
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Нина:
Здравствуйте, Владимир! Обещала одному парню дать компетентный ответ. Прошу у Вас помощи. Может спросите у кого авторитетного... Вопрос был такой: «Почему управление церковной жизнью доверено монашествующим чинам, а не состоящему в браке семьянину-служителю церкви?» Я могла бы объяснить этому парню просто, так как сама это понимаю, но там была некоторая закорючка в вопросе, которая меня остановила, а именно: "Что они могут эти монахи, у них же от желания секса, крышу сносит!" Мол, против природы никуда не денешься... Простите за такой вопрос. Обещала прислать ответ...
Владимир:
Прежде всего, Церковное управление — это не только Синод и епархии во главе с епископами, а еще такие важные институты как соборы, Межсоборное присутствие, синодальные и епархиальные отделы (своего рода церковные "министерства").
Соборы, на которых избираются патриархи, включают не только монашествующих, но и белое духовенство, и мирян — и мужчин, и женщин. Тот же широкий состав и у Межсоборного присутствия — а там вырабатываются чрезвычайно важные решения. Наконец, во главе многих синодальных и епархиальных отделов сейчас стоят и "белые" священники, и миряне. И эти органы имеют большое влияние на управление Церковью. Это первая часть ответа.
Теперь вторая: о патриархе и епископах.
Поэтому не следует считать, что все архиереи не имеют опыта жизни в браке. Это неверное представление. Среди епископов и даже патриархов были и есть люди, которые были женаты и счастливы в семье. Ну и само собой, у каждого из них есть опыт жизни в родительской семье, часто многодетной. Опыт общения и с родителями, и с братьями и сестрами. Не надо считать, будто он мало значит в жизни человека. Зачастую, наиважнейшие уроки и примеры того, как следует жить, мы получаем именно пока растём.
Теперь третий момент, относительно страстного влечения.
Никакого единого психофизического стандарта тут не существует, все люди разные. Среди людей, состоящих в браке, мы знаем и множество случаев измен, и даже (слава Богу, нечасто) тех, кто совершил преступления на этой самой почве... Люди — разные. Среди монахов знаю не так мало людей, и совершенно спокоен в отношении умения этих моих знакомых контролировать свои страсти. К тому же эти люди находятся на виду, а у Церкви существуют каноны и правила, а также понятие духовного руководства — эти вещи позволяют во многих случаях распознать, что выбор монашества для кого-то ошибочен.
Среди людей, с кем дружен, есть женщина, которая когда-то думала стать монахиней, но духовник отсоветовал и сказал, что она встретит любовь и будет счастлива в браке. Так и вышло. Хотя, понятное дело, невозможно предусмотреть любую ситуацию и полностью гарантировать в жизни любого человека впадение в какой-то грех. Но повторяю: это касается любого. Главное не судить обо всех по своему частному опыту. А нынешние представления о какой-то исключительной роли интимной жизни для психики и здоровья человека невероятно преувеличены в современном сознании. Думаю, это очень удобный фон для формирования "идеального потребителя", это во многом составляющая рыночного общества.
Наконец, четвертое.
Отчего же все-таки ставят епископов, которые проходят через монашеский постриг? Потому, что монах, в отличие от людей, имеющий семью, не связан никакими мирскими интересами, а потому защищен от соблазна злоупотребления властью и деньгами в большей мере, чем мирской человек. Хотя опыт показывает, что не всегда.
Можно указать и на то, что в святцах монахов (преподобные, святители и т. д.) особенно много. Возможно, этот результат «радикализма» монашеских обетов, того, что монах живет вопреки способу жизни этого мира. Это привлекает особое внимание к подвигам монашествующих – это прямой вызов этому миру; это же делает их более способными к управлению в Церкви.
Оговорюсь, что это не делает монахов автоматически «святее» других христиан, что не-монашествующие живут чуть ли не в каком-то компромиссе с грехом. Нет. Например, любая мать большой семьи, если эта семья живет в счастье, вере и любви, не может не быть святой. Даже если ее никто не включит в акты канонизации и не запишет в святцы.
Это – разные пути к одной цели: более заметный (и резкий, крутой) и более плавный, как бы замедленный. И для христиан не должно быть искушением то, что каждому дается свой крест от Бога. Кому-то – крест ответственности за семью, кому-то — лечить или защищать людей, в кому-то – управлять нашей Церковью.
На заставке фрагмент фото david__jones/www.flickr.com