Ребенок ворует. Что делать?
Вопрос читателя:
Здравствуйте! У меня деликатный вопрос. Недавно я обнаружила, что мой ребенок (ему 6 лет) тайно взял деньги из моего кошелька и купил себе на них сладостей. Я очень расстроена. Ведь он еще такой маленький, а тут воровство. Чувствую, что нужно об этом поговорить, но не знаю как. Боюсь, что впоследствии это может перерасти в воровство чужих вещей. Подскажите, пожалуйста, как быть такой ситуации?
Ответ психолога:
Здравствуйте!
Прежде всего, важно понимать, что у ребенка шести лет еще не сформирована произвольность психических процессов (то есть возможность сознательно управлять своими поступками), а самосознание только начинает развиваться. Воровство шестилетнего ребенка существенно отличается от воровства взрослого человека тем, что оно не является осознанным преступлением.
Кроме того, по своей природе шестилетний ребенок эгоцентричен. Понимание, что не все в этом мире создано для него, далеко не всегда формируется к этому возрасту. Поэтому данный акт воровства он мог воспринимать как нечто нормальное, что принадлежит ему по праву. Ведь мама его, а значит, все, что есть у мамы, тоже принадлежит ему. Не следует сразу же бросаться в осуждение и наказывать за проступок. Для начала стоит из взрослой принимающей позиции объяснить ребенку, что есть свои вещи, а есть чужие. Что брать чужое нельзя, потому что это расстраивает другого человека и причиняет ему неудобство. Объяснить, что это называется воровством и что мама за это, конечно, простит, но другие люди отреагируют намного менее дружелюбно.
Но может быть и такое, что ребенок уже вполне понимает, что поступает неправильно. Но тем не менее переступает через собственную совесть, чтобы удовлетворить свое импульсивное желание поесть сладкого. Как уже было сказано, психические процессы в этом возрасте еще не стали достаточно управляемыми, чтобы ребенок мог по своей воле контролировать себя свои желания. Для этого ему нужны четкие и понятные установки от родителей, которые в этот возрастной период заменяют ему осознанный самоконтроль. Если взрослый человек не поступает плохо, потому что понимает, что это плохо, то ребенок ― потому что мама сказала, что так делать нельзя.
Общаясь с ребенком, который понимает, что поступил неправильно, не следует излишне его обвинять. Важно помнить, что это ребенок, и в полной мере наказания он не заслуживает. Куда полезнее будет воспользоваться методом гуманистического общения, который заключается в вопросах ребенку о его чувствах и мотивах. Например, в данном случае можно задать такие вопросы: «Ты взял деньги, потому что хотел сладкого и не мог удержаться? Ты сделал это осознавая, что брать чужое нельзя? Ты боялся попросить у меня денег, поэтому взял их сам? Тебе стыдно было признаться, когда ты уже купил сладости?» Главная цель этих вопросов не получение информации, ведь ответы на все эти вопросы сам взрослый в большинстве случаев уже знает. Эти вопросы нужны ребенку. Во-первых, через такие вопросы ребенок получает словесные обозначения тем чувствам и действиям, которые он совершает. В психологии это называется «контейнированием эмоций», т. е. родитель видит эмоции ребенка, упаковывает их в понятную словесную форму и возвращает обратно ребенку. Таким образом, вместо малопонятных импульсов он начинает чувствовать конкретные эмоции, которые может назвать. Во-вторых, в таких вопросах ребенок слышит, что его понимают или пытаются понять. Вместо агрессии в свой адрес он получает диалог, в котором звучит желание установить связь.
В ходе таких разговоров может выясниться, что именно привело к такому поступку. Если ребенок не знал, то следует ему объяснить. Если боялся, то следует дать понять, что если ему что-то надо, то он может прямо попросить это у родителей. К тому же стоит постепенно формировать финансовую грамотность ребенка. Ценность денег понимают далеко не все дети, и какой труд стоит за ними ― тоже. Эти моменты также желательно объяснить. Ведь пока у ребенка нет понимания, что его родители зарабатывают эти деньги, что на эти деньги они покупают ему одежду, еду, игрушки и многое другое, деньги для него ― это просто бумажки, за которые можно получить сладости или другие приятные и доступные удовольствия.
И конечно же, не стоит держать деньги и прочие ценные вещи там, где до них может дотянуться ребенок. Потому что ребенок еще маленький, и возложить на него ответственность всецело пока не получится. Ответственность за испорченное или утраченное ребенком имущество несут родители. И это касается не только чужого имущества, но и своего. Следует озаботиться тем, чтобы ребенок не знал, где хранятся деньги. Тогда соблазна у него будет меньше, а поводов подойти и попросить ― больше.
Что делать, если ребенок семи лет ворует?
Ребенок взял что-то чужое. Это пугает родителей, выбивает из колеи, особенно если узнать о случившемся от «пострадавшей стороны» или тем более от третьих лиц. Как быть в такой ситуации родителю?
Читать далееПриемный ребенок стал воровать. Что делать?
Вопрос читателя: Давно семья взяла себе из дома ребенка малыша. Известно, что биологическая мама малыша — асоциальная женщина, про папу ничего не известно. Растет ребенок в положительной семье: родители не курят, работают, веселые, добрые люди, есть еще один ребенок. Ребенок, о котором идет речь стал совершать грехи, от которых семья в тихом шоке: ворует в...
Читать далееВоровство на всех уровнях. От мелкого до метафизического
Вы думали, что воровство — это когда хитрые злодеи расчетливо умыкают у других людей что-то дорогое и нужное? Вы думали, что воровство — это всегда попытка добыть то, чего не хватает для полного счастья? Придется вас разочаровать. Этот грех гораздо изощренней. Иногда ему вообще не нужно ничего чужого. Потому что главная его добыча — вы сами.
Читать далее