Бывает так, что одноклассники не замечают ребенка: не играют с ним, не принимают в компании и команды, обращаются к нему лишь по бытовым поводам и то редко. Это не похоже на классический буллинг: не издеваются, не пакостят, не бьют. Просто он — пустое место.
Почему так происходит и как в подобных случаях действовать родителям? Рассказывает детский психолог Марина Решетникова.
Это все равно буллинг!
Если ребенка игнорируют сверстники, причем речь идет не о разовых случаях, а о системе, то это все равно буллинг! Даже если на классический буллинг ситуация не похожа, то есть нет явного физического или психологического насилия. Но буллинг — понятие широкое, оно обязательно включает в себя агрессию, хотя не всегда в активной форме. Суть его в том, что у ребенка сложились со сверстниками нездоровые отношения и ребенок от этого страдает.
В любом случае здесь налицо конфликт между ребенком и детским коллективом. Что такое конфликт? Это разность интересов, взглядов. Ребенок хочет, чтобы ему уделяли внимание, а одноклассники не уделяют. Хочет, чтобы с ним общались на равных, принимали в игры, в компании — а не принимают.
Любой конфликт должен так или иначе разрешиться — либо путем споров, ссор, либо, что гораздо лучше, путем договоренностей, путем урегулирования интересов. Именно этим в подобных ситуациях должны заниматься родители и учителя.
И вот что важно: ситуация, когда остальные дети в упор не замечают этого ребенка, чревата перерастанием в более жесткие формы буллинга, уже с явными проявлениями насилия. И не факт, что по отношению только к этому ребенку.
Дело вот в чем: активные дети, неформальные лидеры воспринимают зажатых одиночек как тех, кто не станет возражать против любых выходок. А значит, с ними можно не считаться. Это можно называть «соглашательский электорат». То есть с их стороны не будет никаких препятствий к тому, чтобы кого-то доводить, если вдруг захочется.
Кроме того, если никто в классе не замечает, как тяжело переживают игнорируемые дети свое отчуждение, то в такой атмосфере черствости и безразличия возникают предпосылки к явной, классической травле. Поэтому такое игнорирование, пусть даже и непреднамеренное, для педагогов должно стать тревожным сигналом: обстановка в классе нездоровая, надо действовать!
И сразу скажу: родители, которые думают, что обращаться к классному руководителю нужно только в случае явной травли, ошибаются! Они могут думать: «Ну что я скажу учительнице? Что с моей Леной дети не дружат и не общаются? Как будто они обязаны дружить и общаться? Учительница ответит, что ничего же недопустимого не происходит!»
Так вот, это серьезное заблуждение. Классный руководитель должен быть в курсе всего, что происходит в его классе. Не поставить его в известность — значит потерять драгоценное время и довести ситуацию до гораздо худшей стадии.
Кто виноват?
Это классический вопрос, который в подобных случаях терзает родителей. То ли они чего-то ребенку недодали, недовоспитали, то ли у него какие-то личностные особенности и он сам виноват, что к нему так относятся, то ли виноваты одноклассники — ну вот такие нечуткие попались, то ли учителя, что не уследили за атмосферой в классе.
В причинах отчуждения разобраться, конечно, надо, однако все же не стоит делать акцент на выявление чьей-то вины. Но если уж говорить о причинах, то они могут быть такими:
1. Ребенок оказался новичком в уже сложившемся коллективе
Чаще всего — перешел в другую школу, реже — в другой класс в той же школе, в той же параллели. То, что дети его первое время не замечают, это нормально, это адаптивная ситуация. На самом деле к нему просто присматриваются, и он к детям присматривается. В таких случаях не стоит переживать и вмешиваться, но следует оказывать ребенку моральную поддержку в семье. Тогда постепенно проблема решится.
2. Предшествующий травматичный опыт
Как и в первом случае, ребенок в этом коллективе новичок, но в прежнем коллективе у него был травматичный опыт, и, придя в новую школу, он вольно или невольно будет ожидать и бояться повторения прежних ситуаций. Он будет опасаться травли и потому зажиматься, неадекватно реагировать на какие-то шутки и подначки, вполне обычные в любом детском сообществе — и потому другие дети тоже могут начать относиться к нему настороженно.
3. Неформальным лидерам в классе понадобилась жертва для самоутверждения
Ребенок давно учится в этом классе, он не новичок, и ситуация отчуждения тянется уже долго. И это может быть установившееся игнорирование, то есть разновидность буллинга. Особенно часто такое бывает в классах, где большинство составляют девочки. Обычно задают тон одна-две девочки, неформальные лидеры, от них и исходит «демонстративное исключение». Если в мальчишеских коллективах отношения выясняют на кулаках, то в девчоночьих — вот так, без явного физического насилия. А чтобы понять, тот ли это случай, нужно обратить внимание на позицию ребенка. Кто он? Этакий «потеряшка», который со всем соглашается? Или он пытался противостоять позициям неформальных лидеров, и его таким образом «затыкают», демонстративно игнорируют.
4. Личностные особенности самого ребенка.
Особенно если он замкнутый, интроверт, испытывающий трудности в общении не только в своем классе, но и в других детских коллективах. Но и в этом случае родителям не следует махать рукой: мол, ну раз уж он такой, то ничего и не поделаешь. Нет, делать надо. Раз уж есть конфликт ребенка с классом, этот конфликт необходимо решать.
А вдруг это не игнор?
Родителям, прежде чем действовать, надо убедиться, что проблема действительно есть. А она не всегда есть. Иногда ребенку только кажется, что его игнорируют в классе, на самом же деле там ситуация вполне нормальная.
Но уже сам факт, что ребенку так кажется, говорит о наличии проблемы — просто, быть может, другой проблемы. Один пример я уже привела — когда ребенок с незалеченной травмой, с печальным опытом в прежней школе переходит в новую, вполне, может быть, нормальную. Но незалеченная травма мешает ему адекватно общаться с новыми одноклассниками и создает ситуацию отчуждения. То есть проблема — именно в этом, в незалеченной травме. Родители понадеялись, что в новой школе все автоматически наладится, но не учли, что сначала нужно уделить внимание уже имеющейся психологической травме.
Другой пример — когда проблема в семье, во взаимоотношениях родителей, когда там напряженная атмосфера. Ребенок говорит, что его обижают (или не замечают) в классе, а на самом деле это его попытка обратить на себя родительское внимание, отвлечь их от постоянного выяснения отношений. Его жалобы — это на самом деле сигнал: перестаньте ссориться.
Есть такое понятие: школьный синдром. Это когда дети бессознательно не хотят идти в школу, и у них то голова начинает болеть, то живот, то кровь идет из носа, то температура подскакивает. Так вот, причины школьного синдрома могут быть в школьной ситуации, а могут — в ситуации домашней. Тут в каждом случае нужно детально разбираться.
Иными словами, важно даже не то, как реально одноклассники относятся к ребенку, а то, как он это субъективно воспринимает, насколько его это травмирует. Потому что сам он с таким дискомфортом справиться не сможет.
Чего НЕ делать
Прежде чем давать практические рекомендации родителям, скажу о типичных ошибках, которые бывают в случае, когда родители пытаются решить проблему отчуждения.
1. Нельзя выяснять непосредственно с одноклассникам ребенка почему они так относятся к нему
Это и неэтично, и может вызвать серьезные конфликты с их родителями, со школьными педагогами. А иногда могут возникнуть и проблемы с законом (например, родители этих детей могут возмутиться и написать заявление в полицию).
2. Нельзя насильно заставлять ребенка ходить в школу
Если он активно не хочет, нельзя принуждать. Особенно если уже есть ярко выраженный школьный синдром. Он же все равно до школы не дойдет.
3. Нельзя ругать ребенка и говорить ему, что он сам виноват в том, что другие дети его игнорируют
Ребенку нужны сейчас не наставления, а родительская поддержка, нужно говорить: ты хороший, у тебя множество достоинств! Дети, оказавшиеся в ситуации школьного игнора, при разговорах с психологами почти всегда отмечают, что больше всего им помогала родительская поддержка — их не ругали, а, наоборот, отмечали их сильные стороны.
4. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, которые успешно преодолели подобные ситуации
«Вот, ты за себя постоять не можешь, а Саша может дать отпор!», «Вот, с Васей тоже не разговаривали, но он справился, а ты нюни распускаешь!» Такие сравнения приносят лишь вред, занижают самооценку ребенка, а кроме того, вызывают негативные чувства по отношению к «образцам для подражания».
5. Нельзя осуждать одноклассников ребенка
Мол, они тупые, неразвитые, они недостойны тебя! Тем самым мы отрезаем ребенку пути к нормализации отношений в этом коллективе. Фокусироваться нужно не на недостатках одноклассников, а на причинах происходящего и на способах улучшить ситуацию. Не «они все плохие», а «давай подумаем, что мы можем тут сделать».
Что делать
Теперь о том, что же надо делать.
1. Сперва следует обстоятельно поговорить с ребенком
Но далеко не всегда дети охотно идут на такие разговоры — боятся нагружать родителей своими проблемами. Поэтому тут нужно проявить инициативу, не превращая, однако, разговор в допрос. Надо смотреть на ребенка, насколько он готов открыться. Не всегда это получается с первого раза. В моей практике бывали случаи, когда дети отказывались говорить, закрывались в своей комнате, и родителям приходилось общаться с ними через дверь.
Тут ни в коем случае нельзя обижаться на ребенка. Он ведь, сам того, скорее всего, не осознавая, дает родителям понять, насколько тяжело ему быть отверженным. Ему тяжело, когда его отвергают, он злится — и потому сам начинает отвергать тех, до кого может дотянуться, то есть маму с папой. И если они отвечают: «хорошо, давай я приду позже, когда ты захочешь говорить», тогда ребенок получает пример, как взрослый человек справляется с игнором. А значит, понимает, что преодолеть игнор можно. Что получилось у его родителей в отношениях с ним, то может получиться и у него самого в отношениях с одноклассниками.
Как выстраивать такой разговор? Я думаю, не нужно заранее разрабатывать какой-то четкий план. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь, чувствовал их искреннюю заинтересованность в том, чтобы справиться с этой проблемой, чувствовал в них решимость действовать. Ведь цель разговора — не только получить информацию, но и дать ребенку ощущение родительской поддержки.
Еще очень важный момент в таком разговоре — обсудить с ребенком, есть ли в школе люди, общением с которыми он дорожит. Не одноклассники, которые его не замечают, а, может, ребята из параллельных классов, а может, из старших или младших. Или это даже может быть любимый учитель, на уроки к которому ребенок идет с удовольствием. То есть надо понять, ради кого все-таки стоило бы ходить в школу.
2. Пообщаться со школьными педагогами
Возможно, сперва — с учителями-предметниками, а уже потом с классным руководителем. Бывает ведь так, что классный руководитель далеко не самый сильный педагог в этой школе, но там есть мудрые опытные учителя, с которыми сперва стоит посоветоваться, а потом уже идти к классному руководителю. В тех школах, где есть школьные психологи, можно и нужно сходить к ним тоже. Но в любом случае придется затем идти к классному руководителю.
Тут у родителей могут возникнуть психологические трудности. Некоторые из них, даже давно окончив школу, неосознанно боятся учителей, и когда приходят уже в качестве родителей в эти стены, невольно начинают воспринимать себя учениками. Особенно если общаться им предстоит с учителем жестким, авторитарного склада. И вот это нежелание обращаться к классному руководителю зачастую принимает форму страхов: а не станет ли только хуже, если я к нему пойду? а что он может сделать, если это не явный буллинг? а вдруг после его неуклюжих попыток образумить детей как раз и начнется настоящая травля?
Надо трезво понимать, что такие мысли маскируют желание не напрягаться. Но это детская позиция — спрятаться от проблем в «домике». Взрослый человек, папа или мама, как правило владеет собой и защищает интересы своего ребенка. Между прочим, дети чутко улавливают не только слова, но и настроение взрослых, и если замечают в родителях вот этот страх идти в школу разбираться, то делают вывод, что мама с папой неспособны их защитить. А это само по себе становится травмой для ребенка.
Кстати, при прочих равных условиях лучше идти не маме, а папе. Во-первых, потому что ребенок «по умолчанию» видит в нем защитника, «тяжелую артиллерию», и то, что решать вопрос пошел именно папа, ребенка поддержит в большей степени. Во-вторых, в общении со школьными педагогами мужчины зачастую бывают более убедительны. Разумеется, есть масса исключений, но я говорю об общем случае.
Следует учитывать, что ребенок может поначалу воспротивиться тому, чтобы кто-то из родителей шел к классному руководителю. Он интуитивно боится этого, не верит, будто классный руководитель способен сделать что-то реальное. В таком случае можно предложить такое решение: «Хорошо, давай пока это отложим, попробуем сделать то-то и то-то, но если не будет результатов, мне все-таки придется сходить к Елене Ивановне». То есть у ребенка появляется время свыкнуться с этой мыслью, настроиться на то, что родители все же пойдут в школу.
А что может сделать классный руководитель? Прежде всего он может и должен сделать тайное явным. То есть обсудить ситуацию с детьми (либо на классном часе, либо в каком-то ином формате, возможно, с помощью школьного психолога). Но суть в том, что дети должны получить взрослую оценку происходящего в классе, должны понять, что так относиться к людям нельзя. Также классный руководитель может обсудить это с родителями на родительском собрании. Порой это имеет смысл.
Между прочим, иногда в таком игнорировании ребенка виноват кто-то из учителей. Не обязательно по злой воле — чаще случайно. Неудачно пошутил, язвительно прокомментировал что-то, связанное с этим учеником, а дети подхватывают, вступают в молчаливый сговор. Но классный руководитель, узнав о ситуации, может сделать так, чтобы дети увидели: их сговор раскрыт, и взрослые не допустят, чтобы он продолжал действовать.
3. Очень хорошим подспорьем в такой ситуации будет внешкольный детский коллектив, где ребенку комфортно
Там он чувствует свою востребованность, там у него есть друзья, приятели, там он не испытывает проблем в общении с другими детьми. Это может быть какой-то кружок, студия, клуб, спортивная секция и так далее. Имея позитивный опыт общения со сверстниками, гораздо легче будет наладить отношения и в классе. К тому же такой опыт общения помогает ребенку справиться с комплексом неполноценности, с убеждением, будто он не такой, как все, неправильный, скучный, и оттого, мол, в классе его не замечают. Нет, хороший детский коллектив позволит ему раскрыть свои способности и увидеть свои человеческие достоинства.
Однако не стоит думать, что такой коллектив — это панацея, это полное решение проблемы. Конечно же, нет! Конфликт в классе никуда не делся, ребенок, как бы хорошо ни было ему в кружке или студии, все равно будет страдать в школе. Причем, в отличие от клуба или студии, в школу-то он ходит каждый день, времени проводит там куда больше. Поэтому внешкольный коллектив — подспорье, но не более того. Основную проблему все равно придется решать.
4. Иногда стоит обратиться за помощью к психологу
Причем тут возможны два варианта. В первом из них родители водят ребенка к психологу часто, этот психолог хорошо знает и его, и их самих. В таком случае лучше сперва поговорить с психологом без ребенка. Возможно, он заметит, что дело во внутрисемейных отношениях, что психологическая помощь в первую очередь нужна самим родителям.
Второй вариант — когда родители ранее никогда к психологу не обращались, возможно, в силу каких-то предубеждений. Здесь критерий такой: если родители никак не могут сами наладить контакт с ребенком, пробуют и так, и этак, и все бесполезно, причем это долго тянется (например, уже месяц) — вот тогда нужно сходить к психологу. Причем, как и в первом случае, сперва самим, без ребенка, а потом уже с ним. Очень может быть, что психолог заметит что-то совсем неочевидное для родителей, и выполнение его рекомендаций поможет наладить отношения с ребенком. А тогда уже ему можно будет помочь в его школьной ситуации.
В некоторых случаях ситуация с ребенком может быть и более сложной. Особенно в подростковом возрасте — там есть опасность клинической депрессии. Опасные симптомы: ребенок не выходит из своей комнаты, похудел или пополнел, перестал за собой следить, стал неряшливым (а раньше таким не был), начались нарушения сна. Вот тут, возможно, ребенку потребуется уже помощь не только психолога, но и психиатра, который назначит медикаментозное лечение.
Кстати сказать, школьный синдром — это тоже проявление депрессии и повод обратиться к психологу, но сам по себе он не настолько критичен, как клиническая депрессия. А вот перечисленные выше симптомы — это уже не просто тревожный звоночек, это звук сирены.
5. Переход на семейное обучение
В некоторых случаях ребенка следует забрать из этой школы и либо перевести в другую, с маленькими классами, либо перейти на семейное обучение. Особенно это необходимо в ситуации, когда в прежней школе у ребенка возникла серьезная психологическая травма и он временно неспособен учиться в другой, ему необходим какой-то период, чтобы прийти в себя, чтобы имеющуюся травму не усугублять, а проработать с помощью психолога. В таком случае ребенку особенно полезен будет хороший внешкольный детский коллектив — там он будет удовлетворять свою потребность в социальных контактах, а учиться сможет либо самостоятельно с помощью родителей, либо в онлайн-школах — такие есть и дают хорошие знания. Конечно, переход на семейное обучение — шаг ответственный, тут все следует продумать.
* * *
Закончу тем, с чего начала: когда ребенка игнорируют в классе — это серьезная проблема, ее нельзя пускать на самотек. Как именно ее решать — зависит от конкретной ситуации, но решать надо. Причем не только ради ребенка-«жертвы», но и ради тех детей, которые его игнорируют. Потому что они тоже жертвы ситуации, которая им самим причиняет вред. Даже если ни сами такие дети, ни их родители этого не признают, тем не менее им тоже нужна помощь.
Подготовил Виталий Каплан