РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ

Начало. (Продолжение см. в №№ 2 (46), 3 (47), 4 (48), 5 (49), 6 (50), 7 (51), 8 (52) за 2007 г.)

 

Читателям журнала “Фома”!

 

Серия публикаций, которую начинает журнал “Фома” в рамках совместного проекта с Институтом общественного проектирования, продолжает работу по проекту “Стратификация современного российского общества”, которому наш Институт посвятил последние два года.

Российское общество сегодня окружено множеством мифов, укоренившихся в нашем медиа-пространстве и в сознании западных интеллектуалов. Считается, что мы страна левой идеологии, что она населена исключительно любителями лежать на печи, отстранившись от всего, что требует активности и ответственности. Что российское общество находится в нравственной деградации, а образ верующего человека – дремучая старушка, бормочущая в церкви молитвы, а потом подсыпающая соседке в кастрюлю нехороший порошок.

Между тем, анализ результатов исследования “Стратификация российского общества” показывает, что образ современного российского общества не имеет ничего общего с этой мифологией. О чем и написано в книге “Реальная Россия”, изданной в 2006 году по результатам исследования. Образ современного верующего в стране далек от примитивных стереотипов.

Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни?

Эти вопросы будут обсуждаться в рамках совместного проекта, который начинает журнал “Эксперт” и Институт общественного проектирования совместно с журналом “Фома”, и я надеюсь на искреннюю заинтересованность и внимание его читателей.

С уважением,

Валерий Фадеев

главный редактор журнала “Эксперт”

директор Института общественного проектирования

 

Шаг первый. “Стратификация российского общества”:

Как мы делали этот проект, и правда ли то, что мы получили

Начиная серию публикаций по результатам исследования “Стратификация российского общества”, мы сочли необходимым самым кратким образом уведомить читателей о нашем проекте, а также предъявить гарантии нашей научной честности.

Что мы сделали?

Отечественная социология получила свободу почти 20 лет назад и с тех пор активно ею пользуется. Однако проведение стратегического целевого исследования состояния российского общества стало возможно лишь несколько лет назад, поскольку смута 90-х была плохим полем для подобного проекта. Но с начала XXI века черты формирующейся общественной структуры стали проступать всё отчетливее. Настало время для проведения крупномасштабного изучения стратификации российского общества, что и было осуществлено “Институтом общественного проектирования”.

В проекте формулировались следующие фундаментальные вопросы:

Сформировались ли устойчивые социальные слои, занявшие свои ниши в общественной жизни и образующие взаимосвязанный социальный организм? Адаптировалось ли общество к переменам? Какие социальные слои способны к саморазвитию и каковы характеристики этих слоев? Что такое бедность в российском обществе и ведет ли сегодня бедность к социальному кризису? Стабильно ли российское общество в целом? Существует ли опасность общественных потрясений? Каковы сегодня фундаментальные основы мировоззрения различных общественных групп и есть ли объединяющая платформа для общественной солидарности? Каков сегодня характер отношения различных социальных групп к основным государственным и общественным институтам, к политической и общественной элите. В ходе реализации проекта была подготовлена одна из крупнейших выборок в истории отечественной и западной социологии объемом в 15.000 респондентов, методика организации продумана до деталей, к проектированию и реализации полевого этапа привлечены свыше 1000 специалистов компании “РОМИР-Мониторинг”, введен ступенчатый контроль качества работ.

Полученные данные позволили придти к следующим выводам (в их самой краткой формулировке):

Современное российское общество находится в периоде позитивного динамичного развития. В обществе сформировалась социальная структура, в которой различные слои выполняют определенные роли и функции, способствующие национальному развитию. Передовые группы образуют новый российский “средний класс”. Он формируется из людей нового мышления, активной жизненной позиции, которые рассчитывают на собственные силы и энергию. Вместе с тем, в обществе существует значительный слой малоимущих, испытывающих значительные трудности в процессах социальной адаптации. Российская бедность нуждается как в активной государственной поддержке, так и в создании условий для социальной и экономической самореализации. В обществе заметны тенденции к возрождению патриотизма и традиционных духовных ценностей. Во многом самостоятельное и, в целом, активное общество предъявляет сегодня запрос на качественное управление, соблюдение закона и порядка, расширение возможностей проявления частной инициативы и социальной справедливости (анализ исследования дан в книге “Реальная Россия”, изд. “Эксперт”, Москва 2006).

Правда ли то, что мы получили?

Основной вопрос любого социологического исследования – насколько достоверны полученные результаты? Опрос может быть некомпетентным, недостаточно обоснованным и, наконец, предвзятым.

Дилетанты и недобросовестные люди есть в любом деле, общественные науки не исключение, скорее наоборот – считается, что замаскировать невежество или стяжательство здесь нетрудно. Автор этих строк в социологии уже четверть века и утверждает, что честно проведенное исследование должно отвечать ряду основных требований, а именно:

1. Репрезентативность выборки Обычно социологи говорят, что опросили такое-то число респондентов в стольких-то регионах. Но для глубокой проверки данных необходимо иметь открытый доступ ко всем расчетам выборки и методике ее проектирования в конкретном опросе для того, чтобы оценить степень ее репрезентативности генеральной совокупности (население страны).

В исследовании “Стратификация российского общества” все эти расчеты и методики выложены в полном объеме в книге “Реальная Россия” (приложение) и доступны для любой проверки и контроля.

2. Валидность результатов, или степень соответствия основных параметров выборки генеральной совокупности. Поскольку отбор респондентов проводится случайным образом, такое соответствие говорит о степени достоверности результатов опроса.

В нашем исследовании несовпадение полученных данных с данными Госкомстата не превышает ± 2% по таким показателям, как пол, возраст, образование, социальное положение, занятость по отраслям, национальность, расселение по типам и численности населенных пунктов, материальному положению, семейному статусу.

Таким образом, мы можем утверждать, что наши данные воспроизводят характеристики населения страны с необходимой научной точностью.

3. Доступность электронной базы Подтасовать результаты опроса можно, манипулируя с электронной базой исследования. Но в этом случае следы таких операций неизбежно будут обнаружены и саму базу нельзя никому показывать.

В нашем исследовании электронная база опроса на все 15.000 респондентов является открытой и доступной для проверки или научной работы для всех желающих. Читатели, имеющие опыт работы с программой SPSS могут запросить нашу базу по сайту Института общественного проектирования () и самостоятельно поработать с ней в свое удовольствие.

Таким образом, выборка нашего исследования репрезентирует взрослое население страны (дисперсия ошибки выборки не превышает ± 1.5%), полученные данные валидны, т.е. адекватно отражают основные характеристики этого населения, а сами результаты легко доступны для проверки и контроля, что, кстати, уже и было сделано многими учеными и независимыми исследователями, не один из которых не высказал претензий к качеству исследовательского материала.

Конструирование многоступенчатой территориальной

стратифицированной случайной систематической выборки

с применением квотного отбора на последней ступени.

Сколько в стране верующих?

После распада “первой в мире атеистической страны” прошло пятнадцать лет, но вопрос о том, насколько мы атеисты, практически не поднимался. Традиционный образ верующего – старушка в храме – мало изменился в сознании не только обывателя, но и современного интеллектуала. А сколько там этих старушек, вопрос не очень интересный.

Между тем за последние пятнадцать лет портрет религиозного человека изменился до неузнаваемости. Но прежде необходимо ответить на первый вопрос – сколько же в стране верующих и как правильно трактовать сам этот термин?

Отношение общества к религии в социологии всегда измерялось достаточно внятной шкалой, где на одном полюсе находились люди верующие, регулярно посещающие религиозные службы и соблюдающие догматические основы вероучения, на другом – не посещающие религиозные службы вообще, вплоть до осознанного атеизма.

Конечно, сегодня в стране есть атеисты, но следует отметить, что их относительное количество неуклонно сокращается с 40% в 1991 году до 15% в 2005 году.

Таким образом, не они сегодня определяют лицо общества, а люди, которые, так или иначе, исповедуют религиозное мировоззрение. Но и среди таких людей существуют разные категории.

Начнем с самоопределения “я верующий”. Утверждая так, человек не отождествляет свою веру с определенной религией, полагая, что “просто” верит в Бога. Таких сегодня в стране примерно 14%.

Далее идет термин – “я православный”, “я мусульманин” и т.п. К примеру, православными себя сегодня в обществе (среди людей от восемнадцати лет и старше) считают 62% , но следует понимать, что это самоопределение лежит, скорее, в области исторической и этнокультурной, нежели религиозной. В сознании большинства людей православие не связано с догматическим вероучением, которое предполагает в человеке активное церковное поведение.

Такое поведение предполагает другое понятие – “воцерковленный” верующий, т.е. тот, кто регулярно посещает богослужение и выполняет основные религиозные догматы. Наиболее активных “воцерковленных” на сегодняшний день среди православных около 9% от всего населения, а в целом их насчитывается примерно 15% – 18%. Это те, кто более или менее регулярно ходят в храмы и хотя бы два-три или более раз в год совершают таинства Исповеди и Причастия. Очевидно, что именно эти люди и являются истинно верующими.

Около 10 лет назад количество воцерковленных (согласно опросам общественного мнения) составляло примерно 4% населения страны, или около 5 млн. человек. Таким образом, за десять лет количество активных церковных верующих в стране увеличилось примерно вдвое. Что стоит за этим процессом?

Сегодня в России (по данным РПЦ на конец 2005 года) немного менее 13000 действующих приходов. Каждый приход имеет “пропускную мощность” верующих, как правило, не превышающую 600 – 1000 прихожан. Простые операции умножения как раз и дают общую цифру воцерковленных порядка 9 – 10 млн. человек.

Десять лет назад в России было около 7000 действующих храмов и, соответственно, число прихожан по определению составляло не более 6 млн. человек, или те самые 4% – 5%, которые давали социологические опросы.

Таким образом, количество воцерковленных в стране прямо зависит от “производственных религиозных мощностей”, т.е. от объема “молебных площадей”.

Это означает, что при устойчивом росте количества храмов количество воцерковленных православных через 20 – 25 лет может достигнуть объема в 35% – 40% от взрослого населения страны, при наличии около 25 тыс. действующих приходов. Конечно, всегда останутся те, кто имеет свою отличительную точку зрения на этот предмет, но, при наличии “свободного молебного пространства”, возможно и они сменят общечеловеческий гнев на традиционную православную милость.

Таблица 1. “Какую религию Вы исповедуете?”

Как видно из таблицы, среди всего населения преобладают считающие себя православными, мусульман около 7%, представителей других религий значительно меньше (всех вкупе чуть более 1%).

Таблица 2. “Как часто Вы посещаете религиозные службы?”

Если брать первые четыре строки (содержательные ответы), мы получаем пирамиду из 4-х групп показателей по степени религиозности или отсутствия таковой. На протяжении последних 15 лет эти показатели (согласно опросам общественного мнения) – соотношение атеистов и отождествляющих себя с определенной религией – менялось следующим образом:

Таблица 3.

Тенденция снижения количества считающих себя атеистами и увеличения относительного количества верующих подтверждается данными посещения религиозных служб, которые имеют следующую динамику (в %):

Таблица 4. Посещают религиозные службы:

 

 

 

На заставке фрагмент фото pstgu.ru

Православные празднуют день Святой Троицы, ПятидесятницуПравославные празднуют день Святой Троицы, Пятидесятницу
рубрика: Новости » Событие »
Великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, Пятидесятницу празднует Православная Церковь в воскресенье 16 июня 2019 года. В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов.
16 июня 2019-го православные отпразднуют день Святой Троицы16 июня 2019-го православные отпразднуют день Святой Троицы
рубрика: Новости » Событие »
Великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, Пятидесятницу отпразднует Православная Церковь в воскресенье 16 июня 2019 года. В этот день Церковь отметит день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов.
Солнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой ТроицыСолнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
рубрика:
С большим трепетом относится Церковь к учению о Святой Троице. Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны. Мы собрали для Вас самые яркие примеры таких образов.
Молитвы на Троицу коленопреклоненныеМолитвы на Троицу коленопреклоненные
рубрика: Статьи » Православные праздники » Двунадесятые праздники » Троица »
После Литургии в день Св. Троицы (этот праздник также называется Пятидесятницей, или Сошествием Св. Духа на апостолов) совершается Вечерня по обычному плану. На этой Вечерни читаются три молитвы с коленопреклонением. Составлены эти молитвы Св. Василием Великим (329–379 гг.).
Как родилась ЦерковьКак родилась Церковь
рубрика:
После этой проповеди Петра, все, поверившие его слову, крестились и присоединились к ученикам Иисуса. Таких людей оказалось в тот день около трех тысяч. И с этого момента они решили жить как одна большая дружная семья. Новые ученики Христа продавали свои имения и всякую собственность, после чего разделяли деньги и вещи друг с другом, смотря по тому, кому и что было нужно. Каждый день они единодушно пребывали в храме на молитве. А потом, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и радости, хваля Бога и находясь в любви у всех жителей Иерусалима. Господь же ежедневно приводил все новых и новых людей в Церковь.
Можно ли совершать сделку в день Святого Духа?Можно ли совершать сделку в день Святого Духа?
рубрика:
Скажите, пожалуйста, можно ли совершать сделку купли-продажи дома в день Святого Духа (второй день Троицы)? Готовили очень долго документы, а теперь решили назначить сделку на выходной (нотариусы работают, как хотят),чтобы муж был не на работе.
30 марта 2019 года - Родительская субботаЦерковь отмечает Троицкую родительскую субботу
рубрика: Новости » Событие »
15 июня 2019 года Православная Церковь отмечает Троицкую родительскую субботу - особый день поминовения усопших.
Как произошло слово Церковь?Как произошло слово Церковь?
рубрика: Статьи » Культура » Толковый словарь »
Место молитвы, община, народ божий... - у слова Церковь множество значений. Откуда же произошло слово Церковь? В каждом языке - своя история.
Евангелие от Марка впервые перевели на чулымский языкЕвангелие от Марка впервые перевели на чулымский язык
рубрика: Новости » Событие »
В свет вышло первое издание перевода Евангелия от Марка на чулымском языке, работа над которым шла более двух лет. С помощью этого перевода его авторы надеются обучать чулымцев почти забытому родному языку.
Писатель Павел Басинский стал лауреатом Госпремии РоссииПисатель Павел Басинский стал лауреатом Госпремии России
рубрика: Новости » Событие »
Писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский удостоен Государственной премии России за 2018 год в области литературы и искусства.
Православные празднуют день Святой Троицы, ПятидесятницуПравославные празднуют день Святой Троицы, Пятидесятницу
рубрика: Новости » Событие »
Великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, Пятидесятницу празднует Православная Церковь в воскресенье 16 июня 2019 года. В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов.
16 июня 2019-го православные отпразднуют день Святой Троицы16 июня 2019-го православные отпразднуют день Святой Троицы
рубрика: Новости » Событие »
Великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, Пятидесятницу отпразднует Православная Церковь в воскресенье 16 июня 2019 года. В этот день Церковь отметит день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов.
Солнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой ТроицыСолнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
рубрика:
С большим трепетом относится Церковь к учению о Святой Троице. Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны. Мы собрали для Вас самые яркие примеры таких образов.
Молитвы на Троицу коленопреклоненныеМолитвы на Троицу коленопреклоненные
рубрика: Статьи » Православные праздники » Двунадесятые праздники » Троица »
После Литургии в день Св. Троицы (этот праздник также называется Пятидесятницей, или Сошествием Св. Духа на апостолов) совершается Вечерня по обычному плану. На этой Вечерни читаются три молитвы с коленопреклонением. Составлены эти молитвы Св. Василием Великим (329–379 гг.).
Как родилась ЦерковьКак родилась Церковь
рубрика:
После этой проповеди Петра, все, поверившие его слову, крестились и присоединились к ученикам Иисуса. Таких людей оказалось в тот день около трех тысяч. И с этого момента они решили жить как одна большая дружная семья. Новые ученики Христа продавали свои имения и всякую собственность, после чего разделяли деньги и вещи друг с другом, смотря по тому, кому и что было нужно. Каждый день они единодушно пребывали в храме на молитве. А потом, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и радости, хваля Бога и находясь в любви у всех жителей Иерусалима. Господь же ежедневно приводил все новых и новых людей в Церковь.
Можно ли совершать сделку в день Святого Духа?Можно ли совершать сделку в день Святого Духа?
рубрика:
Скажите, пожалуйста, можно ли совершать сделку купли-продажи дома в день Святого Духа (второй день Троицы)? Готовили очень долго документы, а теперь решили назначить сделку на выходной (нотариусы работают, как хотят),чтобы муж был не на работе.
30 марта 2019 года - Родительская субботаЦерковь отмечает Троицкую родительскую субботу
рубрика: Новости » Событие »
15 июня 2019 года Православная Церковь отмечает Троицкую родительскую субботу - особый день поминовения усопших.
Как произошло слово Церковь?Как произошло слово Церковь?
рубрика: Статьи » Культура » Толковый словарь »
Место молитвы, община, народ божий... - у слова Церковь множество значений. Откуда же произошло слово Церковь? В каждом языке - своя история.
Евангелие от Марка впервые перевели на чулымский языкЕвангелие от Марка впервые перевели на чулымский язык
рубрика: Новости » Событие »
В свет вышло первое издание перевода Евангелия от Марка на чулымском языке, работа над которым шла более двух лет. С помощью этого перевода его авторы надеются обучать чулымцев почти забытому родному языку.
Писатель Павел Басинский стал лауреатом Госпремии РоссииПисатель Павел Басинский стал лауреатом Госпремии России
рубрика: Новости » Событие »
Писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский удостоен Государственной премии России за 2018 год в области литературы и искусства.
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *