
Главный редактор
Как-то на встрече с молодежью митрополита Симферопольского и Крымского Тихона спросили, правда ли всё то, что написано в книге «Несвятые святые». Владыка ответил, что там всё правда и что такое происходит и сейчас. И, предупреждая сомнения скептиков, которые первым делом предполагают в необыкновенном «просто совпадение», напомнил фразу епископа Василия (Родзянко): «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются».
Мне очень понравилась эта мысль. И не только ее афористичной красотой. Это внутренняя логика жизни христианина: когда мы перестаём молиться, совпадения перестают происходить. Бог не отвечает. Или мы прекращаем воспринимать ответы. И я не думаю, что от того, какое сейчас столетие на дворе, что-то радикально меняется в этой закономерности.
Другое дело, что сто лет назад человеку, возможно, было чуть проще находить время для молитвы. А если сравнить современную жизнь с жизнью человека Поздней Античности или Средневековья, то в той культурной атмосфере и в отсутствие достижений прогресса, о которых тогда и не думали, он, конечно, чаще и больше обращался к высшим силам. В этом смысле небо было ближе. Бог ощущался совсем рядом просто потому, что в любой ситуации ты сразу обращался к Нему.

Наше современное сознание, как правило, работает иначе. Помню признание одного из моих собеседников в «Парсуне»: «Я прошу у Бога то, чего не могу сделать сам». То есть раньше люди думали, что всё-всё-всё надо просить, а сейчас, условно говоря, считают: если ты можешь пойти и заработать, например, на семью, зачем об этом просить у Господа? Это ведь не то же самое, что просить у Него здоровья своим близким, над чем ты действительно не властен… И это также христианская рефлексия, хотя с ней можно и не соглашаться. Известному принципу нашей веры она ведь не противоречит: Бог действует в нашей жизни там, где мы даем Ему место действовать.
Другое дело, что чем большее пространство мы расчистим в себе для Господа, тем, думается, чаще мы будем встречаться с неслучайным случайным.
