Почему одни дети любят читать, а другие нет? Как хронические заболевания и клиповое мышление влияют на способность к чтению? Почему конкуренция и запрет подходить к книжному шкафу могут помочь привить любовь к книге? Об этом, многом другом и личном опыте рассказала писательница, журналист и мама двоих детей Ника Батхен.

Книжные дети

Армия мальчиков и девочек, категорически отказывающихся читать что-то кроме новостей на страничке ВК — кошмар современных родителей. Но проблема, как вы понимаете, не нова.

На необразованность и тотальное невежество подрастающего поколения жаловались ещё древнегреческие философы. Наверняка юные эллины всего лишь предпочитали Аристофана Гомеру, но классикам этого хватало. У поколения «перестроечных» родителей, выходцев из интеллигентных семей поводы посерьезней — в какой-то момент выясняется, что с ребенком невозможно говорить. Он не ловит цитат — ни про маааленькие бифштексы или «можно я лягу», ни про «в белом плаще с кровавым подбоем» или «осетрина бывает только одной свежести» ни даже банальное «пилите, Шура, они золотые». Чадо просто находится в другом культурном контексте, говорит на другом языке и жонглирует смыслами, совершенно непонятными взрослым — «паблик», «манга», «кавай». И цитаты у него — варварские!

Кто бы спорил, наши мамы и папы тоже брезгливо морщились от наших кумиров, не понимая, что хорошего в Карлосе Кастанеде или Дж. Р. Р. Толкиене... Но здесь, увы, мы наблюдаем не только обесценивание классической литературы вообще и книг в частности, не просто отказ от покрытых пылью и плесенью «взрослых» ценностей. Многие дети, особенно те, кто не вылезает из игрушек и соцсетей становятся в принципе неспособны воспринять большой, серьёзный и сложный текст, переварить значительный объем информации, оценить красоту слога и мастерство автора, уловить ход интриги или изящество литературной шутки. Они теряют классический русский язык — не только «днесь» и «ижде», не только Державин и Карамзин, но и Бунин, Булгаков или Лесков оказываются недоступны для понимания. Почему так происходит, отчего дети отказываются от книг?

Причин стать «нечитайкой» довольно много:

Проблемы с глазами. У ребенка не диагностированное или не скомпенсированное очками нарушение зрения, боли и резь в глазных яблоках из-за какого-то заболевания, неправильно подобранной оптики или линз. Ему физически трудно читать.

• Минимальные органические нарушения мозговой деятельности. Следствие тяжелой беременности, тяжелого кесарева, асфиксии в родах, кровоизлияний в мозг в период новорожденности, реже — травм головы. Абсолютно психически и интеллектуально сохранный ребенок оказывается не в состоянии запомнить больше нескольких печатных фраз подряд, больше 5-6 минут провести за чтением, сконцентрироваться на получаемой информации.

Хронические заболевания, нарушающие дыхание, кислородный обмен, усвоение пищи и т. д., ослабляющие ребенка. Даже застарелый кариес может сказаться на работоспособности мозга, не говоря о гастрите, зобе или гайморите.

Дислексия, СДВГ и другие нарушения внимания, поведения и восприятия. Ребенку тяжело или даже в принципе невозможно сосредоточиться на чтении.

Гормональная буря. В какой-то момент пубертат буквально «отключает мозг» ребенку, девочка или мальчик, ещё недавно бывшие внимательными и послушными умницами, превращаются в неуправляемых монстров на 1-3 года. К счастью, это проходит.

Смена приоритетов. Чтение становится непрестижным занятием «для ботанов», куда «круче» пройти уровень в игре или запостить новенькое селфи на страничке. Значимость книг и писателей падает.

Навязанное чтение. Ребенка заставляют читать с 4-5 лет, читать то, что ему неинтересно, из-под палки, при этом ругают, попрекают, унижают и не слушают — даже добившись результата и прочитав книжку, сын или дочь скорее всего не получат поощрения.

Непонимание текста. Ребенок не способен воспринять архаичный язык книг (дореволюционных или советских), он не знает, что такое «ЦК КПСС», «пионерлагерь», «буржуи», «верстак», «гуттаперчевый» или «оскоромиться». А чувствовать себя дураком, лазая в словарик за каждым словом, тоже не особенно интересно.

Протестное поведение. Мальчик или девочка отказываются читать назло родителю, с которым конфликтуют, например. Или протестуют таким образом против развода, переезда, рождения младшего ребенка и т. д.

Клиповое мышление. Прямое следствие соцсетей и компьютерных игр без ограничений с дошкольного возраста. Ребенок привыкает быстро обрабатывать избыточную информацию, поданную маленькими кусочками — предложениями, абзацами. Даже страница текста, не говоря о романе для него — большая нагрузка.

Не-визуальная система восприятия. Ребенку настолько важнее получать информацию через слух, прикосновение, запах и т. д., что читать для него так же трудно, как для визуала — учиться «с голоса».

Усталость. Ребенок настолько плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, что на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени.

Невозможность уединиться. Ребенок, как ни удивительно, любит читать, но ему негде остаться наедине с книгой, погрузиться в мир произведения, а глотать тексты наспех — не нравится.

Неправильный подбор книг. Ребенку предлагают не те книги, которые ему интересны, могли бы привлечь. Он считает, что чтение скучное занятие исключительно потому что до сих пор не нашел свою полку в библиотеке.

Замедленное развитие. Мальчик или девочка взрослеют и созревают медленней своих сверстников. Если разница — год-три и есть серьёзные поводы (травма, наркоз, тяжелая продолжительная болезнь, сильный стресс, депривация, переезд со сменой языка) — порой достаточно подождать, пока сын или дочь дорастут до книг.

Не любит читать. Просто не любит, как другие не любят слушать музыку, ходить в театр, или заниматься спортом. Возможно получится приохотить, возможно придется ограничиться минимально необходимым литературным багажом.

Естественно, здесь перечислены не все причины, у вашего ребенка может быть своя собственная — например, он ассоциирует книгу с болезнью или больницей, был сильно напуган во время чтения, атакован домашним животным, получил тяжелое известие и т. д. И конечно же, до 8-9 лет говорить о «нелюбви» к чтению рано — навык ещё недостаточно сформирован, мозг не созрел.

Причины и следствия

Прежде чем решать проблему, внимательно понаблюдайте за ребенком неделю-другую, проверьте какие-то вещи в игре, «на спор» или в шутку. Как он\а себя чувствует, крепко ли спит, насколько быстро устает, насколько хорошо и свободно дышит, нет ли постоянных источников воспаления или боли. Насколько хорошо он видит, не устают ли у него глаза. Насколько хорошо читает, вслух и про себя. Насколько понимает и помнит прочитанное через несколько часов или дней. Способен ли он вообще самостоятельно сосредоточиться на какой-то деятельности (гаджеты и телевизор не в счет) больше чем на полчаса, не отвлекаясь? Читает ли самостоятельно хоть что-то — журналы, комиксы, анекдоты, техническую литературу? Как он лучше получает и усваивает информацию — с голоса, с экрана, с «бумаги»? Что ему интересно, что увлекает?

Отдельное внимание уделите учебе — если ваш «нечитайка» отличник, схватывающий знания на лету — скорее всего нелюбовь к чтению имеет психологическую природу. Если же проблемы возникают и в школе, послушайте, что говорят учителя, на что они жалуются — на невнимательность, излишнюю активность, трудности с получением или обработкой информации?

Поговорите с ребенком откровенно и без критики. Спросите, почему ему не нравится читать, не тяжело ли, что он чувствует при чтении, нет ли каких-то сложностей, о которых родители ещё не знают. Понаблюдайте за реакцией — это тоже ответ на вопрос.

Вспомните, были ли у ребенка психотравмирующие поводы отказаться от книг, особенно если он резко перестал читать. Посчитайте, сколько раз в течение дня вы ругаете и упрекаете его за то, что он не читает, заставляете его взять что-нибудь из библиотеки и т. д. (ессно если вы это делаете).

По итогам, станет ясно — требуется ли дополнительная помощь медиков или психологов. Проблемы со здоровьем можно решить или компенсировать, душевные травмы — разобрать и вылечить, нагрузку — снизить и т. д. Возможно сын превратится в «читайку» получив в подарок роскошный том фэнтези или энциклопедию футбола, а дочь засядет за книжки в своей собственной комнате.

В любом случае стоит вылечить аденоиды, хронический ринит, кариес, убедиться, что нет мигреней, хронических болей, о которых ребенок молчит, чтобы не расстраивать папу с мамой. Проверьте зрение и слух — проблемы с глазами иногда надвигаются исподтишка. Поговорите с педиатром — возможно он направит вас на энцефалограмму или другое обследование. Если корень неприятностей — невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание — нужен психолог.

Удостоверьтесь, что ребенок может спокойно спать 8-9 часов в проветриваемой спальне, его не отвлекают братья, сестры или телевизор в гостиной.

Посоветуйтесь с врачом и подберите курс витаминов. Не помешают и препараты жень-шеня (спокойным детям) или другие мягкие стимуляторы, помогающие справиться со стрессами и хронической усталостью.

Иногда достаточно снять лишние нагрузки, чтобы развитие ребенка скакнуло вперед. Но могут понадобиться и более серьёзные усилия.

Ловись, ловись, книжка!

18 рекомендаций — как приохотить ребенка к чтению:

Чтобы приохотить ребенка к чтению нужна читающая семья и читающая среда. Книга должна ассоциироваться с любовью и заботой, удовольствием и принятием, престижем и социальным статусом, дружеством и интересом. Хорошая библиотека убеждает лучше самых правильных слов.

Раз и навсегда прекратите ругать и стыдить ребенка за то, что он не читает, не знает или не понимает. Ни в коем случае не сажайте за книгу из-под палки, не заставляйте читать даже программные произведения — на несколько месяцев или даже год отпустите ситуацию вообще. Максимум (если это практикуется в семье) назначьте умеренную, но весомую премию за прочтение и пересказ содержания конкретных книг — деньги, дополнительное время у гаджета, поход в кино, зоопарк и т. д.

Выключите телевизор. Или хотя бы ограничьте «голубой экран», интернет, плейстешен и игрушки в телефоне 1-2 часами в день — пусть у ребенка появится свободное время и свободная голова для чтения.

Читайте сами, на глазах и на слуху у ребенка — пусть книги лежат на тумбочке у вашей кровати, на рабочем столе, в городском рюкзаке, светятся в телефоне. Обсуждайте прочитанное с мужем, мамой, друзьями или соседями. Увлеченно рассказывайте о любимых литературных героях и судьбах книг, об их месте в вашей жизни, вспоминайте истории из вашего школьного детства — дети обожают слушать «как мама и папа были маленькими».

Поощряйте рассказы ребенка о прочитанном, внимательно выслушивайте их, задавайте вопросы. Хвалите и благодарите. Позволяйте ему самостоятельно формировать круг чтения, каким бы странным он вам ни казался. Обеспечьте максимально возможно широкий доступ к литературе, запишите ребенка в библиотеку и покажите, как искать тексты онлайн в общедоступных источниках.

Объясняйте, зачем нужны книги. Почему человек читающий имеет преимущество перед тем, кто берет информацию из телевизора, каким образом чтение развивает и шлифует ум. Как оно пригодится при выборе и получении образования, принятии самостоятельных решений.

Читайте вместе. Если домашние не возражают, устраивайте по выходным сеансы семейного чтения, как было принято в интеллигентных домах до революции. Закончили рассказ или главу романа — и тут же обсудили, перемыли косточки и героям, и автору.

Читайте перед сном. Пусть несколько страниц какой-нибудь увлекательной и доброй истории — приключений Буратино, Суок, Муми-троллей или хоббита с компанией — сблизят вас с ребенком, станут способом выразить любовь.

Устраивайте увлекательные и торжественные походы в книжный магазин, завершая их в кафе или на игровой площадке, покупайте ребенку небольшие сувениры, обсуждайте обложки и содержание книг, которые его интересуют, вместе рассматривайте издания.

Непедагогично, но эффективно действует конкуренция — со старшим или младшим читающим сиблингом, кузенами, одноклассниками и т. д. — ненавязчиво, но активно общайтесь с ними на глазах у «нечитайки», говорите о книгах — прочитанных и тех, которые планируете прочитать, хвалите за эрудицию.

Постарайтесь, чтобы у ребенка было читающее окружение, круг общения, где говорят о книгах и любят их. Кружок при музее или библиотеке, компания «олимпиадников», сильный класс — возможно ваш «нечитайка» потянется за сверстниками.

Может сработать игровой формат — например, семейная литературная викторина ко дню рождения или празднику; игра в цитаты — откуда взята та или иная фраза, ассоциация, персонаж (начинайте с тех цитат, которые точно известны ребенку). Предложите ему нарисовать картину, сделать поделку, написать эссе на какой-нибудь конкурс, посвященный Пушкину, Грину и т. д. и заодно ознакомиться с тематическим произведением.

Подбрасывайте на видное место книги, которые на ваш взгляд могли бы быть интересны ребенку. На первое время сойдут и популярные фэнтези-сериалы и постап и истории про Братц и Смешариков, и детские журналы и комиксы и художественные альбомы и учебники и вообще все что угодно, кроме откровенной пошлятины. Скромный автор этой статьи всю жизнь будет помнить прочитанный в 8 лет дореволюционный учебник педиатрии с картинками...

Сыграйте на стремлении выделиться. Модные книги — по фильмам и сериалам, которые уже вышли или вот-вот выйдут, с популярными у подростков героями, «культовые» и т. д. — могут быть редкой мерзостью на ваш хорошо воспитанный вкус. Но сын или дочь прочтут их — чтобы похвастать в классе:)

Если ребенок любит нарушать запреты — ка-те-го-ри-чес-ки запретите ему подходить к книжному шкафу и брать оттуда книги, особенно ту, ту и воон ту с верхней полки. На подростка может и не сработать, но лет до 13 — действует фантастически.

Если проблема в небольшом словарном запасе — в СССР выходило несколько замечательных книг по филологии для детей — то же «Слово о словах». Прочтите их вместе с ребенком поглавно, обсудите, заведите игру — что значит то или иное редкое слово, откуда оно взялось, как меняло значения. В запущенных случаях и в семьях билингв можно воспользоваться и помощью сайтов, где иностранцы изучают русский.

Если тяжело воспринимаются крупные и сложные тексты — начните с микрорассказов, юморесок, басен, читайте поглавно, по страничке. Главное, чтобы прогресс шел и «нечитайка» его видел.

Если ребенок тяжело воспринимает информацию «с листа» — попробуйте аудиокниги. Да, это более легкий, «халявный» способ вложить в сына или дочь нужные знания. Но лучше, чем ничего.

Если категорически неинтересна художественная литература — пусть читает о своих драгоценных автомобилях, космических кораблях, собаках или моделях, листает журналы, копается в справочниках. Вдруг однажды количество перейдет в качество?

Экспериментируйте, ищите, пробуйте — у каждого «нечитайки» есть ключик к книжному шкафу, надо только его подобрать.

Мои дети

Поделюсь своим опытом — у меня, как вы возможно знаете, две дочки 11 и 13 лет.

Старшая — книжница от рождения, книги были любимой игрушкой с младенчества, в 4 она начала читать сама и до сих пор поглощает том за томом с завидным аппетитом. Остается лишь подбрасывать книжки — домашняя библиотека освоена уже почти вся.

Младшая — изначально абсолютная «нечитайка». Кесарево, гипоксия, следствие — слабая память. Плюс кинестетик, приоритетное восприятие информации «через пальцы». Плюс активность на грани гиперактивнсти. Чтение освоила в 7 лет, после того, как её научили складывать буквы в слова на карточках и писать на клавиатуре. Большие объемы текста берет с трудом, читает медленно. Плюс к тому лет до 10 — протестное отношение к книгам.

Что я делала?

Читала им обеим перед сном, лет до 9 старшей. Находила интересные младшей сказки (Остера, Янссон) и договаривалась, что прочту очередную главу после того, как младшая сама осилит пару предложений. Обратила внимание, что девочка здорово рифмует, стала ежедневно читать и учить с ней стихи — Юнну Мориц, Овсея Дриза, потом Ахматову, Цветаеву, Бродского. Познакомила её с несколькими «живыми писателями», подписавшими для деточки книжки. Постоянно обсуждала книги и литературу со старшей дочерью, корректировала её список чтения, давала советы. Покупала самые разные детские книги — художественные, научно-популярные, «девочковые», энциклопедии и пособия. Ходила с ней в книжный, предоставляя ей право выбора книжки. Клала в карман свое негодование, когда деточка категорически отказывалась читать предложенную книжку или отзывалась о прочитанном с невыразимо ядовитым сарказмом. Давала деньги — довольно существенные — за прочитанные и пересказанные книги, которые считала для неё полезными. Отправила в театральную студию, где пришлось и читать, и учить роли.

Лед тронулся на «Голодных играх». Я купила покетбук для себя, на втором прочтении забыла в туалете, деточка утащила книгу, грызла неделю и пришла в полнейший восторг. Распробовала:)

Что я имею сейчас?

Деточка добровольно и с энтузиазмом прочла около полутора сотен книг — для 11летки позорно мало, для «нечитайки» ИМХО очень неплохо. Охотно читает сказки — классическое «Сквозь волшебное кольцо», цыганские, молдавские и т. д. Обожает Остера, Мориц, Сетон-Томпсона, короткие рассказы «дедушки Логинова». Кое-как осилила «Хоббита». С видимым удовольствием декламирует в т. ч. на память Ахматову, есть любимые стихи. Из последних прочитанных с интересом — «Человек-Амфибия», просит ещё Беляева. И намекает, что читать ей нечего! Надеюсь, продолжит в том же духе.

...И напоследок учтите — мнение ребенка о литературе, его выбор, вкусы и пристрастия могут абсолютно не совпадать с вашими. И это его право — он не вы. Даже если вас тошнит от очередного «Сталкера» или розовых сказок Чарской, вы не понимаете, что интересного в жизни и «подвигах» акул, справочнике по минералогии или новомодной вампирской саге — пусть ребенок читает то, что ему по нраву. Вкусы могут и измениться, а привычка к чтению сохранится. Чего вы, собственно и добивались:)

Фото www. flickr. com, Donnie Ray Jones, фрагмент

Читайте также:

Виталий Каплан. Нечитающие дети: компьютер ли виноват?

Виталий Каплан. Кривая речь: Почему дети плохо говорят и что с этим делать

Ирина Лукьянова. Чтение для детей — секрет успеха

Митрополит Меркурий. Зачем школьникам Евангелие?

4
0
Сохранить
Поделиться: