Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
John-Morgan

Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло

Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи. Мы понимаем, что тема семейного образования — предмет очень многих споров и обязательно продолжим ее в дальнейшем и уже сейчас с благодарностью прочтем мнения и рассказы о вашем опыте семейного обучения в комментариях под этой статьей.

Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышлоТема семейного образования для меня как родителя проста и привычна — из пятерых моих школьников только один ходил в класс на протяжении нескольких лет. Старшие сыновья давно отучились экстерном, получили аттестаты и поступили, продолжив свое образование (Санкт-Петербургские музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова и Университет кино и телевидения). Две дочери в скором времени станут выпускницами, младшая, обучаясь также на дому, нынешним летом перешла в 3-й класс.

Результаты, слава Богу, радуют, так что учителя, ранее не имевшие опыта работы с экстернами и поначалу искренне не понимавшие, что это за семейное образование такое, стали выражать одобрение и поддержку. Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил.

 

О том, как войти в реку

Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели.

Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»!

А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.

Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие – на работе, а дети – на уроках.

Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать!

 

Педагогом быть обязан

Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.

Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования.

Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги?» Да, у нашей мамы — диплом об окончании педвуза плюс вдобавок научная степень кандидата наук. Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.

Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой. При желании легко можно получить самую разную информацию. Специализированные порталы предлагают видеоуроки на любой класс и предмет, обсуждения на интернет-форумах «семейников» проясняют какие угодно нюансы. Сохранится ли в будущем школа в своем привычном виде, мы не знаем. Ясно, что роль школьного учебника и пересказа его содержания учителем в классе уже не столь велика. Возможности для самообразования ширятся с каждым днем.

 

Меньше да лучше

Одно из открытий, которые делает для себя родитель, решившись на семейное обучение: школьный курс относительно невелик. Сильный ученик почти не заметит времени, затраченного на учебу и ежегодные аттестации. Наши дети звезд с неба не хватают — им, увы, слабовато дается математическое, абстрактное мышление. И, несмотря на это, две трети предметов они могли бы сдавать в режиме «два класса за год». Вопрос, для чего? Вундеркинды, поступающие в ВУЗ в 12-летнем возрасте, с точки зрения педагогической пользы, — достижение весьма специфическое.

Организационно, в жизни общества школа высится этакой громадой. Однако аттестационные требования не содержат в себе ничего сверхъестественного. Особенно в пересчете на длиннейший одиннадцатилетний период, в который дитя плюшевым зайчиком переступает порог первого класса, а встает из-за парты 17-летним, созревшим молодым орлом. От занятий в таком необыкновенно обширном объеме можно было бы, честно говоря, ждать и более впечатляющих результатов.

Школа ужасно громоздка. 90% своих стараний она тратит на обустройство классно-урочного конвейера — оперирование большими ученическими массами, координацию, согласование, администрирование, бухгалтерию, безопасность, учет и контроль. Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу.

Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин.

Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода. Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения.

 

Научить учиться

Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло

Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.

На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя.

Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны. Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций (в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие). Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться!

Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до». В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им.

Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем!

 

Семейное означает превосходное

Но это полдела. Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.

Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия…

Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?

 

Учиться тому, что станет делом всей жизни

У нас в семье главная образовательная миссия возложена на занятия музыкой. Если кто знает, как строится обучение классическому исполнительству, тот понимает разницу со схоластическим, отчужденным характером школьного обучения. Хороший музыкальный педагог воспитывает и развивает ребенка всем своим образом, манерой держаться, высоким настроем, своей преданностью музыке как делу и любви всей жизни. Классическая культура в отличие от других, более легких направлений и жанров, выделяется стройностью, выверенностью, дисциплиной, неприятием всякой поверхностной самодеятельности и дилетантизма. Это одна из наилучших основ для становления юной души во всех ее проявлениях, включая духовные и нравственные.

Одиннадцать лет до окончания школы — период жизни, в который большинство детей, к великому сожалению, монотонно «проходят» тему за темой (подобное обучение философ и учитель по профессии Василий Розанов (1856–1919) называл «уроками ботаники на дровяном складе»). А ведь время это может быть отдано поистине замечательным открытиям, прикосновению к гармонии, к истории культуры, работе над собой и стремлению вперед!

К старшим классам ученик общеобразовательной школы едва только начинает задумываться над тем, кем ему быть. Он слышал о многом, но мало что умеет, знает обо всем и ни о чем. Поверхностные прогулки-экскурсии в различные области знаний, — это слишком расточительный жест для цивилизации, которой известны пятнадцатилетние капитаны и фронтовые медсестры, победители спортивных состязаний и изобретатели, авторы бессмертных шедевров и мученики за веру.

 

Социальное против стадного

Беспокоятся, не навредит ли семейное образование социализации. Детей, которые учатся дома, представляют этакими угрюмыми молчунами и одиночками. Но это совершенно не так! В своих детях я нахожу потенциал любознательности, открытости, стремления к подлинному в отношениях, к познанию мира. Семейное образование на то и существует, чтобы детство смогло сохранять свои естественные черты.

Сложилось определенное недопонимание по поводу социальности. Странно бывает слышать, что молодой человек, воспитываемый по лекалам массовой культуры, захваченный подростковыми модами и поветриями, якобы соответствует социальным критериям и потребностям. Эгоизм и расслабленность, пошлость и стадность ни в коей мере не могут рассматриваться как общественно положительные явления!

Наши дети непохожие, они меньше склонны делать, как все вокруг. Возможно, что в будущей взрослой жизни они будут проигрывать в чём-то своим напористым сверстникам. Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель.

 

Стать семьей благодаря семейному обучению

Семейное образование — штучный товар. В перспективе образование на дому в России останется уделом немногих. Напомним, что в США экстерном учатся около 1,1 миллиона детей. Ассоциации хоумскулеров, активные, деятельные, охватывают всю территорию страны. «Выбор образовательных альтернатив» по отношению к государственной школе дискутируется в числе центральных тем на общенациональном уровне. Нашим «семейникам» подобного успеха не снилось.

Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений.

Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих. О нешкольной учебе детей не может идти речи, пока в доме не установлена положительная и плодотворная среда, пока нормой не стали тесные, дружеские отношения с родителем, самостоятельность и сотрудничество, настрой на получение конечного результата.

По крайней мере, один из супругов обязан посвятить себя семье и детям, отказавшись от карьеры и внешнего статуса, от беззаботного проведения досуга. Если не так, ребенок неминуемо будет скучать дома, чувствуя себя отделенным и обделенным общением, событиями, вниманием.

А что, если, в том и соль — чтобы домашней школе выступить заданием, позитивным вызовом, общим для всех? Дорогу осилит идущий, и самостоятельность и товарищество не берутся сами собой, из ниоткуда. Они зарождаются в самопреодолении и развитии. Это достойная награда за месяцы и годы совместного труда.

Семейное образование — поистине замечательная школа для мам и пап, повод к проявлению лучших качеств. Наша семья стала семьей, во многом благодаря семейному обучению. По прошествии времени мы с супругой убеждаемся в этом.

 

Читайте по теме:

Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы

Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло

Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование.

 

На заставке фрагмент фото J. Michel (aka: Mitch) Carriere

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (29 голосов, средняя: 4,41 из 5)
Загрузка...
28 июня 2017
Поделиться:

  • Юрий
    Юрий2 месяца назадОтветить

    Очень хорошая статья. Мы тоже учимся на СО и это было решением всей семьи! Все продумали, проработали и теперь ни о чем не жалеем. Учиться не трудно. Для сдачи аттестаций есть ЦПСО а для обучения в 1 классе сильно помогла база уроков майндмамы https://mindmama.ru/uroki-dlya-1-klassa/ . Семья действительно должна быть семьей с общими целями, мечтами, планами... И без борьбы с системой образования за "голову ребенка".

  • Алена
    Алена1 год назадОтветить

    Я во многом поддерживаю автора, но по мне все индивидуально. Я думаю, не все родители смогут подготовить ребенка к ЕГЭ. Учитывая какой сейчас конкурс, то мне кажется шансы есть не у всех. Поэтому тут все 'же нужны предподаватели с опытом. Мы перешли на СО из за утомляемости ребенка от нагрузок. Хотели, чтоб у дочки было настоящее детство. Чтоб времени хватало не только на учебники и сон, а на прогулки, кружки, отдых. Мы тоже учимся в онлайн школе Фоксфорд. Выбрали из за индивидуального обучения, понравилось, что упор делается на предметы, которые более интересны ребенку. Этого очень не хватает в обычных школах, но там в обычных школах сил у учителей не хватит, чтоб индивиуальный подход к каждому ученику искать.

  • Lookel
    Lookel1 год назадОтветить

    Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование это и творчество, и твердость устоев одновременно. К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка вот главные ориентиры и цели.

  • Алина
    Алина1 год назадОтветить

    Марина Февраль 17, 2019
    Вы молодцы! А что за школа в интернете, подскажите пожалуйста?

    Это интернет школа «Фоксфорд» - там обучение с 5 по 11 класс, есть все основные школьные предметы (математика, русский, английский, история и так далее). Такие предметы, как обж приходится по учебникам самостоятельно читать… Но это нетрудно — Тема в порядке развлечения это делает. Тема смотрит уроки онлайн, по настоянию куратора (и я поддерживаю) пишет при этом конспект, если что-то непонятно, спрашивает в чате. Потом делает домашнее задание - сложное! Иногда приходится у куратора помощи просить, но она за Тему не решает, заставляет его самого до ответа докапываться. Мне это тоже очень нравится. В общем мы довольны.

  • Марина
    Марина1 год назадОтветить

    АлинаЯнварь 6, 2019 13:12
    Спасибо за прекрасную статью! Если позволите расскажу свою историю. Мы с супругом еще до рождения детей обсуждали, что не отдадим их в школу. Мы убеждены, что ничему хорошему существующая государственная система не научит. Когда родился первый сын, мы без проблем сами научили его читать и писать, стали изучать, что там требуют от первоклашек. Когда Тема пошел в первый класс, родился второй ребенок. С малышом на руках я обучала старшего, было довольно легко. Через два года Бог дал нам доченьку, и вот тут стало тяжело. Муж почти все время на работе, у меня грудничок и 2-летний малыш… Заниматься с Темой было очень тяжело! Хорошо, что бабушка с его уроками иногда сидела. Кое-как мы доучились до четвертого класса, но легче не становилось, потому что пришла пора Сеню готовить к школе (средний сын)… Мы хотели уже закончить наш опыт домашнего обучения и записать Тему в школу, но слава Богу нашли решение. Подключились к школе в интернете. Тема занимается теперь сам, с помощью куратора. А я спокойно готовлю Арсюшу в первый класс и на дочку времени хватает.

    Вы молодцы! А что за школа в интернете, подскажите пожалуйста?

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Образцовая статья). Но у нас всё не так. Решение о выборе семейной формы обучения мы с ребенком приняли совершенно спонтанно и в первую очередь по состоянию здоровья (Арсений, оказалось, диспастик и от школьного сидения у него стал с первых дней развиваться страшнейший сколиоз). Менять навык "связного письма", мало применимый в жизни, на здоровый позвоночник было глупо... и мы ушли.
    Через год результаты следующие: с начала второго класса ребенок понял, что его интересуют иностранные языки. Оторваться от этих занятий невозможно. За полгода (без малого) у него откуда-то взялся вполне пристойный разговорный инглиш. Плюс постоянное знакомство с новыми языками... испанский, итальянский, французский... польский... После реалити-шоу Дмитрия Петрова даже против китайского аргументов не осталось. Каждый язык - новая сладкая конфета, отнять - рука не поднимается.
    Жизнь, конечно, напряженная. Но покажите мне маму, которая скажет своему дорогому ребенку, что ты, мол, неправильный ребенок, а вот минобраз наш правильный и иди-ка ты... проверять согласную "т" в слове "торт" (там реально такое есть, не шучу).
    К русской грамматике в изложении "Школы России" Сень вообще относится с ужасом. У него фотографическая память, пишет довольно грамотно. "Мама, я никогда не собирался писать "жызнь" или "зуп", зачем мне всё это?"
    В общем, математику и прочий окружающий мир пытаюсь впихнуть в любую свободную минуту - завтрак, обед, прогулки.
    Работаю ночами, в основном.
    Процесс прекрасен, кайфую не меньше дитятка... Но аттестация!!! Ума не приложу, что он должен там сплясать... К тому же о доброжелательном отношении наших тысячу раз выгоревших шкрабов мечтать не приходится - у них инструкции и полная зависимость, как я поняла. Методическая помощь с их стороны... пока никакая, абсолютно нет на неё сил. Отказаться от аттестации до лучших времен? Боюсь, что придётся(
    Помогите советом, пожалуйста. Христа ради. Вы такие умные. Заранее спасибо!

    • Редакция
      Редакция1 год назадОтветить

      Наталья, сейчас есть школы, в которых можно проходить аттестацию полностью дистанционно (даже не живя в городе, где находятся эти школы). Например, "Наши пенаты", "Интернетурок" и другие. Вы будете числиться в этих школах на заочном отделении и сдавать аттестацию онлайн (кроме ОГЭ и ЕГЭ).

  • Алина
    Алина2 года назадОтветить

    Спасибо за прекрасную статью! Если позволите расскажу свою историю. Мы с супругом еще до рождения детей обсуждали, что не отдадим их в школу. Мы убеждены, что ничему хорошему существующая государственная система не научит. Когда родился первый сын, мы без проблем сами научили его читать и писать, стали изучать, что там требуют от первоклашек. Когда Тема пошел в первый класс, родился второй ребенок. С малышом на руках я обучала старшего, было довольно легко. Через два года Бог дал нам доченьку, и вот тут стало тяжело. Муж почти все время на работе, у меня грудничок и 2-летний малыш… Заниматься с Темой было очень тяжело! Хорошо, что бабушка с его уроками иногда сидела. Кое-как мы доучились до четвертого класса, но легче не становилось, потому что пришла пора Сеню готовить к школе (средний сын)... Мы хотели уже закончить наш опыт домашнего обучения и записать Тему в школу, но слава Богу нашли решение. Подключились к школе в интернете. Тема занимается теперь сам, с помощью куратора. А я спокойно готовлю Арсюшу в первый класс и на дочку времени хватает.

  • Даниил
    Даниил2 года назадОтветить

    Тема действительно важная: в нашей семье растет сын и хочется чтобы он был приспособлен к жизни лучше, чем мы с женой. Для нас проблема не в математике-физике, слава Богу в этом я сам разбираюсь, да и обучающие сайты вроде Khan academy пока не блокированы, не говоря уже про элементарность "пережеванных знанияй" в учебниках, по которым только ленивые не потоптались.
    А вот кто научит семейника правильно общаться с РАЗНЫМИ людьми? С напористыми дебилами и с теми, кто ими только прикидывается, чтобы тебя "развести"... со "слегка деревянными" Джамшутами... с хитрыми лжецами... с личинками начальников, что уже в детстве тренируются выманить реальную помощь в обмен на лесть и пустые обещания...
    Школа вовсе не обязана нравиться, но нельзя отрицать что те самые переполненные классы, по крайней мере дают ребенку возможность тренировать социализацию.
    Сможет ли тепличный семейник, избалованный общением только с узким кругом понимающих и интересных людей, правильно построить свою жизнь, когда ему придет пора работать? Или учиться нужным, но занудно-неинтересным вещам?

  • Наталья
    Наталья3 года назадОтветить

    "Но если человек рос в дружном домашнем кругу, в тесном контакте с природой родного края, с лучшими культурными образцами и церковной традицией, если его обошли стороной голливудские блокбастеры и компьютерные «стрелялки», то с большей вероятностью из него выйдет хороший гражданин и коллега по работе, семьянин и родитель."
    Вы знаете, вот так и создаются нехорошие клише. Так наши граждане настраиваются против школы. Ни дружный домашний круг, ни тесный контакт с природой родного края, ни знакомство с лучшими культурными образцами и церковной традицией НЕ противопоставлены школе и школьной системе и НЕ недоступны детям, её посещающим. Вы вводите в заблуждение родителей и создаёте отрицательные ассоциации у людей со всем школьным. Ещё бы у нас после такого учителей уважали! Твёрдо убеждена, что хорошие дети растут в тех семьях, где им уделяется внимание. А это можно вполне совмещать со школьным образованием! Более того, именно школьные педагоги подсказали и указали мне на огрехи в воспитании моего сына, которые я сама не замечала. В садик ходили мало, часто болел. Я сама занималась с ним, и мы действительно ушли далеко вперёд : сын учится в первом классе гимназии, и программа простовата для него, давно читает бегло, считает и т.д.. Он любит рисовать, дополнительно ходит в худ. школу, на самбо. Но школа это не только усвоение знаний, их нужно еще обсудить, переварить в кругу сверстников. Мне было бы сложно организовать конкурсы чтецов, разные выставки, круглые столы, которые в проводятся с детьми постоянно и где они обсуждают актуальное и наболевшее. Все семьи очень разные, надо очень осторожно обобщать про "стрелялки" и "блокбастеры", мы, например, не столько детей от мейнстрима защищаем, сколько прививаем нужное к нему отношение путём приобщения к более качественным образцам культуры и искусства.
    Искренне преклоняюсь перед родителями, которые умеют организовать и выстроить день, и месяц, и год-годы для своих детей. Я так не умею! Я на связи с учителями, часто звоню, спрашиваю, на что обратить внимание. Мне необходим взгляд со стороны. Кому-то нет.
    В семье нужно очень трезво разложить по полочкам и крепко подумать, прежде чем оставлять дитятю на домашнее обучение. Достаточно ли вы как родители ресурсны, материально, психологически, достаточно ли организованны, чтобы не захотеть всё бросить, как только запал кончится , а нужно продолжать тянуть на себе всё, что напланировали. Никакой опыт отдельно взятой семьи не может значить, что у вас будет так же. Может и наоборот всё выйти. Словом, все действия такого судьбоносного размаха принимать по многому совету со многими людьми, старшими родственниками, педагогами, психологами и даже врачами.
    "Школа удобна. Для современности она играет ровно ту роль, которой не хватает семье, экономике, государству, политике. Это социальная технология, отлаженная и позволяющая родителям ходить на работу, детям быть занятыми, а политикам и правителям кроить нужным образом мировоззрение новых поколений."
    Если с детьми дома налажен хороший диалог, мировоззрение будет формироваться в первую очередь дома, а школа подавать идеи для обсуждения в кругу семьи. Хорошая семья сильнее внешних мировоззренческих влияний, и школьная система тут не помеха.

    "Напротив, семейное образование — это не какое-нибудь отдельно взятое решение, но выбор всего направления жизни. Это то, что заставляет старших размышлять и искать, переустраивать себя самих." Ну вот честное слово, почему перечисленное невозможно, если ребенок ходит в школу. Как-то упрощается и клишируется в статье взгляд на образование детей. Школа - плохо, а семейное образование - хорошо. Увы!

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё