Вопрос читателя:

Замечаю, что в Церкви словно бы обесцениваются страдания бездетных людей. Мало того, что у церковного человека, с точки зрения Церкви, нет права на ЭКО, суррогатное материнство, запрещены некоторые виды анализов. Так еще Церковь словно бы запрещает горевать о своей беде. Мол, смотрите на Захарию и Елисавету, они молились — и вы молитесь. Да и вообще, Бог лучше все знает, нечего унывать. И зачастую это говорят многодетные священники, которые сами никоим образом не могут понять страдания бездетных.

Кирилл

Ответ священника:

Бог Вас да благословит, дорогой Кирилл!

В Церкви очень много разных людей, и Церковь — это не сообщество святых, а сообщество тех, кто встал на путь Спасения, стремится к нему, но все прошли на этом пути разную дистанцию. Так что кто-то уже сейчас стал святым, кто-то сразу способен пройти большую дистанцию, а кто-то годами стоит на одном месте, потому что темп у всех разный. И обусловлено это и особенностями внутреннего устроения каждого человека, и условиями, в которых они обучаются духовной жизни, и много чем еще.

Это я к тому, что, когда Вы говорите «в Церкви», на самом деле речь идет не обо всей полноте Православной Церкви, а об очень конкретных людях или группах людей. Так же как, когда мы говорим «в Петербурге принято так-то», «в России принято так-то», это вовсе не означает, что 100% людей именно так и делают.

Что касается церковной позиции по ЭКО, речь не о запрете, а о том, что ЭКО возможно при соблюдении определенных условий: Что Церковь говорит о суррогатном материнстве, ЭКО и контрацептивах? Эти условия вытекают из христианского понимания жизни и человека. Например, поскольку жизнь человека начинается с момента зачатия, логично, что все полученные эмбрионы для христианина — это живые люди. И раз уж он дал им жизнь, то ответственен за то, чтобы эта жизнь развивалась. Уничтожение живого эмбриона — это убийство, потому оно и недопустимо. В слайдах по гиперссылке каждое условие и отношение к суррогатному материнству оговорены подробно.

Никакого запрета на горевание со стороны Церкви нет и быть не может. Повторю: если какой-то конкретный человек в ответ на рассказ о беде реагирует так, что становится хуже, это позиция не Церкви, а этого конкретного человека. Продиктована она его личным опытом и, возможно, его представлениями о том, как нужно утешать и поддерживать людей. Бывает, что то, что для одного звучит как поддержка и утешение, другим воспринимается как равнодушие, обесценивание и так далее. Поэтому иногда люди прямо договариваются о том, как можно и нужно поддержать: «Мне сейчас очень плохо, грустно, я бы хотел(а) об этом поговорить». «Мне сейчас очень горько и больно, ты мог(ла) бы со мной посидеть и вместе поужинать?». «Мне одиноко. Мы можем что-то сделать вместе?». Для всех форма поддержки очень разная.

Я понимаю, что Вас задело в приведенных примерах. Могу предположить, что ссылка на историю Захарии и Елисаветы могла означать, что в истории Церкви есть прецедент, когда у людей в течение всех молодой и зрелой жизни не было детей, и над ними смеялись и их осуждали, потому что отсутствие детей у ветхозаветных иудеев воспринималось как знак, что с человеком, говоря кратко, что-то не так. Эти святые не понаслышке знают, что такое быть бездетными, и Вы можете обращаться к ним в Ваших святых молитвах за помощью в решении проблемы или хотя бы за утешением. Кроме того, у них родился пророк Иоанн Креститель, совершенно исключительный человек. И их история может быть некоторой надеждой на то, что многолетняя бездетность может увенчаться очень благодатным материнством и отцовством.

Не могу не согласиться с тем, что Бог и правда знает все лучше всех нас вместе взятых и каждого человека в отдельности. Думаю, что и Вы с этим согласны. Возможно, будь это сказано другим тоном — мягко, с пониманием, со стремлением обогреть и утешить человека, который переживает о том, что у него нет детей, — оно бы и воспринято было иначе. Ведь, когда говоришь с человеком в горе, важны и слова, и форма, интонация, жесты, взгляды. Не всегда все это учитывают, не всегда у самого человека есть силы на то, чтобы утешить, всякое бывает.

Если Вы спрашиваете о себе, и если у Вас и Вашей супруги не получается пока что стать родителями, я Вам очень сопереживаю и сочувствую. В какой-то степени понимаю эту боль, потому что видел многие пары, которые сталкиваются с такой проблемой. И часто эта проблема усугубляется реакцией окружающих — нетактичными замечаниями, вопросами, акцентом на том, что вот у нас есть дети, а у вас нет, разговорами о том, что семья без детей — это как бы не настоящая семья, что те, кто не могут родить — неполноценные и так далее. Это все, к огромному сожалению, есть, и те, кто только-только пришел в Церковь и еще не прошел достаточный путь духовной жизни, привносят все это и в церковное сообщество по незнанию, по недоразумению. Увы. Все мы люди, все в той или иной степени ошибаемся, это приходится констатировать.

Для утешения скажу, что у Вас всегда есть возможность помолиться Богу, Матери Божией, любому ангелу и святому или всем вместе, и не только попросить о решении проблемы, но и просто высказать свою боль, поплакать, пожаловаться, в том числе в целом на несправедливость ситуации, сжать зубы и высказать, как же сильно Вас это все ранит… В общем, в молитве можно не только просить, но и выражать себя, делиться тем, что на душе — и хорошим, и плохим, грустным, ранящим. Будет становиться легче. Можно все это высказывать своими словами, неважно, перед иконой или нет.

Внутри я Вам советую все равно держать как константу понимание, что Господу виднее. Но при этом Вы можете честно говорить «Боже, я верю, что Ты знаешь лучше, что Ты даешь или не даешь что-то в свое время. Но сейчас мне сложно принять, что ситуация обстоит вот так. Мне очень больно, потому что… (и сказать причины). Я, честно, не понимаю, почему так. Верю Тебе, но сам не понимаю, и от этого мне тоже больно и обидно…». Понимаете, да? Общайтесь с Богом, это Вам очень поможет.


У меня нет ответа на вопрос, почему у конкретной пары нет детей. Есть материал о том, почему Бог не дает просимое, но это о понимании в целом. А дальше каждую ситуацию можно разбирать особо, и не всегда у нас будет достаточно информации о том, почему так.

Может быть, Вам немного легче станет, если скажу и напомню, что целью христианского брака всегда были отношения между мужем и женой, их любовь, взаимопонимание, их индивидуальный и общий путь к Богу, внутренняя работа, мир. Дети могут родиться или нет, бывает и бывало по-разному, они не определяют качество, истинность, глубину брака, потому что его основа - это именно отношения между супругами. И Вы это четко знайте и понимайте.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
32
Сохранить
Поделиться: