В редакцию «Фомы» пришло письмо читательницы:

Я всегда стеснялась осенять себя крестом, когда проходила мимо храма по улице. Оправдывала себя тем, что традиция эта не имеет ничего общего с православием. Но как-то раз на службе услышала отрывок из Евангелия, где Христос говорит, что, если кто-то постыдится Его и Его слов, того постыдится и Он, когда приидет в славе Отца Своего (Мк 8:31–38). Неужели я своим стыдом перед людьми предавала Христа?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Стыд тесно связан с повышенной чувствительностью к социальному одобрению или неодобрению. Человек смотрит на себя глазами другого, проецируя на него свои мысли в отношении своего же поведения. Если я уверен, что поступок, который я совершил, неприличный и постыдный, то, если кто-то стал вольным или невольным свидетелем моей оплошности, мне будет казаться, что он думает так же и даже гораздо суровее, осуждает меня, считает ничтожеством и ужасным человеком.

В своем здоровом виде стыд выступает регулятором социального поведения. Однако он же может стать абсолютно дисфункциональным чувством, поставить человека в абсолютную зависимость от среды, исказить его восприятие реальности, заставив переоценивать степень интереса, “позорности” и вероятного неодобрения. У человека с такой дисфункцией все жизненное пространство занимают другие люди с их отношением к нему. Для Бога в нем места нет.

Что имеет в виду Господь, когда говорит о незавидной участи тех, кто постыдится Его и Его слов? О чем тут идет речь? Вряд ли о следовании неким историческим и бытовым церковным традициям — перекреститься при виде храма, прочитать молитву перед едой и поблагодарить после насыщения, поставить на рабочем столе икону и др.

Спаситель имеет в виду более глубокие вещи, Он всегда смотрит на сердце, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15:19). Если в нашей душе кипят страсти, если там нет Христа, то, даже если мы максимально разовьем дельтовидную мышцу плеча, старательно, но при этом формально и лицемерно крестясь на каждый появившийся в нашем поле зрения храм, наши прочие мысли, слова и поступки будут обличать нас как людей, далеких от Бога. Именно об этом Господь говорит в Ветхом Завете устами пророка Исаии: …этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих (Ис 29:13).

В то же время, если нам неудобно, проходя мимо церкви, осенить себя крестным знамением, нужно задать себе вопрос: а, собственно, почему? Почему я стесняюсь открыто проявить свою веру? Почему и за что мне стыдно перед посторонними людьми, которым на самом деле нет до меня никакого дела, и не стыдно перед Богом, Который любит меня жертвенной и всеобъемлющей любовью? Почему мое собственное восприятие этого поступка, которое я проецирую на себя же через окружающих, вызывает во мне чувство стыда и неловкости? А задав этот вопрос, честно на него ответить.

«Постыдилась перекреститься на храм. Я предала Христа?» — отвечает священник
Церковь Троицы Живоначальной, Троице-Кочки, Тверская обл. Фото предоставлено проектом «Пасха в каждом храме!»

Может быть, выясним, что наше поведение, чувства и мысли по этому поводу попросту ни на чем не основаны, что это некий отголосок прошлого, иррациональный страх, уходящий корнями в богоборческую атмосферу XX века, когда публичная демонстрация веры могла повлечь за собой серьезные последствия. Вполне вероятно, что, задумавшись о своем поведении, мы осознаем психологическую проблему, которая есть у нас — например, оценочную зависимость от мнения других людей, в результате чего мы, вместо того чтобы проживать свою жизнь перед Богом, полностью подчиняем ее влиянию внешних воздействий. А может быть, мы обнаружим в себе какие-то греховные качества и страсти, которые заставляют нас стесняться своей веры.

Если речь идет об иррациональном страхе или оценочной зависимости, то это вполне решаемый вопрос — с помощью психолога или самостоятельно, через изучение соответствующей литературы. Если же мы стыдимся обнаружить свою религиозность по причине недостатка веры, потому что Христос нам не близок, то, значит, что-то идет не так в нашей духовной жизни. Если мы не можем вслед за апостолом Павлом сказать: для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Фил 1:21), то очевидно, что, не имея опыта жизни в Боге на земле, мы не сможем разделить с Ним и блаженство вечной жизни. И когда Спаситель говорит, что Он, придя в славе Отца Своего, постыдится тех, кто ранее стыдился Его, Он не мстит и не злорадствует, но просто констатирует данность. Наше спасение возможно только во Христе, через участие в жизни Церкви, которая есть Его Тело. В нас, как пишет апостол Павел, должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил 2:5).

Поэтому каждый раз при появлении сомнений — как вести себя в том или ином случае — можно задавать себе вопрос: а как бы поступил Христос на моем месте, и при этом действовать с рассуждением, не механически, соизмеряя пользу и уместность своего поступка.

В завершение и в качестве наглядного примера такого поведения приведем воспоминания святителя Василия, епископа Кинешемского, о русском психологе, философе и публицисте XIX в. Петре Астафьеве. Вот что он писал: «Перед молодежью, — говорил как-то известный профессор философ Астафьев, — я не скрываю, но сознательно подчеркиваю свои религиозные верования. Если под вечер, в холодную погоду случится проехать мимо Иверской, когда там пустынно, то случается — перекрещусь маленьким крестом, не снимая шапки. Но если я вижу студента-ученика, то, невзирая ни на какую погоду, снимаю шапку и крещусь широким крестом».

4
0
Сохранить
Поделиться: