущерба для качества
У родителей, которые предпочли самостоятельно обучать своих детей, возникает соблазн ускориться, пройти программу 11 классов значительно быстрее. А это серьезная ошибка.
Школьная программа составлена не идиотами, и в ней виды деятельности расписаны в соответствии с возрастными особенностями детей. А даже у самых одаренных детей мышление развивается постепенно, как аналитическое, так и образное. Именно в соответствии с присущим их возрасту уровнем мышления они и учатся использовать знания, применять их для чего-то. Если же не считаться с этой постепенностью развития, если стремиться сразу перепрыгнуть через несколько ступенек лестницы, то приведет это лишь к тому, что усвоенные знания окажутся мертвыми, механическими.
3. Невозможно ускорить освоение программы, не разрушив при этом межпредметные связи
Школьные программы по разным предметам увязаны друг с другом, знания из одной дисциплины в нужное время используются в другой. К примеру, невозможно решать задачи по физике, не умея пользоваться десятичными дробями, и поэтому десятичные дроби изучают по математике в пятом и шестом классах, а физика начинается с седьмого. Поэтому чтобы «ускориться», родителям пришлось бы перекраивать программы всех предметов школьного курса, пытаясь сохранить межпредметные связи. А это задачка сродни квадратуре круга, то есть принципиально нерешаемая.
Никакой вид обучения — будь то обычная школа, будь то семейное обучение — не дает возможности пройти какой-либо курс быстрее без ущерба. Причем ущерб может не сразу быть заметен, а проявится уже после поступления в ВУЗ.
4. Семейное обучение требует от родителей массу времени, которого может не хватить
Родитель, который занимается образованием ребенка и контролирует его учебную деятельность, не должен быть обременен добыванием хлеба насущного.
Нельзя дать ребенку, особенно маленькому, задание — и уйти на работу до вечера. Ребенок чаще всего неспособен сам себя организовать. Кто-то должен быть с ним рядом и организовывать, причем в самые продуктивные часы, то есть в первую половину дня.
5. Родителям может не хватить знаний для объяснения учебного материала
Чтобы преподать ребенку все предметы в объеме базового школьного курса, в семье должны быть люди, способные это сделать. Кто-то должен быть способен объяснить физику, кто-то английскую грамматику, кто-то — анатомию и физиологию. А чтобы грамотно и понятно объяснить, недостаточно знать предмет на уровне школьного учебника. Это азбучная истина в педагогике: чтобы объяснить что-то даже на простом уровне, самому нужно знать эти вещи более глубоко. Конечно, если семья достаточно обеспеченная, можно нанять репетиторов, но и в этом случае образовательный и интеллектуальный уровень родителей должен быть таков, чтобы они могли понять, кого нанимают.
6. В многодетной семье нельзя перекладывать обучение младших детей на старших.
Иногда родителям кажется, что их собственную нехватку времени могут возместить старшие дети, которые будут заниматься с младшими. Но тут надо понимать: дети, даже старшие, даже студенческого возраста — это все равно дети, им может не хватить терпения, такта, усидчивости. Кроме того, у старших детей есть свои обязанности по дому, есть своя учеба, своя работа, личная жизнь — и потому они могут заниматься с младшими только в те часы, когда не заняты. Когда они будут заниматься с маленькими? В семь вечера? В восемь? В десять? Или вообще только по выходным?
Спросить себя:
...Но, допустим, вы твердо намерены дать своим детям семейное образование и считаете, что вышеперечисленные проблемы вас не касаются. Все равно, прежде, чем делать окончательный выбор, задайте себе несколько вопросов.
1. Какова моя мотивация? Достаточно ли она весомая?
Бывает так, что семейное обучение родители выбирают в силу априорного недоверия к школе, а причины этого недоверия во многом искусственные, основанные не на реальном опыте, а на общественном мнении, подогретом СМИ. Я, может, резко выскажусь, но, по-моему, наше общество сейчас науськано на школу. И выбор семейного обучения поэтому может быть протестным ходом интеллигенции, которой кажется, что, не пуская ребенка в школу, они предоставляют ему свободу для развития и творчества.
А еще бывает, что родители заранее распланировали будущее ребенка, решили за него, маленького, кем ему стать — юристом, или художником, или экономистом, и семейное обучение выбирают именно для того, чтобы ничто не мешало двигаться в заданном направлении. О том, что дети, особенно в раннем возрасте, очень пластичны, что их интересы, их жизненные ориентиры могут не раз поменяться, такие родители не думают. Они хотят вылепить ребенка по своему желанию. Естественно, когда дети подрастают, это приводит к конфликтам, а иногда и к настоящим трагедиям.
2. Знаю ли я, чему надо учить ребенка?
Если вы решили дать вашему первокласснику семейное образование, для начала ознакомьтесь с базовой школьной программой, причем не только для первого класса, а с первого по одиннадцатый. Из-за незнания программы и того, как программа соотносится с требованиями итоговой аттестации, вырастает множество проблем. Вам нужно понять, какие возможности для развития ребенка в разных направлениях дает школьная программа, чтобы, когда увидите, что интересы ребенка изменились, вы своевременно могли помочь ему двигаться в новом направлении. Допустим, в начальной школе он увлекался зоологией, но класса с пятого-шестого в нем вдруг обнаружилась тяга к истории, или к математике, или к литературному творчеству. Вы должны понимать, что из себя представляет школьная программа по этим предметам, на что можно обратить внимание ребенка, какие книжки ему предложить, какими ресурсами воспользоваться.
3. Как я организую работу ребенка?
Надо сразу осознать: без системы никакого образования быть не может. Дети точно должны знать, что в понедельник они изучают такие-то предметы, во вторник — такие-то. То есть должно быть составлено расписание, и это расписание должно стать основой основ. Никакие обстоятельства, кроме совсем уж экстремальных, не должны его ломать. Никакое «я не успеваю приготовить обед», «пригласили в гости», «я записана в парикмахерскую» не причина менять расписание. Особенно это важно для детей от семи до четырнадцати лет. После уже что-то можно оперативно менять по согласованию с ребенком, но до четырнадцати лет у него должно быть четкое системное представление о том, что и когда у него будет. А для этого нужно так распланировать всю семейную жизнь, весь быт, чтобы расписание оставалось незыблемым. На практике это очень трудно сделать, потому что жизнь есть жизнь, форс-мажоров в ней предостаточно.
4. Как добиться, чтобы ребенок не «варился в собственном соку»?
Образовательный процесс в семье не должен замыкаться только на членов семьи. Обязательно нужен выход на что-то внешнее, чтобы ребенок не думал, будто его мысли — единственно правильные, чтобы он понимал: иногда нужно считаться даже с неправильными мыслями другого человека.
То есть должно быть образовательное общение со сверстниками вне семьи. И семья должна такое общение организовать. К примеру, если бы мне пришлось заниматься семейным обучением своего ребенка, я обязательно нашла бы через знакомых его сверстников, придумала бы им какие-то совместные проекты — как бы конференции, диспуты, круглые столы, образовательные игры. Цель — чтобы во время подготовки и проведения таких вещей ребенок участвовал в коллективной деятельности. Возможно, для этого стоит объединиться с другими семьями, выбравшими для своих детей семейное обучение.
5. Чего я не знаю и не умею?
Вам придется признать, что вы на самом деле многого не знаете и не умеете. Речь не только о содержании школьной программы (ее в любом случае придется осваивать вместе с детьми), а о возрастной психологии, возрастной физиологии, методике преподавания. Всему этому надо будет учиться. Вы не просто должны понимать, что дети постоянно меняются, но и прогнозировать эти изменения и заранее подбирать ребенку те или иные образовательные ресурсы (книги, фильмы, задачки, игры, экскурсии, кружки и так далее).
Вам придется признать и более неприятную вещь: вы не так хорошо знаете своего ребенка, как вам кажется. Вы думаете, что если видите его каждый день с рождения, то знаете о нем всё? Заблуждение. Есть такие вещи, которые заметны только постороннему взгляду.
Когда ребенок учится в школе, там его видят разные учителя, каждый со своими особенностями, своим опытом, своими достоинствами и недостатками. Там ребенка видят в разных обстоятельствах, в разных формах деятельности, в общении со сверстниками. И из всего этого, из множества частных взглядов, из анализа множества локальных ситуаций постепенно складывается объективная картина. Школьные учителя могут понять о ребенке что-то такое, чего не видно в семье. Поэтому, если вы отказываетесь от помощи школы, то, по крайней мере, постарайтесь трезво оценивать себя как педагога и учитывать, что ваше восприятие собственного ребенка подчас одностороннее.
6. А что будет, если обстоятельства изменятся?
Бывает так, что родители выбирают для ребенка семейное обучение, занимаются с ним, но проходит несколько лет — и обстоятельства по объективным причинам меняются, продолжать семейное обучение уже невозможно. Например, болезнь кого-то из родителей, или необходимость выйти на работу, отнимающую львиную долю времени, и так далее. И тогда ребенку приходится идти учиться в школу.
А это становится для него сильнейшим стрессом. Выход за пределы уютного семейного пространства туда, где ему приходится быть со сверстниками, а взрослые появляются лишь в определенные моменты времени, может оказаться для него непреодолимой проблемой. Такой стресс может проявиться в депрессии или в крайнем возбуждении, или в шоке. Даже если у ребенка устойчивая психика, все равно не избежать серьезных сложностей и для него, и для всей семьи.
Словом, семь раз отмерь...
Читайте по теме:
КАкая ерунда! Человек пытается защититься нападением... Учеба, это не общение с одноклассниками. Да, устное общение важная часть и устный экзамен один из самых сложных. Но одноклассники тут не при чем, очень многие отвлекают и утомляют своим поведением. Школьная программа не просто идиотами составлена, а врагами, потому что она вредит детям, а результаты усвоения программы = "0". Большинство родителей занимаются дополнительно с репетиторами, что говорит о минимальной эффективности школы как таковой. Система контрольных - это вообще обман, проверка знаний, которые не даны ученикам - профанация. Обучение материалу, который надо найти самому... зачем? когда? оно точно нужно? Зачем в 1 классе 10 и более проектов? Дети писать не умеют, какие проекты? Мозгоклюйство детям и родителям! Программы ускорения рассчитаны на весь материал, а не один предмет, странно, что учитель этого не знает. Есть учебные видео материалы, где все прекрасно объясняется. Да. Нельзя дать маленькому человеку задание и уйти, умение целенаправленно работать приходит со временем. Старшие дети могут помогать, но полностью брать на себя учебный процесс они не могут. А вот мотивация наша - 5 лет в школе старшего ребенка, который не имеет знаний, которые ему накидали в классе. учебная программа не направлена на ЗАКРЕПЛЕНИЕ материала (математика), он разрозненный (решебник) и часто излишне раздробленный (русский яз.) излишние мелочные правила и странные термины, трудности на пустом месте созданные. Усложнение материала ненужное, избыточный материал. Много есть хорошего, но это не значит, что все надо втиснуть в небольшое время учебы. ЛУЧШЕЕ - ВРАГ ХОРОШЕГО! Ребенок не ДОЛЖЕН отбыв в школе шумный, тяжелый рабочий день, идти домой с большей домашней работой. Он должен иметь время на ОТДЫХ и на домашнюю работу! Нельзя усреднить всех детей и разработать общий для всех детей режим. Школа не должна заполнить собой всю жизнь семьи, она СРЕДСТВО, а не самоцель. Вообще, из школы сделали бизнес: школьные "тетради", КИМы... и прочая развлекательная ерундень.... имеет слишком большую цену и недостаточную эффективность. Родителей подсадили на эти прибамбасы "бесплатной" школы. Подготовка ребенка к школе от 6000р до... это не нормально, а если ребенок не один? Организация учебного времени - основа образования. Но знать всю программу, зачем? Если есть учебные планы, по которым учатся и сдают... цель обычно лежит к результату: сдачи экзамена... все феерические "если" в свободное время. Что ребенку интересно? Как-будто школа этим интересуется... интерес вопрос тонкий, при чем здесь прохождение программы? У нас не учителя, а волшебники, которые все знают... а вот родители - враги, которые ничего не знают и не умеют и еще совсем не понимают своих детей... все может быть, но если люди переходят на семейную форму образования, значит в школе все не так хорошо, я иду туда, чтобы наверстать УПУЩЕННОЕ ШКОЛОЙ!!! Она съела время и силы моего ребенка, а знаний НЕ ДАЛА. Постоянные "праздники" и гонка знаний в никуда. Куда мы спешим? ЗАЧЕМ такая гонка программы? Зачем ускоренное обучение БУКВ даже в 1 классе? Вся жизнь - это стресс. В школе ребенок всегда в стрессе! Если ситуация в жизни меняется, значит живем согласно новым обстоятельствам. А маленький человек запертый с кричащей училкой и кучей недоумков, которые не могут себя сдерживать, в постоянно орущей среде с вредными привычками - это идеальная среда для учебы... БРЕД. Тётя пишет с обидой на нас... она столько лет мучается там... в школе, а мы... её отвергаем, лишая копеечки. Претензии в министерство, которое превратило образование в фарс.
Статья сообщает мифы школы. Типа социализация). Оба ребёнка учатся с опережением и легкостью занимаются в худож и муз школах и спорт секции. Как вы понимаете социализации там не получить) вообще не понятно что школьники там делают 11 лет. Период обучения без каникул чуть больше 6 лет. В общем статья чуш кто на семейном плохо учится тот и в школе учится не будет. Школа всех под одну гребенку чешет. А современная программа дибилизирует.
Владимир, спасибо! Нашла статьи всего цикла, прочитала с удовольствием. И успокоилась)) А эту конкретную статью увидела в одной из групп ВКонтакте, и там была опубликована только она одна. Именно поэтому она и вызвала бурю эмоций, ведь воспринимается она в этом случае как прописная истина, а не как одно из мнений по данной тематике. Ещё раз спасибо!
У нас многодетная семья. Старший ребенок находится на семейном обучении. Специально к этому не стремились, так получилось, на всё воля Божия. С автором статьи готова поспорить практически по каждому пункту. Сразу видно, что написана статья УЧИТЕЛЕМ, пусть и очень заслуженным. Очень много автором сделано предположений, далеких от реальной жизни. Лично мое мнение, что от таких статей больше вреда, чем пользы. Школьным учителям надо уже принять факт существования семейного обучения и научиться сотрудничать с родителями, помогать им во благо семьи и ребенка!
Анастасия, если он неправ, то имеет смысл поделиться тем, что именно не учитывает, как это происходит на практике, с Вашей точки зрения. Иначе комментарий не даёт возможности понять, в чём и какие претензии к автору. И напоминаю, что речь о части цикла, в котором разные мнения о семейном обучении. Увы, это особенность интернета, в отличие от публикации в журнале: невозможно нормально подать тему циклом, всё равно читают всё по отдельности. Отсюда потом резкие отзывы, которые тот, кто читал в журнале цикл целиком, писать уже не станет, поскольку проблема рассмотрена с разных сторон, включая тот самый положительный опыт, а не только предостережения.
Сейчас мне 22 года. Учусь на заочке на биофаке. Именно здесь у меня открылись глаза на то,что школа на самом деле, очень меня расслабила. В детстве я стремилась к знаниям, до 7 класса была отличницей... Я уже в 7 классе хотела уйти из школы на экстерн, чтобы заниматься самой, потому что в школе творился просто кошмар. Учителя по таким важным предметам, как физика, математика, история менялись каждую четверть. Знаний никаких. Я перестала учить уроки, так как ответы на вопросы каждого учителя должны были соответствовать именно его пониманию этого вопроса, а если ты думаешь по-другому, хороших оценок даже не приходится ждать. В то время меня выручила репетитор по математике. Из всего школьного курса я не помню ничего. В ВУЗе за три года я научилась большему, чем за 11 лет в бесполезной школе. Мои дети будут учиться только дома:-)
Не согласна со статьёй. Особенно трогательной показалась фраза:" Школьная программа составлена не идиотами..." Судя по содержанию учебников и пособий, по которым училась моя дочь, за редким исключением, именно идиоты и составляют ее. " Школьные программы по разным предметам увязаны друг с другом..." То то всю дорогу меняют программы по ходу учебного года, а заодно и учителя то уходят, то приходят. "Образовательный и интеллектуальный уровень родителей должен быть таков, чтобы они могли понять, кого нанимают". Уж в школе точно ни о каком уровне нанимателей говорить не приходится. И так можно много сказать по тексту...
Испокон веков лучшее образование давали ребёнку дома в семье. Для современного христианина семейное образование даёт следующие преимущества:
1. Самостоятельно формировать мировоззрение ребёнка, ориентировать его в первую очередь на родителей, а не ровесников, актёров и поп-звезд. Мало кто знает, но проблемы "переходного возраста" не было до 20 века! Информационная среда безусловно влияет на молодого человека, тем более когда действует годами.
2. Давать реально необходимые знания, а не превращать ребёнка в ходячую энциклопедию. Когда вы последний раз считали дискриминант, моли, силу Лоренца и пр.? Со всеми этими темами достаточно просто ознакомиться, при большом желании порешать задачи, но тратить на это года?! Когда это реально будет нужно, открывается справочник и человек изучает конкретно и обстоятельно то, что ему необходимо.
3. Сохранять и развивать физическое и психическое здоровье ребёнка, контролировать его питание и необходимую двигательную активность. По статистике, только у 3–4% выпускников не обнаружено школьных болезней. Так называемые школьные болезни – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз. Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека.
4. Воспитывать юношу мужчиной, будущим отцом, и девушку женщиной, будущей матерью. Готовить к взрослой семейной жизни, самостоятельному обеспечению, не задерживая в детстве до 18 лет и позже.
5. Развивать индивидуальные склонности и увлечения ребёнка, что приводит к сильнейшему интересу обучаться вообще, без принуждения.
6. Иметь свободный график для планирования поездок - образовательных или на отдых.
7. Защищать от массовых инфекций, в особенности психических.
""У нас женское воспитание в школе, мужчин в школах нет. Девочки развиваются раньше, они «забивают» мальчиков, которых они выше на голову. Поэтому мальчик испытывает тройную нагрузку: от мамы (еще бывает, и от бабушки), в школе двойную (от женщины-педагога и от девочек-однолеток, которые мощнее, на голову выше, и часто лупят, которые еще и хорошо учатся). Получается, что он не мужчина, а такой «слизнячок», который к службе в армии неспособен.
Современные мужчины получили только женское воспитание. Треть мужчин у нас рождается вообще без отцов. Они не знают, что такое мужское воспитание.
Женщине выйти замуж — проблема. Она получает какой-то полуфабрикат, который боится пойти в ЗАГС зарегистрировать отношения. Он вообще всего боится. Его так мамочки воспитали. Это замкнутый круг. Его надо разрывать."
протоиерей Димитрий Смирнов."
Квинтэссенция необходимости семейного образования:
https://vk.com/orthodoxy_fe?w=wall-125097867_216
Все логично, что вы пишете, но только с точки зрения учителя с большим опытом работы и любящим свое предназначение слепо, не видя недостатков системы, и мысля только о соответствии школьной программе, но реальная жизнь не состоит из сегментов школьной программы а намного шире и богаче, что семейным образованием намного легче детям показать. Несомненно, школа это самое лучшее изобретение человечества против общественной безграмотности, но Ваши аргументы против семейного образвания абсолютно необоснованны, так как если ребенок правильно замотивирован и имеет цели, он любую программу освоит по мере его необходимости. Кстати знания школьной программы на то и рассчитаны, что однажды написав котрольную и сдав нужный экзамен, больше нет надобности ими пользоваться, аттестации в семейном образовании преследуют ту же цель. в университете все переучивается заново и с другого угла, а на работе по специальности совсем другая реальность, так почему не открыть детям глаза заранее, избежав всех неприятностей школьной системы, если есть силы и возможность у родителей. Если мой ребенок интересуется историей или зоологией, первое что я сделаю, то отведу его на тематическое ателье, музей, вместе почитаем энциклопедии и статьи на тему, сделаем презентацию из рисунков ребенка, но уж точно не буду искать, что там школьная программа говорит по этому поводу и соответствует ли интерес моего ребенка его возрасту и уровню школьной прогаммы, для меня это абсурд, извините.
Я учился в хорошей (ещё советской) школе. С хорошими учителями, сам не хулиган, папа и мама - два профессора. Результат обучения в школе - очень слабый. Если бы не талантливая учительница русского языка и литературы (которая в конце концов ушла из школы работать в ВУЗ), можно было бы сказать, что результат учебы в школе абсолютно отрицательный. Усвоил вредные привычки и потерял здоровье.
Боюсь, что у большинства людей так. Многие просто в таком мороке, что даже не осознают тяжести своего состояния и причинно-следственных связей. Интересно, есть ли у автора свои дети и как складывается у них семейная и внутренняя жизнь после школы. Ну и карьера - творческое начало там, кругозор. Есть ли Вера, счастье? А то статья похожа на несколько отстраненный анализ (как реферат по педагогике). А ни собственного опыта воспитания детей, ни научно-статистического анализа не представлено. Видимо автору за свою специальность просто обидно, а это не повод, чтобы давать безапеляционные оценки реальным явлениям.