Продолжение. (Начало см. в № 1 (45), 2 (46). Продолжение - в №№ 4 (48), 5 (49), 6 (50), 7 (51), 8 (52) за 2007 г.)

 

Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное

сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала “Эксперт”, Института общественного проектирования и журнала “Фома”.

Еще лет тридцать назад предполагалось, что атеистов у нас, в Советском Союзе, подавляющее большинство и что человек, вооруженный марксистско-ленинской теорией, с легкостью освобождается от религиозных предрассудков, которые присущи лишь людям невежественным. В этой связи вспоминается, как академик И. П. Павлов, проходя мимо храма, снял шляпу и перекрестился, на что какой-то матрос укоризненно сказал: “Эх, темнота!”. И хотя ученый к тому времени имел за плечами солидный образовательный багаж, а сколько классов окончил классово подкованный атеист – история умалчивает, тем не менее, очевидно, что религиозная позиция человека формируется не только просвещением. Все гораздо сложнее.

По разным оценкам, к февралю 1917 года около трети населения России отпало от Церкви, но процесс этот начался еще в середине XIX века. Характерный эпизод есть в “Детстве” Льва Толстого – он жил в одной комнате со старшим братом и как-то, прибежав поздно вечером домой, встал по привычке на молитву. Брат, лежа на своей кровати и попыхивая папироской, холодно сказал: “Ты все еще делаешь это?” – и юный Толстой почувствовал стыд за свою отсталость.

К концу двадцатого века, сразу после падения советской власти, неверующими себя называли около 40% взрослого населения России (среди них те, кто не верили в Бога, и те, кто допускали наличие некоего “высшего начала”, но не принадлежали ни к одной церкви или религиозной традиции), и еще 16% затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к вере.

В исследовании “Стратификация российского общества” вопрос об отношении к религии был задан более дифференцированно, в результате сознательных атеистов оказалось 15% плюс еще 15% тех, кто верит в Бога, но не относит себя к какому-либо религиозному учению (т. е. нецерковные люди). Для корректности эти респонденты были объединены в одну группу – в целях сравнения динамики показателей начиная с 1991 года. Однако можно сказать, что в составе населения количество неверующих (т. е. людей, отрицающих бытие Божие) за последние пятнадцать лет снизилось вдвое – с примерно 30% в 1991 году до 15% в начале 2006 года.

Иными словами, если в 1917 году неверующих было 30% населения, то за весь XX век их фактически столько же и сохранилось, зато за последние пятнадцать лет этот показатель сократился в два раза.

Но что это за люди? Для лучшего понимания сегодняшних особенностей этой социальной группы можно ознакомиться с результатами исследования “Стратификация российского общества”. И увидеть, что в социально-демографическом отношении неверующие немногим отличаются от общества в целом. Различие лишь в том, что среди атеистов заметно больше мужчин – их 66%, а в составе населения страны мужчин – 46%. Показатели возраста и уровня образования у неверующих мало отличаются от средних показателей по стране.

Уровень социального оптимизма у атеистов несколько ниже, чем средние значения, но не настолько, чтобы обвинять их в пораженчестве. Отношение к рыночной экономике и крупным предпринимателям тоже вполне лояльное – на уровне отношения общества в целом.

Больше того, подавляющее большинство неверующих, как и вся страна, считают, что сегодня в России поворот назад невозможен, и что главное сейчас – сильная государственная власть. Они, правда, меньше остальных ценят такие качества как “доброта и милосердие”, зато “трудолюбие”, “порядочность” и “честность” для атеистов столь же важны, как и для всех прочих.

Иными словами, люди, которые говорят, что не верят в Бога, по основным социальным параметрам практически не отличаются от прочих граждан России, а мысли их вписываются в один из типов мировоззрения, наиболее распространенных сегодня в обществе.

Не следует искать у них рожек на темени (как, впрочем, и способности светиться в темноте – у религиозных граждан). Очевидно, что современная общественная тенденция заключается в уменьшении числа неверующих и увеличении числа людей, которые говорят о своей вере в Бога. Но качественные параметры этого процесса – предмет более глубокого специального исследования, актуальность которого определяется самим уникальным временем, эпохой.

1. Пол

2. Возраст

3. Образование

4. Как по Вашему мнению, изменится материальное положение Вашей семьи через год?

5. Как Вы относитесь к крупным предпринимателям, владельцам компаний, предприятий?

6. Хотели бы Вы иметь собственный бизнес?

7. Как Вы считаете, возможен ли сегодня в России поворот назад?

8. Как Вы думаете, будет ли наше государство в ближайшие годы:

9. Каков должен быть характер государственной власти в России?

10. Какое из этих двух утверждений больше соответствует Вашему мнению?

11. Кто или что, по Вашему мнению, выведет Россию из нынешнего положения? (Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма значений может не соответствовать 100%)

12. Какие человеческие качества Вы цените больше всего? (Можно было указать несколько вариантов ответа, поэтому сумма знаечений может не соответствовать 100%)

Продолжение. (Начало см. в № 1 (45), 2 (46). Продолжение - в №№ 4 (48), 5 (49), 6 (50), 7 (51), 8 (52) за 2007 г.)

 

 

 

 

На заставке фрагмент фото с inop.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: