Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы

Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамыНе смогла пройти мимо вопроса домашнего образования, который поднял Андрей Рогозянский. Тема отличная, но очень уж индивидуальная. Я верю, что учить детей дома – здорово, полезно, а иногда и просто – единственный выход. Но мои дети учатся в школе, и школой мы пока что довольны. В нашем случае это, надеюсь, правильный выбор.

Мыслями о семейном обучении я вдохновлялась примерно до трехлетия своей старшей дочери. Позже поняла, что в моей конкретной ситуации это, скорей всего, утопия. Однако я по-прежнему восхищаюсь родителями, решившимися на эксперимент, а мои собственные дети не ходят в садик и дошкольное образование (кроме отдельных направлений) все же получают дома.

Но, имея опыт дошкольного домашнего образования, на данный момент девятилетний (старшая уже в школе, средняя пойдет в сентябре, а младшему «образовываться» дома еще два года), я хочу немного рассказать о «подводных камнях», которые стоит учитывать, принимая решение о месте дальнейшего обучения ребенка.

Не сгореть в «домашнем очаге»

Первое, о чем хотелось бы сказать – это стратегия жизни семьи. «Несадовское» детство и домашнее обучение детей иногда можно совмещать с работой – иногда нет, все зависит от профессии родителей. Поэтому мать (а чаще остается «сидеть» с детьми именно она) должна хорошенько продумать: точно ли она готова оставить работу?

В моем случае все сложилось так, что без отрыва от рождения детей я сначала подрабатывала и закончила вуз, потом продолжила работать по любимой специальности. Но это не я такая «умная», а вуз и дальнейшая специализация позволяли. И муж с самого начала был настроен на то, что работать мне надо – для поддержания «интереса к жизни». То есть он был готов к тому, что «работа» временами совсем не приносила дохода – деньги шли на оплату визита няни раз в неделю, а часть домашних хлопот и занятий с детьми он и сейчас берет на себя, освобождая мне время.

Лишь однажды пришлось совсем туго – я сникла и отдала детей в детский сад… на целых два месяца.

После чего поняла, что лучше, случись что, посижу за компьютером ночью, чем буду снова слушать душераздирающий плач сына и скромные вздохи младшей дочери с ее еженедельными попытками спастись от садика в простуде. Потом быт наладился, дети немного подросли, и совмещать семейные дела с профессией вновь стало не слишком сложно.

Но вот у моей знакомой, студентки медицинского вуза, все сложилось иначе – доучиться по выбранной специальности с детьми не удалось, в их альма-матер такие вольности не предусмотрены. Другая знакомая отдала детей в детский сад, так как ее профессия не подразумевает фриланса, а жизнь вне профессии для нее и всей ее семьи – сродни каторге.

Собственно, об этом надо думать без ложного идеализма. Иначе может получиться так, что в пылу «православно-традиционного» вдохновения женщина ринется с головой в «домашний очаг»… А лет через десять обнаружит, что в этом очаге от нее остались одни головешки. И – что еще хуже – ее самопожертвование окажется толком никому и не нужно. Ведь муж все чаще будет с тоской вспоминать, что женился вроде не на «наседке», а на талантливом, например, музыканте, дети заразятся беспросветной депрессией мамы, а мама возненавидит всех и вся за свою «испорченную жизнь».

Если вы понимаете, что, как и в моем случае, «домашнее детство» можно совместить с любимой работой – тогда про садик можно забыть. Если уверены, что ваше призвание – именно учительство в кругу семьи, вам можно не ломать голову, в какую школу поступать. Если же дважды ответ «нет» – лучше еще раз оценить силы.

Да, достойное воспитание детей – одна из главных целей для родителя. Но не единственная. В конце концов, каждый из нас не только родитель, но и просто христианин, и супруг, который должен сохранять в себе искры радости и интереса к жизни и своей семье, а не только стиснув зубы «исполнять свой долг».

Да и воспитывать детей можно не только в режиме 24/7. Более того, если нет призвания к роли учителя, то воспитание и образование дома – вообще под угрозой. Я знакома с одним взрослым мужчиной, который овладел греческим языком и неплохо выучил латынь – зато никак не может освоить хотя бы пять фраз на английском. Просто в детстве его очень серьезно «натаскивал» на знание английского хорошо владеющий языком отец…

Кстати, я тоже тот еще «учитель английского». Могу наглядно и доходчиво объяснить математику (мне она сложновата, а потому – интересна), спокойно помогаю ребенку делать уроки по русскому (ну это же жуть как захватывает!), но английский… Мне кажется, что это просто, но скучно, и я начинаю вскипать, если дочь «тормозит» над домашним заданием.

Слава Богу, мои педагогические провалы в школе компенсирует учитель! А если бы не?

Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание – именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта. Для них семейное обучение – это воздух, радость и творчество! Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте?

Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность – это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»?

Если мама – «авральщик»

Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома – это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка. Базовые элементы режима очень важны (отбой в одно время, ежедневная прогулка), а вот чрезмерно регламентированный день – нет. В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя (вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен – смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе). В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа – это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика».

Но – это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей. Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке.

Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой… Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться. Осваиваю посильный «тайм-менеджмент», умение не покупать лишние вещи и не захламлять квартиру, навык организации пространства на родных сорока квадратах… Только у всякого самовоспитания есть потолок и разумные пределы – с некоторыми недостатками, если это не прямые грехи, проще смириться, чем заниматься сизифовым трудом.

С маленькими детьми отсутствие педантизма – это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность (так формируется наглядно-действенное мышление – база для всех остальных форм мышления) и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки.

Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье. Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет… Зато можно творить игровую реальность ежеминутно. С утра ты парикмахер (и ничего, что сестра пищит, хватаясь за волосы), потом повар, воин и плотник. Затем минут двадцать – владелец пластилинового кошачьего приюта, потом ты в ванной адмирал резинового флота…

Из «серьезных» занятий для развития маленьких детей достаточно пару раз в неделю порисовать, полепить (частью дети лепят сами, частью под моим руководством, частью – опять же под руководством «творят» из теста, пока я «вдохновилась» печь ватрушки). Спорт и музыку не упоминаю – все-таки ими дети занимались с профессиональными педагогами вне дома. Еще малышам нужно чтение – тут уж даже у самой ленивой мамы все равно получится читать вслух куда дольше, чем у воспитателя в детском саду. Обучение чтению и счету можно проводить «на ходу» (а математика на ходу, во время прогулки или готовки обеда особенно полезна – накрепко усваиваются основы не просто счета, но и пространственного мышления).

Но в более старшем возрасте пора вводить прописи и «лабиринты». Еще нужны графические диктанты, но у моих детей с пространственным ориентированием все получилось «само» – в процессе бытового общения понятия «прямо», «направо» и «налево» используются часто и усваиваются накрепко, так что после обычных домашних игр задания первого класса вроде «отступи две клеточки вправо» – это для ребенка детский лепет.

А вот без прописей все же никуда. Современная школьная программа предполагает, что первоклассник приходит учиться с хорошо «поставленной» рукой. Если это не так, вскоре ему придется туго – уже в середине года нужно писать целые предложения, думая о заглавной букве, точке в конце и правописании «жи-ши»… А ты еще вынужден держать в голове наклон палочек!

Для меня это стало самым суровым испытанием: заниматься в прописях регулярно. Это вам не ватрушки с детьми «замутить» по вдохновению и не в музей под настроение сходить! Обучение счету и чтению не рассматриваю – у нас оно прошло как-то походя, в процессе бытового общения, и прошло успешно. Но вот прописи – увы. Я явно не дотянула эту область, и с почерком у старшей до сих пор проблемы. Равно как и вообще – с организованностью в мелочах. Учитель как-то с улыбкой поведала, что моя дочь после уроков собирает портфель на трех партах сразу…

Все эти прекрасные правильные вещи типа «достали тетрадочку – убрали на край парты – положили на полочку, закрыли пенал» прошли по моей вине немного мимо ребенка.

В садике этому специально учат. Учат этому и замечательные аккуратные и организованные матери, коих я знаю немало. У меня же пока с трудом получается «начать с себя». Да, у моих детей множество творческих идей, хороших кругозор и развитая речь – но недостаток педантизма налицо, а это часто служит плохую службу.

Так что если вы обдумываете будущую учебу, оцените беспристрастно: хватит ли лично у вас организаторской жилки и аккуратности для того, чтобы сделать домашнее образование процессом достаточно последовательным. Ведь если в дошкольном обучении пара вдохновенных занятий в неделю все равно в разы эффективнее, чем групповые «развивающие занятия» в садике, то в начальной школе нужно будет организовывать хотя бы по два хорошо построенных урока в день. И у вас не будет костылей, Дамоклова меча и «волшебного пинка» в виде домашнего задания – то есть рекомендаций учителя, как это теперь называется.

Читайте по теме:

Решаться ли на семейное обучение ребенка?

Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование

ФЕТИСОВА ЕленаФЕТИСОВА Елена
рубрика: Авторы » Ф »
Колумнист
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (14 votes, average: 3,71 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Наталья
    Март 12, 2018 20:40

    С интересом и пониманием прочитала статью, но комментарии некоторых дам просто пугают. Фанатичные и воинствующие христиане порой кажутся страшнее атеистов. Не уверена, что вообще ТАКОЕ можно назвать христианством. Грустно, товарищи.

  • София
    Февраль 27, 2018 19:43

    Пустая статья. Какой «материнский опыт»- его же у автора просто нет, она пока на пороге. И чем старше дети — тем меньше лезешь с советами, потому что понимаешь, как сильно отличаются дети даже в одной семье, и невозможно ко всем скопом применить одни «лекала». А домашнее, семейное образование — оно тоже очень разное, и совсем не обязательно родителям «класть жизнь» на него. Есть такие дети, которым нужно только немного помочь организационно, советом и поиском пособий и программ. А есть такие, которым семейное образование противопоказано — усилий будет море, результат практически нулевой. Лучше бы редакция опубликовала мнения родителей, которые действительно подолгу учили своих детей дома — как это было организовано, какой результат. Потому что я знаю, что многие и хотели бы попробовать семейное обучение, но сомневаются и боятся подводных камней, а прочитать можно только про опыт обучения младшеклассников — либо 10-11 классников, когда уже идет речь просто о подготовке в вуз и школа мешает. А было бы интересно послушать родителей, у которых дети на семейном обучении были хотя бы 7-8 лет подряд — какие результаты, как сдали экзамены, и вообще их впечатления и выводы. Спасибо.

  • Александра
    Январь 12, 2018 11:30

    Да потом, никто не берет во внимание,что в школе ребенок может получить психологическую травму? И сказать об этом маме не сможет, лишь потому что мама занята работой, что она устает…Слава Богу ,мои дети мне все рассказывают, и я во время приняла нужные меры, а если этого могло не произойти? Ребенок живет потом с этим всю жизнь!! И понимает,что даже самый дорогой человек- МАМА, не способна ему помочь, что ж тогда надеяться на других? Но главное,что мама не выгорела, а то что ребенку уже с детства жизнь сломали…кого это интересует? Поэтому и был мною задан вопрос-а зачем тогда рожали детей, если теперь боитесь выгореть? У меня 4 детей, я работала в своей жизни от силы год! Но знаете, если честно, даже не хочется идти работать,потому что батрачить на чужого дядю-желания мало(я никого не хочу обидеть, просто мне очень повезло, Слава Богу, мой муж обеспечивает нас, да и Господь не оставляет без помощи!), и были моменты,когда я себя изводила мыслями,что я не состоялась как личность, ничего не достигла в жизни, и вообще я неудачница, но в эти моменты так получалось,что я понимала,что главное в жизни не это! А потом оказывалось,что на нашу семью равняются, что нам подражают(и для меня это было немного дико), но я поняла,что все у меня хорошо, и в материнстве можно стать личностью!, не выгореть,что и это призвание, что и это может быть интересно-главное забыть в этот момент, про свое эго-я, и обратить внимание,что происходит вокруг

  • Александра
    Январь 12, 2018 11:21

    Владимир! Мы только начинаем СО, поэтому на начальной стадии могу сказать одно-у детей появилось желание получать знания, они сами начинают задавать кучу вопросов, сами сидят читают что-то новое! А насчет Елены-просто у нее в статье много чего написано про христианство-причем не точно!! и потом, как она может писать о подводных камнях СО, если сама отдала детей в школу!! Извините, но она сама-то пробовала учить их дома? вот цитаты из ее статьи
    Иначе может получиться так, что в пылу «православно-традиционного» вдохновения женщина ринется с головой в «домашний очаг»… А лет через десять обнаружит, что в этом очаге от нее остались одни головешки. И – что еще хуже – ее самопожертвование окажется толком никому и не нужно. Ведь муж все чаще будет с тоской вспоминать, что женился вроде не на «наседке», а на талантливом, например, музыканте, дети заразятся беспросветной депрессией мамы, а мама возненавидит всех и вся за свою «испорченную жизнь». Простите, но в христианстве именно пожертвование и отдача и помощь ближнему идут! И потом, а скажет ли ребенок потом маме спасибо, что ее очень редко видел,потому что она себя само-реализовывалась? Это,конечно, хорошо когда есть возможность работать дома, но среди моих многих друзей таких маловато!((( Далее
    Да, достойное воспитание детей – одна из главных целей для родителя. Но не единственная. В конце концов, каждый из нас не только родитель, но и просто христианин, и супруг, который должен сохранять в себе искры радости и интереса к жизни и своей семье, а не только стиснув зубы «исполнять свой долг». Получается,что исполнять свой долг можно только стиснув зубы, лишь потому что ты якобы(именно якобы, потому что христиане делают все не стиснув зубы, а если и нудят себя, то только лишь потому что понимают, что это необходимо не только им,но и окружающим и близким им людям! Далее
    Да и воспитывать детей можно не только в режиме 24/7. Более того, если нет призвания к роли учителя, то воспитание и образование дома – вообще под угрозой. Если у вас нет призвания к роли учителя, вы также можете найти репетитора, а про бесплатные или достаточно дешевые ролики по учебе в интернете, я вообще молчу(их очень много, и все они очень доходчиво объясняют любую тему). Да и потом, сейчас многие учителя в школах,извините, но далеко не имеют призвания, но однако преподают в школах, вузах и пр., поэтому и в школе можно нарваться на учителя с малыми знаниями(к сожалению, в данный момент очень много школ, где дают мало знаний, и весь учебный процесс ложится опять таки на плечи родителей)
    Было написано также про режим и то что после домашнего обучения вырастает фрилансер! А есть ли доказательства? таких голословных заявлений! У меня у мужа две сестры учились на дому(часто болели), так из них выросли очень даже трудолюбивые, усердные и работоспособные люди!!
    Ну а насчет, того что вы написали, что у вас (цитирую)

    У нас в “Фоме” идёт нормальная, спокойная дискуссия по поводу домашнего обучения, включающая статьи с положительным и отрицательным опытом, советы, необходимые рекомендации Вроде я спокойно и нормально, без оскорблений высказала свое мнение(или это запрещено?) а также
    А причин переводить разговор в русло обвинений в неверии, нецерковности и так далее, это просто недопустимо. Я никого не обвиняла, а лишь написала, что как христианка(причем в статье именно указывается,что христианка. были слова и про пыл православно-традиционного вдохновение и т.д. почему же тогда переводится все на христианство?
    Ваши слова С каких это пор отношение к домашнему/семейному обучению служит мерилом церковности? Действительно с каких пор? тогда почему же опять таки ,Елена, пишет много чего со стороны христианства? точнее аппелирует,что именно в христианстве нужно стиснув зубы и пр. Ну и послее ваше высказываниеКто позволил судить о том, христианка Елена или не христианка? Совершенно недопустимый уход от вполне конкретного разговора о проблеме в ложные обвинения человека относительно его веры. Так — нельзя.
    Я лишь, написала, что странно, что человек пишущий в православном журнале, отмечающий в статье на многие догматы христианства-трактует из не правильно. Ложно никого не обвиняла, от конкретного разговора не уходила.. Но самое главное, на что я делала ударение-это то, что Как человек, у которого дети учатся в школе, может говорить о каких-то подводных камнях СО, если она даже не знает что значит учить детей дома? Дошкольное образование-не в счет, потому что не так уж трудно научить ребенка читать ,считать, это заложено в него с рождения-ему надо лишь подсказать. Главное(на мой взгляд) это вырастить ЧЕЛОВЕКА! Но в наше время очень трудно найти хороших учителей, потому что Наши дети нужны только Нам, и никто их лучше нас ни чему не научит, а учитывая то что сейчас даже ходя в школу, ребенок все равно знания получает дома(потому что программа сейчас, да и учителя не дают знаний детям, у нас вот уже на протяжении 4 года я многие темы сама объясняю, хотя призвания быть учителем не чувствую, просто понимаю,что это нужно моим детям(именно это , а не то что состоялась я там как личность, или достигла ли я каких-то высот(мною же поставленных), а то что дети оставлены на попечение самих себе(опять же повторюсь, хорошо когда мама совмещает работу дома(хотя и работа на дома тоже требует затрат времени, поэтому даже если ты работаешь дома-ты не уделяешь это время ребенку, а все уходит на работу), но не у всех есть такая возможность)

  • Александра
    Январь 10, 2018 13:28

    Статья Фетисовой Елены ВООБЩЕ не понравилась!!!!Как то все уж очень не правдоподобно и против СО!! Вы Библию-то почитайте(сами утверждаете,что вроде христианка,а в статье получается что совсем вы не христианка!! Ну конечно, может вы не православная ?тогда да, а если православная,то вы сами себе противоречите). Ну я понимаю,что все мы должны в жизни реализоваться,но тогда зачем детей рожаете, если они вам мешают самореализоваться? Какой же вы потом ответ дадите Богу(опять же к теме христианки! Ведь по окончании жизни, все мы будем отвечать на всеобщем суде за свою жизнь). Ну и самое главное, сами-то вы пробовали обучать своих детей на СО, прежде чем писать и давать советы, говорить о плюсах и минусах?? Даже если вы сами не сможете,что-то объяснить ребенку-репетитор вам в помощь, на крайний случай-в интернете очень много сайтов-уроков, которые оооочень подробно все объясняют!

    • Владимир Гурболиков
      Январь 11, 2018 7:34

      Так, Александра, стоп. У нас в «Фоме» идёт нормальная, спокойная дискуссия по поводу домашнего обучения, включающая статьи с положительным и отрицательным опытом, советы, необходимые рекомендации. При этом все авторы и читатели должны сознавать, что это вопрос, в котором нет никакой догмы, и правильный выбор формы образования зависит от семейной ситуации, ситуации с учебными заведениями, возможностей родителей и многих, многих причин. Если у Вас есть положительный опыт образования детей дома, то вот и опишите его. А причин переводить разговор в русло обвинений в неверии, нецерковности и так далее, это просто недопустимо. С каких это пор отношение к домашнему/семейному обучению служит мерилом церковности? Кто позволил судить о том, христианка Елена или не христианка? Совершенно недопустимый уход от вполне конкретного разговора о проблеме в ложные обвинения человека относительно его веры. Так — нельзя.

  • ..
    Сентябрь 19, 2017 16:59

    Вместо «похую службу» лучше написать «пЛохую». ))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.