(Начало см. в № 1 (45). Продолжение - в №№ 3 (47), 4 (48), 5 (49), 6 (50), 7 (51), 8 (52) за 2007 г.)

Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала “Эксперт”, Института общественного проектирования и журнала “Фома”.

Семья является наиболее древней формой социальной организации и менее всех прочих подвержена модификациям. Семья стоит вне идеологии, вне политики, она сохранялась практически неизменной на фоне смен общественных формаций и многих социальных потрясений. Любые попытки внести в институт семьи различные новации отвергались нормами общежития, поскольку репродуцивные доводы важнее для человечества, нежели любые другие (в этом русле несомненно сильный риск навлекают на себя некоторые сообщества, регистрирующие однополые браки).

Какое у Вас образование?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Вместе с тем, семья всегда была предметом религиозного внимания, поскольку являлась не только социальной, но и нравственной категорией. В православии, к примеру, существует образ семьи как “малой Церкви”, кодекс поведения в которой подобен правилам поведения в храме. Впрочем, и Советская власть, будучи осознанно атеистической, всегда подчеркивала особую важность семьи для общества, называя ее “ячейкой”, т. е. основным строительным материалом общества “светлого будущего”.

Вы заняты самостоятельным бизнесом или работаете по найму?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Два человека, образуя семью, вырабатывают общие ценности, которые позволяют им жить в мире и согласии и, что еще важнее, передавать эти ценности новому поколению. На протяжении XX века эти ценности большинства советских семей нельзя было назвать осознанно религиозными. Но за последние два десятилетия религия перестала быть изгоем в российском государстве, и сегодня многие семьи делают осознанный выбор в пользу формирования общих семейных ценностей на религиозной основе.

Как Вы считаете, сколько детей должно быть в семье, если позволяют материальные возможности?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Но существует ли значимая разница между теми семьями, которые зарегистрировали свою совместную жизнь, и теми, кто создал ее заново, обвенчавшись в церкви? Для этого надо обратиться к данным исследования “Стратификация российского общества” (объем выборки 15000 респондентов, ошибка выборки ± 1%).

Как изменится материальное положение Вашей семье через год?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Мы взяли для сравнения семьи активных православных, т. е. тех, кто посещает религиозные службы чаще, чем раз в месяц (таких сегодня 12% населения), и семьи тех, кто считает себя неверующими (около 30%). При этом оба типа семей имеют детей до 18 лет, т. е. являются социально активными и располагают определенным социальным резервом.

По основным социально-демографическим параметрам обе группы схожи, разве что среди неверующих больше людей с высшим образованием (22% против 14%). Но дальше начинается самое любопытное. Ответы разрушают стереотипы, дают представление о верующих как о социально развитом, современном слое людей.

Сколько книг (художественных, научных, популярных, профессиональных) Вы лично прочли за последние три месяца (т.е. август, сентябрь, октябрь)?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Семейные верующие более нацелены на получение профессионального образования (29% против 15% у неверующих). Они хотят иметь больше детей в семье и более нацелены на образование своих детей (в том числе – платное). Они чаще живут вместе с родителями, и вообще их семьи часто многочисленнее, чем неверующих (25% против 18% семей, где живут пять человек и более). Среди них почти в два раза (!) больше людей, занятых частным предпринимательством (7.5% против 4.3%), и их социальный оптимизм выше, чем у неверующих.

Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Они больше читают, более мотивированы в карьере и выше оценивают перспективы карьерного роста, выражают большую уверенность в своих силах, а уровень потенциальной предпринимательской активности у них значительно выше, чем в группе неверующих (44% против 35%). К тому же православные семейные люди проявляют более лояльное отношение к частным предпринимателям, не только мелким и средним, но и крупным. Иными словами, они лучше адаптированы к современным условиям жизни, обладают более выраженным социальным резервом и стремлением к его активной реализации.

Как Вы в целом относитесь к крупным предпринимателям, владельцам компаний, предприятий?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Православные семьи осознают необходимость сильного государства, основанного на порядке и законе, но среди них больше людей, для которых ценность свободы является приоритетной (37%). Мало того, среди верующих и гражданская активность выражена отчетливее – 29% из них говорят об участии в общественных организациях и объединениях.

Хотели бы Вы иметь собственный бизнес?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Какое из этих двух утверждений больше соответствует Вашему мнению?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

Ценности православных семей соотносятся с ценностями прочих социальных групп с одним исключением – наряду с ценностями трудолюбия, порядочности и интеллекта, на первом месте у верующих стоят ценности доброты и милосердия (46% против 22% у прочих).

Таким образом, православные семьи страны обнаруживают себя не просто жизнеспособными, а более активными и целеустремленными гражданами, практически авангардом среди различных социальных групп. Если добавить, что среди них 41% на прошлых выборах голосовали за “Единую Россию” (в целом по стране 37%, а среди неверующих – 31%), то они становятся к тому же и внятно заявляющий о себе политической силой, той самой, которую ищут сегодня в Кремле, да пока не находят.

Как Вы оцениваете возможность для себя лично участвовать в различных общественных движениях (общественных организациях и объединениях и т.д.)?

РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД

(Начало см. в № 1 (45). Продолжение - в №№ 2 (46), 3 (47), 4 (48), 5 (49), 6 (50), 7 (51), 8 (52) за 2007 г.)

 

 

 

 

На заставке фрагмент фото с inop.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: