ТАРУСИН Михаил
Руководитель сектора социологии Института общественного проектирования
Пояс Богородицы: немного социологии
Принесение в Россию Пояса Богородицы стало беспрецедентным событием, вышедшим за пределы сугубо внутрицерковной жизни. Миллионы паломников по всей стране, многокилометровая очередь в Москве, в которой люди стояли по шестнадцать часов, а некоторые и больше суток… Кто стоял в этой очереди? Для одних ответ очевиден — вот она, Святая Русь, пережившая все потрясения и годы государственного атеизма. Другие ехидно замечают, что этих людей якобы не видно в храмах на воскресных службах, что это чуть ли не язычники-обрядоверы, пришедшие не к Богу, а за простой прикладной магией. Интернет-портал «Православие и мир» попытался разобраться в ситуации и провел собственное социологическое исследование в очереди, стоявшей к Поясу, а «Фома» попросил прокомментировать его результаты руководителя отдела социальных исследований Института общественного проектирования социолога Михаила Тарусина.
Афонские будни
И Иерусалим и Афон — истоки жизни православной, как Россия – её устье. Вероятно, хоть раз в жизни подняться вверх по течению необходимо для духовной жизни человека.
АФОНСКИЕ БУДНИ
Жизнь в православной обители насыщенна и разнообразна, в ней любому найдется место и применение, даже таким неотесанным и неприспособленным мирянам, как мы с моим другом, посетившим Свято-Пантелеймонов русский монастырь на Афоне.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг шестой: РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ – ПОД РУКУ ИЛИ ВРОЗЬ?
Еще сорок с небольшим лет назад, во времена хрущевских гонений на Церковь, образ верующего ассоциировался с чем-то страшным, темным и дремучим. Таким он представал на советских экранах, страницах журналов и газет, им пугали детей. Но, видно, не запугали…
ШУМИМ
Дискуссия «лето-2007» о целесообразности школьного предмета «основы православной культуры» печальна. Дело не в десяти ученых старцах, обошедших все кузницы и написавших, в итоге, одно письмо. Дело в том, что такая дискуссия в обществе актуальна, и печально именно это. Я не могу представить себе сегодня цивилизованную страну, где сегодня такая дискуссия могла бы привлечь чье-то внимание. Разве что в Северной Корее или на Кубе, впрочем, на Кубе социализм прекрасно уживается с католичеством (и вудуизмом заодно), а в Северной Корее все настолько заняты освоением религии «чучхе», что на другие внимания не обращают.
АФОНСКИЕ БУДНИ
На Афоне мы обнаружили одну особенность здешнего пространства. Духовная осмысленность жизни не заканчивается стенами монастырей, она ощущается повсюду – в горах и перешейках, в пустынной дороге, в свежем ветре и запахе трав. Тут нет чувства одиночества, во всем движении жизни слышится присутствие Бога.
ДВЕ СУДЬБЫ
Судьбы людей искусства порой могут быть поистине трагичными не внешними обстоятельствами, а внутренними движениями души и творческого состояния. Примеров тому немало, но наиболее яркими кажутся биографии русского художника А. И. Куинджи и финского композитора Яна Сибелиуса.
Михаил ТАРУСИН: НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ
…российское общество гораздо более здоровое, социально активное, социально оптимистичное и внутренне богатое, чем мы привыкли считать. Мало того, в этом обществе существуют очень четкие, очень конкретные и очень внятные ценности, наличия которых мы в нем не предполагали.
ПАЛАТА № N
Я пришел в московскую районную больницу с воспалением локтя и направлением из поликлиники. Приемный покой был угрюм. Надменная уверенность персонала контрастировала с робостью пациентов. Бывалый хирург ельцинского типажа с уверенными повадками вдоволь намял мою опухоль и остался доволен.
ПОСТ №1
…Хорошо было бы, кстати, весь состав нашей нелепой Думы свозить на это место и прочесть краткую лекцию о служении Родине, о добродетелях бескорыстия и пороках мздоимства. И пусть все потом поцелуют этого пса в нос – если его не стошнит.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ
Серия публикаций, которую начинает журнал “Фома” в рамках совместного проекта с Институтом общественного проектирования, продолжает работу по проекту “Стратификация современного российского общества”, которому Институт общественного проектирования посвятил последние два года.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг восьмой: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОСЛАВИЕ
Адепты «общечеловеческих» ценностей в своей критике православия, а точнее, опасности его чрезмерного засилья в обществе, обычно указуют на то, что ценности православия не являются «общечеловеческими». Представитель православия, следовательно, является инакомыслящим, и оттого догматы веры далеко не каждому могут подойти по вкусу и цвету.
Так ли это в реальности?