Такие вопросы нередко задают подростки из воцерковленных семей. В самом деле, как им быть? Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (Москва)
Прежде чем ответить, сделаю две оговорки. Я исхожу из того, что, во-первых, подросток, задающий такой вопрос, — из нормальной семьи, с нормальными человеческими отношениями, без какого-либо экстрима, маргинальности и так далее. А во-вторых, что этот подросток в Бога всё-таки верит. Потому что в противном случае надо было бы уже говорить о вещах куда более серьезных и трудных, чем требование ходить на церковные службы.
Теперь по сути. Скажу сразу: да, если родители тебя заставляют ходить в храм, ходить туда нужно. Объясню почему.
Послушание — это упражнение в любви
Прежде всего, из послушания родителям. Слово «послушание» может показаться обидным: как же так, я почти взрослый человек, с какой стати я должен кому-то подчиняться, кого-то слушаться? Но такая позиция выглядит очень наивной и, на самом деле, совсем не взрослой. Родителей надо слушаться не потому, что им принадлежат некие особые «родительские права», а потому что они тебя любят, хотят тебе добра и если что-то заставляют делать, то для твоей же пользы. Которую они, скажем прямо, чаще всего видят яснее, чем ты — в силу бóльших знаний, бóльшего жизненного опыта. Родители содержат тебя в материальном плане (и это нормально, ведь до совершеннолетия дети чаще всего не способны сами себя обеспечить), но родители заботятся и о твоей душе. Никогда — ну, быть может, за редчайшими исключениями — родители не станут требовать от детей, а особенно от детей подросткового возраста, чего-то лишнего, ненужного, чтобы просто проявить власть. И уж требование ходить в храм точно не относится к лишнему и ненужному.
Тут вот еще что важно: подростковый возраст — это то время, когда человек успешнее всего учится. И речь не только о школьных предметах, но и о вещах ничуть не менее важных. Подросток учится выстраивать отношения с людьми, учится быть членом коллектива, сохраняя при этом свою индивидуальность, учится понимать людей, понимать причины их слов и поступков. Но самое главное — он учится любви. Любви в самом широком смысле этого слова. В том числе любви к родителям. А послушание — одно из проявлений любви. Любовь — это же не только приятные чувства, позитивные эмоции. Это вообще гораздо больше, чем чувства — это и направленность воли, это сознательный выбор. И да, тут нужна тренировка. Как нужна она для мышц, так нужна и для души. Ведь любить на самом деле очень не просто.
Например, легко умиляться малышу, который весело смеется и играет. А попробуй покормить такого малыша, когда он капризничает! Попробуй приучить его чистить зубы или складывать на место игрушки! Какое тут нужно самообладание, чтобы не поддаться эмоциям, не накричать!
Теперь подумай о том, что ты сам был таким малышом лет десять назад. Требовалась ли воля твоим родителям? Конечно, да! И тебе тоже она потребуется, чтобы любить их. Особенно важным это станет для тебя в далеком будущем, когда ты достигнешь зрелых лет, а они состарятся. Ты их любишь, ты будешь заботиться о них — но тебе это будет ничуть не легче, чем им было с тобой, когда ты был маленьким. Подозреваю, что им и сейчас с тобой не очень-то просто. Но любовь на то и любовь, чтобы ради блага любимых преодолевать раздражение, лень, усталость, эгоизм. А для этого нужна сила воли. Силу воли приходится тренировать, она никому из нас не дается просто так, даром.
Так вот, послушание родителям — это и есть тренировка воли, это и есть обучение любви. А еще это и проверка твоей любви на подлинность. Ведь если ты любишь только когда тебе комфортно и приятно, а при любом напряге любовь куда-то испаряется, значит, что-то с ней не так.
Как поговорить с Богом?
Но тут есть и другая сторона. Речь-то у нас не просто о послушании как таковом, а о конкретной ситуации: тебя заставляют ходить в храм. И ты, наверное, можешь возразить: раз я не хочу туда ходить, значит, подчиняясь воле родителей, я лицемерю, я обманываю их, себя, Церковь и Бога. Раз я стою в храме, сонный, думаю о чем угодно, но не о богослужении, значит, я лишь притворяюсь верующим!
Напомню оговорку, с которой начал: будем исходить из того, что в Бога ты все-таки веришь. Ситуация, когда в верующей воцерковленной семье подросток вырастает пламенным атеистом, все же довольно редкая. Гораздо чаще бывает иначе: подросток не потерял веру, но она, эта вера, уже не такая теплая и светлая, как в детстве. Уже накопились сомнения, недоумения, подросток уже осознаёт свою неспособность быть «образцовым христианином», ему труднее молиться, его отношения с Богом становятся сложными, он запутался.
И это — нормально, большинство воцерковленных людей, которые с младенчества были воспитаны в вере, проходят через этот этап. Пройдешь и ты.
А как это сделать? И вот тут оказывается, что надо учиться любить не только родителей, но и Бога. Для того чтобы любить, нужно общаться, а для этого нужны среда, в которой ты общаешься с Богом, и язык, с помощью которого ты с Ним общаешься. Так вот, храм, куда ты с такой неохотой все-таки приходишь, — это и есть среда, а богослужение и церковные таинства — это и есть язык твоего обращения к Богу.
Тут надо сказать, что Бог с нами говорит не только на этом, «церковном» языке. Он говорит с нами и по-другому — различными обстоятельствами нашей жизни, ситуациями, в которые мы попадаем, моральным выбором, который перед нами в этих ситуациях встает, людьми, с которыми Он нас сводит, бытовыми мелочами, которые кажутся случайностями.
Но если мы и способны этот язык понимать (что достигается опытом христианской жизни), то не можем на нем с Богом говорить. И вот для того, чтобы наше с Ним общение было двусторонним, Он дал нам специальные средства. Это молитва (и личная, «келейная», и богослужебная), это церковные таинства, это заповеди, посты.
Поэтому когда мы приходим в храм и участвуем в богослужении, мы в отношениях с Богом проявляем активность, мы пытаемся Ему что-то сказать. Да, нам для этого приходится напрягаться, приходится терпеть какие-то мелкие бытовые неудобства — скажем, рано вставать в воскресенье, не завтракать, если будешь причащаться.
Но именно так мы развиваем свою волю, которая необходима нам, чтобы любить Бога. Ведь проявляться наша любовь будет в соблюдении Его заповедей. Он же Сам сказал об этом: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин 14:21) А соблюдать заповеди — ты наверняка это уже знаешь на своем опыте — трудно.
Точно так же, как любовь родителей к детям (и детей к родителям) проявляется в преодолении себя, так и наша любовь к Богу проявляется в том же самом. А как иначе? Если бы мы вспоминали о Боге только тогда, когда нам комфортно, если бы мы не готовы были бы ради отношений с Ним поступаться своими удобствами, если бы считали, будто Он ничего от нас не требует, значит, наша вера была бы уже не подлинной верой, а самообманом.
Так что если родители заставляют тебя ходить в храм — не обижайся на них, а попробуй, подчинившись их воле, извлечь из этой истории что-то полезное для себя. Найди в ней то, что сделает тебя счастливее. Это вполне решаемая задача.
Подготовил Виталий Каплан