Ребенок не понимает прочитанное. Что делать?

Мой ребенок не может пересказать текст. Вопрос психологу

Мой ребенок учится в начальной школе. Читает целыми словами. Он может прочитать текст, но потом не может пересказать его содержание, ответить на вопросы по нему или даже вспомнить, о чем он был. Переживаю, что из-за этого ему будет сложно в следующих классах. В чем причина? И как можно помочь ребенку?

Здравствуйте!

В процессе чтения задействованы практически все высшие психические функции одновременно. Именно поэтому так важно читать вместе с ребенком и приучать его заниматься этим самостоятельно.

Прежде всего, чтение задействует речь. Неважно, вслух или про себя читает ребенок ― он произносит слова. Можно заметить, что даже при молчаливом чтении рот может немного шевелиться, как бы безмолвно проговаривая текст. Способность читать целыми словами указывает на сформированную способность воспринимать слова как отдельные части текста. Буквы перестают существовать сами по себе ― они объединяются в чувственные образы, в доступные понятия, которые ребенок улавливает целиком. 

Ребенок не понимает прочитанное. Что делать?

«Что будем делать?»

Рецепты осмысленной жизни от журнала «Фома». Материалы о психологии, воспитании детей, межличностных отношениях и отношениях с самим собой — каждый день в нашем уютном Telegram-канале. Подпишитесь, чтобы быть в своей компании:

Кроме речи в чтении задействована память. По самому простому и понятному определению, память ― это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Простое это определение потому, что в нем сразу содержатся основные четыре функции, которые выполняет память. И при нарушении каждой из них с памятью могут возникать проблемы. 

Запечатление информации требует от ребенка способности концентрировать свое внимание на тексте. Логично, что невнимательный читатель вряд ли сможет запомнить что-либо из прочитанного, если он постоянно отвлекался. Как видите, здесь память тесно связана с вниманием, поэтому для решения этой проблемы важно проводить с ребенком занятия по улучшению концентрации. Можно предложить ему называть все предметы определенного цвета, которые находятся в поле зрения. Например, все зеленые: цветок на подоконнике, дерево за окном, учебник по биологии. Можно совмещать это упражнение с развитием абстрактного мышления, и предложить называть всё, что есть в комнате на определенную букву. Например, на букву «П»: потолок, пол, пространство, пенал. Для самостоятельного тестирования уровня внимания ребенка можно использовать «Корректурные пробы» Бурдона и «Таблицы Шульте». Бланки и инструкции находятся в свободном доступе в Интернете. 

Сохранение и воспроизведение информации ― это тоже очень важные функции памяти. И они тесно связаны с процессом мышления. Ведь чтобы сохранить в памяти прочитанный текст, его необходимо понять, систематизировать, выделить в нем главное и метафорически выражаясь «сжать». Когда мы помним какую-либо книгу, мы не помним ее дословно. Можно провести такую аналогию: запоминая маршрут, не обязательно заучивать всю дорогу, достаточно запомнить ключевые точки, а путь между ними выстроится сам собой. Соответственно, когда мы вспоминаем информацию, мы не просто достаем из головы готовую и целостную информацию: мы заново воссоздаем ее по заранее приготовленным ключевым точкам. Трудность с сохранением и воспроизведением информации тесно связана с мышлением. Чтобы помочь ребенку развить способность воспроизводить информацию, можно попросить его рассказать, о чем был мультфильм, который он смотрел. Или попросить описать дорогу от дома до школы. В общем, так или иначе стимулировать у ребенка процесс воссоздания чего-то, что он видел или слышал ранее. А для сохранения информации важно читать или смотреть что-либо совместно с ребенком и акцентировать внимание на ключевых деталях. Очень структурированной является, например, сказка про Колобка. Он встречает разных животных, которые являются ключевыми объектами в сказке. И эти животные расположены не в случайном порядке, а имеют некоторую закономерность. Сначала заяц, потом волк, а после ― медведь. То есть в порядке возрастания размеров. Это можно объяснить ребенку, и ему сразу станет проще запомнить их последовательность. Этот порядок ломает лиса ― и это тоже полезный для мышления трюк. Потому как, с одной стороны, ребенку необходимо понять, по какому принципу Колобок встречал первых животных, а с другой ― что все это закончилось на конкретной хитрой лисице. 

Для тестирования непосредственно памяти можно также использовать методику «Заучивание 10 слов», автором которой является отечественный психолог А. Р. Лурия. Кроме тестирования, эту методику можно применять и как развивающее упражнение. Суть его простая: ребенку зачитывается десять слов, а он должен их повторить. Подробные инструкции по проведению и обработке результатов данной методики также есть в Интернете. 

Крайне важно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка. Зона потенциального развития ― это то, что он не может сделать даже с помощью взрослого. Такие занятия ему не по возрасту и вместо развития только пугают его и заставляют считать себя глупым. Зона актуального развития ― это, что он с легкостью может делать сам. Тут развития тоже не происходит, потому что эти занятия не требуют умственного напряжения. В зоне ближайшего развития ребенок занимается тем, что пока не может делать самостоятельно, но может при помощи взрослого. Этим взрослым являетесь вы ― родитель. Поэтому любые упражнения на развитие психических функций вы должны проделывать совместно. Там, где он будет испытывать затруднения, вы будете подталкивать к правильному ответу, тем самым помогая ему продвигаться дальше. 

Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

 decoding=

Есть понятие «смотреть», и есть понятие «видеть». Есть понятие «читать», и есть — «считывать», то есть понимать то, что ты читаешь. Как научить ребенка понимать прочитанный текст? Об этом — наш материал.

Читать далее

Четыре способа освоить родную речь, чтобы понимать других

 decoding=

Размышляет Виталий Каплан, редактор журнала «Фома», писатель и руководитель детских литературных студий.

Читать далее

Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?

 decoding=

Почем одни дети любят читать, а другие нет? Как хронические заболевания и клиповое мышление влияют на способность к чтению? Почему конкуренция и запрет подходить к книжному шкафу могут помочь привить любовь к книге? Об этом, многом другом и личном опыте рассказала писательница, журналист и мама двоих детей Ника Батхен.

Читать далее
0
1
Сохранить
Поделиться: