Такие вопросы нередко задают подростки из воцерковленных семей. В самом деле, как им быть? Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (Москва)

Прежде чем ответить, сделаю две оговорки. Я исхожу из того, что, во-первых, подросток, задающий такой вопрос, — из нормальной семьи, с нормальными человеческими отношениями, без какого-либо экстрима, маргинальности и так далее. А во-вторых, что этот подросток в Бога всё-таки верит. Потому что в противном случае надо было бы уже говорить о вещах куда более серьезных и трудных, чем требование ходить на церковные службы.

Теперь по сути. Скажу сразу: да, если родители тебя заставляют ходить в храм, ходить туда нужно. Объясню почему.

Послушание — это упражнение в любви

Прежде всего, из послушания родителям. Слово «послушание» может показаться обидным: как же так, я почти взрослый человек, с какой стати я должен кому-то подчиняться, кого-то слушаться? Но такая позиция выглядит очень наивной и, на самом деле, совсем не взрослой. Родителей надо слушаться не потому, что им принадлежат некие особые «родительские права», а потому что они тебя любят, хотят тебе добра и если что-то заставляют делать, то для твоей же пользы. Которую они, скажем прямо, чаще всего видят яснее, чем ты — в силу бóльших знаний, бóльшего жизненного опыта. Родители содержат тебя в материальном плане (и это нормально, ведь до совершеннолетия дети чаще всего не способны сами себя обеспечить), но родители заботятся и о твоей душе. Никогда — ну, быть может, за редчайшими исключениями — родители не станут требовать от детей, а особенно от детей подросткового возраста, чего-то лишнего, ненужного, чтобы просто проявить власть. И уж требование ходить в храм точно не относится к лишнему и ненужному.

Тут вот еще что важно: подростковый возраст — это то время, когда человек успешнее всего учится. И речь не только о школьных предметах, но и о вещах ничуть не менее важных. Подросток учится выстраивать отношения с людьми, учится быть членом коллектива, сохраняя при этом свою индивидуальность, учится понимать людей, понимать причины их слов и поступков. Но самое главное — он учится любви. Любви в самом широком смысле этого слова. В том числе любви к родителям. А послушание — одно из проявлений любви. Любовь — это же не только приятные чувства, позитивные эмоции. Это вообще гораздо больше, чем чувства — это и направленность воли, это сознательный выбор. И да, тут нужна тренировка. Как нужна она для мышц, так нужна и для души. Ведь любить на самом деле очень не просто.

Например, легко умиляться малышу, который весело смеется и играет. А попробуй покормить такого малыша, когда он капризничает! Попробуй приучить его чистить зубы или складывать на место игрушки! Какое тут нужно самообладание, чтобы не поддаться эмоциям, не накричать!

Теперь подумай о том, что ты сам был таким малышом лет десять назад. Требовалась ли воля твоим родителям? Конечно, да! И тебе тоже она потребуется, чтобы любить их. Особенно важным это станет для тебя в далеком будущем, когда ты достигнешь зрелых лет, а они состарятся. Ты их любишь, ты будешь заботиться о них — но тебе это будет ничуть не легче, чем им было с тобой, когда ты был маленьким. Подозреваю, что им и сейчас с тобой не очень-то просто. Но любовь на то и любовь, чтобы ради блага любимых преодолевать раздражение, лень, усталость, эгоизм. А для этого нужна сила воли. Силу воли приходится тренировать, она никому из нас не дается просто так, даром.

Так вот, послушание родителям — это и есть тренировка воли, это и есть обучение любви. А еще это и проверка твоей любви на подлинность. Ведь если ты любишь только когда тебе комфортно и приятно, а при любом напряге любовь куда-то испаряется, значит, что-то с ней не так.

Как поговорить с Богом?

Но тут есть и другая сторона. Речь-то у нас не просто о послушании как таковом, а о конкретной ситуации: тебя заставляют ходить в храм. И ты, наверное, можешь возразить: раз я не хочу туда ходить, значит, подчиняясь воле родителей, я лицемерю, я обманываю их, себя, Церковь и Бога. Раз я стою в храме, сонный, думаю о чем угодно, но не о богослужении, значит, я лишь притворяюсь верующим!

Напомню оговорку, с которой начал: будем исходить из того, что в Бога ты все-таки веришь. Ситуация, когда в верующей воцерковленной семье подросток вырастает пламенным атеистом, все же довольно редкая. Гораздо чаще бывает иначе: подросток не потерял веру, но она, эта вера, уже не такая теплая и светлая, как в детстве. Уже накопились сомнения, недоумения, подросток уже осознаёт свою неспособность быть «образцовым христианином», ему труднее молиться, его отношения с Богом становятся сложными, он запутался.

И это — нормально, большинство воцерковленных людей, которые с младенчества были воспитаны в вере, проходят через этот этап. Пройдешь и ты.

А как это сделать? И вот тут оказывается, что надо учиться любить не только родителей, но и Бога. Для того чтобы любить, нужно общаться, а для этого нужны среда, в которой ты общаешься с Богом, и язык, с помощью которого ты с Ним общаешься. Так вот, храм, куда ты с такой неохотой все-таки приходишь, — это и есть среда, а богослужение и церковные таинства — это и есть язык твоего обращения к Богу.

Тут надо сказать, что Бог с нами говорит не только на этом, «церковном» языке. Он говорит с нами и по-другому — различными обстоятельствами нашей жизни, ситуациями, в которые мы попадаем, моральным выбором, который перед нами в этих ситуациях встает, людьми, с которыми Он нас сводит, бытовыми мелочами, которые кажутся случайностями.

Но если мы и способны этот язык понимать (что достигается опытом христианской жизни), то не можем на нем с Богом говорить. И вот для того, чтобы наше с Ним общение было двусторонним, Он дал нам специальные средства. Это молитва (и личная, «келейная», и богослужебная), это церковные таинства, это заповеди, посты.

Поэтому когда мы приходим в храм и участвуем в богослужении, мы в отношениях с Богом проявляем активность, мы пытаемся Ему что-то сказать. Да, нам для этого приходится напрягаться, приходится терпеть какие-то мелкие бытовые неудобства — скажем, рано вставать в воскресенье, не завтракать, если будешь причащаться.

Но именно так мы развиваем свою волю, которая необходима нам, чтобы любить Бога. Ведь проявляться наша любовь будет в соблюдении Его заповедей. Он же Сам сказал об этом: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21) А соблюдать заповеди — ты наверняка это уже знаешь на своем опыте — трудно.

Точно так же, как любовь родителей к детям (и детей к родителям) проявляется в преодолении себя, так и наша любовь к Богу проявляется в том же самом. А как иначе? Если бы мы вспоминали о Боге только тогда, когда нам комфортно, если бы мы не готовы были бы ради отношений с Ним поступаться своими удобствами, если бы считали, будто Он ничего от нас не требует, значит, наша вера была бы уже не подлинной верой, а самообманом.

Так что если родители заставляют тебя ходить в храм — не обижайся на них, а попробуй, подчинившись их воле, извлечь из этой истории что-то полезное для себя. Найди в ней то, что сделает тебя счастливее. Это вполне решаемая задача.

Подготовил Виталий Каплан

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
1
Сохранить
Поделиться: