ТАРУСИН Михаил
Руководитель сектора социологии Института общественного проектирования
Пояс Богородицы: немного социологии
Принесение в Россию Пояса Богородицы стало беспрецедентным событием, вышедшим за пределы сугубо внутрицерковной жизни. Миллионы паломников по всей стране, многокилометровая очередь в Москве, в которой люди стояли по шестнадцать часов, а некоторые и больше суток… Кто стоял в этой очереди? Для одних ответ очевиден — вот она, Святая Русь, пережившая все потрясения и годы государственного атеизма. Другие ехидно замечают, что этих людей якобы не видно в храмах на воскресных службах, что это чуть ли не язычники-обрядоверы, пришедшие не к Богу, а за простой прикладной магией. Интернет-портал «Православие и мир» попытался разобраться в ситуации и провел собственное социологическое исследование в очереди, стоявшей к Поясу, а «Фома» попросил прокомментировать его результаты руководителя отдела социальных исследований Института общественного проектирования социолога Михаила Тарусина.
Афонские будни
И Иерусалим и Афон — истоки жизни православной, как Россия – её устье. Вероятно, хоть раз в жизни подняться вверх по течению необходимо для духовной жизни человека.
АФОНСКИЕ БУДНИ
Жизнь в православной обители насыщенна и разнообразна, в ней любому найдется место и применение, даже таким неотесанным и неприспособленным мирянам, как мы с моим другом, посетившим Свято-Пантелеймонов русский монастырь на Афоне.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг восьмой: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОСЛАВИЕ
Адепты «общечеловеческих» ценностей в своей критике православия, а точнее, опасности его чрезмерного засилья в обществе, обычно указуют на то, что ценности православия не являются «общечеловеческими». Представитель православия, следовательно, является инакомыслящим, и оттого догматы веры далеко не каждому могут подойти по вкусу и цвету.
Так ли это в реальности?
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг второй: СОЦИАЛЬНЫЙ АВАНГАРД
Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала “Эксперт”, Института общественного проектирования и журнала “Фома”.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг пятый: Вера и суеверия — кто кого?
Перефразируя известную пословицу «ни Богу свечка, ни черту кочерга», можно сказать, что «и Богу свечка, и черту кочерга» – это характеристика людей, которые, формально исповедуя Православие, склонны к различным суевериям.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг седьмой: РЕЛИГИЯ И ВЫБОРЫ
Еще недавно нашим политикам было несколько проще – следовало сулить избирателям блага земные и ценности материальные, и тем привлекать их голоса на выборах. Но неожиданно среди российского электората появилась внушительная социальная группа религиозных людей, с которыми, по всей видимости, надо разговаривать как-то иначе.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг третий: НЕВЕРУЮЩИЕ
Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни? Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала “Эксперт”, Института общественного проектирования и журнала “Фома”.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг четвертый: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
В одной из предыдущих публикаций (см. “Фома” №2, 2006) мы уже писали о том, что православные российские граждане вполне лояльно относятся к рыночной экономике. Больше половины из них согласны с тем, что переход к рынку в стране был необходим (так же считает и население страны в целом). Отношение к мелким и средним предпринимателям также положительное – 78% православных относятся к ним хорошо, а почти 40% считают, что в месте их проживания созданы неплохие условия для занятия бизнесом.
РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ. Шаг шестой: РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ – ПОД РУКУ ИЛИ ВРОЗЬ?
Еще сорок с небольшим лет назад, во времена хрущевских гонений на Церковь, образ верующего ассоциировался с чем-то страшным, темным и дремучим. Таким он представал на советских экранах, страницах журналов и газет, им пугали детей. Но, видно, не запугали…
ШУМИМ
Дискуссия «лето-2007» о целесообразности школьного предмета «основы православной культуры» печальна. Дело не в десяти ученых старцах, обошедших все кузницы и написавших, в итоге, одно письмо. Дело в том, что такая дискуссия в обществе актуальна, и печально именно это. Я не могу представить себе сегодня цивилизованную страну, где сегодня такая дискуссия могла бы привлечь чье-то внимание. Разве что в Северной Корее или на Кубе, впрочем, на Кубе социализм прекрасно уживается с католичеством (и вудуизмом заодно), а в Северной Корее все настолько заняты освоением религии «чучхе», что на другие внимания не обращают.
АФОНСКИЕ БУДНИ
На Афоне мы обнаружили одну особенность здешнего пространства. Духовная осмысленность жизни не заканчивается стенами монастырей, она ощущается повсюду – в горах и перешейках, в пустынной дороге, в свежем ветре и запахе трав. Тут нет чувства одиночества, во всем движении жизни слышится присутствие Бога.