Зачем это учить? Как отвечать школьникам на неизбежные вопросы – Православный журнал «Фома»
Зачем это учить? Как отвечать школьникам на неизбежные вопросы

Зачем это учить? Как отвечать школьникам на неизбежные вопросы

Дети постоянно высказывают недоумение (чаще родителям, реже учителям): зачем мне нужна эта химия? Эта математика? Эта история? Эта биология? Вопросы естественные, но ответить на них очень трудно — если не отделываться общими словами про пользу для развития. И все же — что можно ответить школьникам? Давайте попробуем разобраться.

Приблизительное время чтения: 48 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Дети постоянно высказывают недоумение (чаще родителям, реже учителям): зачем мне нужна эта химия? Эта математика? Эта история? Эта биология? Вопросы естественные, но ответить на них очень трудно — если не отделываться общими словами про пользу для развития. И все же — что можно ответить школьникам? Давайте попробуем разобраться.

О чем нужно подумать, прежде чем отвечать

Почему появляются у детей такие вопросы? Не просто же из-за лени, не просто из-за перегруженности, из-за усталости. Любой человек — и взрослый, и ребенок — способен горы свернуть, если ему это по-настоящему нужно. А вот со школьными предметами такой очевидности как раз и нет. Каждый школьник знает, что, когда вырастет, будет работать в какой-то сфере, и там, конечно, ему потребуются определенные знания. Скажем, врачу потребуются химия с биологией, инженеру — математика с физикой, юристу — история, обществознание и английский. Но зачем знать то, что к его будущей профессии не имеет никакого отношения? Зачем тратить на это время, силы и нервы?

Так что вопросы вполне закономерные, и взрослые должны отвечать. Только вот дело в том, что далеко не всегда у них есть ответы. Вернее, обычно отвечают так: задача школьного образования — вырастить всесторонне развитого человека, обогащенного всем богатством культуры и потому легко встраивающегося в современную жизнь со всем ее многообразием. Но с точки зрения подростка, это даже не просто благоглупости — это еще и неверно по сути, потому что полным-полно примеров, когда люди прекрасно устраиваются в жизни, будучи абсолютно невежественными во всем, что не относится к их бизнесу.

Добавим еще и то, что споры о содержании школьной программы ведутся давным-давно и не утихают. Нужно ли всем уметь решать тригонометрические уравнения? Нужно ли всем знать дату Грюнвальдской битвы? Нужно ли всем знать строение кольчатых червей? Одно дело — принципиальная позиция, что биология пригодится, и совсем другое — что пригодятся именно кольчатые черви. Нет единства мнений ни среди родителей, ни среди учителей.

Отдельная тема — что за учитель преподает, есть ли с ним контакт. Дети чаще всего переносят отношение к учителю на его предмет, и им трудно объяснить, чем полезна, допустим, химия, если учитель по химии не нравится. Уметь отделять сам предмет от преподавателя могут далеко не все школьники. Да и не каждый взрослый...

И вот на этом фоне детям нужно отвечать. Отвечать не вообще про образование, а конкретно по каждому предмету. Отвечать не просто «это пригодится», а конкретно показывать, что и в каких ситуациях может пригодиться. Отвечать не просто «это же интересно», а показывать, что интересно и почему. Отвечать не просто «полезно для развития», а показывать, что именно развивает эта наука. Математика развивает одно, а литература другое. А химия — третье.

Кроме того, давайте будем честны: детям действительно может пригодиться в жизни далеко не все, чему их учат в школе. Поэтому внушать им «без математики ты и шагу не сделаешь», «не зная истории, попадешь в беду» нельзя. Мы же и сами в это не особо верим, вот и дети мгновенно просекут, что это мы говорим не от чистого сердца, а с воспитательными целями.

Правда в том, что речь должна идти о вероятном, а не о стопроцентном. Математика может пригодиться (причем не только технарю, но и гуманитарию), а может и нет. Незнание истории может довести до беды (но может и не довести). Будущее скрыто от нас, как повернется жизнь ребенка через 10, 20, 30 лет, мы не знаем, что пригодится ему, что нет, покрыто мраком. Потому-то школьная программа и дает детям знания, которые кажутся избыточными. Из расчета, что вдруг когда-нибудь вот именно это и пригодится, что запас карман не тянет (хотя подчас очень даже и тянет).

И еще одно: школьное образование в идеале дает не только конкретные знания, но и учит, как при необходимости получать новые знания. Однако учит оно этому не в рамках какого-то отдельного предмета, а фактически на каждом, какими-то вкраплениями в основной материал. Поэтому польза от той же физики не в том только, чтобы, к примеру, рассчитать силу тока в замкнутой цепи, но и в понимании, где и как искать информацию про черные дыры или, допустим, лазеры.

И вот после этих предварительных соображений можно уже говорить о конкретных школьных предметах. Но только не надо рассчитывать, что любой ребенок немедленно примет такие ответы и проникнется. Это ведь лишь информация к размышлению. Важно, чтобы она была, а уж когда и как она отзовется, нам знать не дано.

Зачем учить математику?

Разумеется, незачем ломиться в открытую дверь и доказывать, что если ты собрался стать авиаконструктором или программистом, то математика тебе необходима. Это и так понятно. А вот если ты хочешь стать музыкантом или дизайнером, психологом или юристом — тут-то она зачем понадобится? Какая от нее польза?

Как пригодится математика для будущей карьеры?

А польза есть. Изучение математики нужно не только тем, кому она потребуется для будущей профессии. Хотя бы уже потому, что, каким бы делом в современном мире человек ни занимался, ему приходится использовать IT, информационные технологии. Даже если человек занимается балетом или флористикой. Все равно приходится использовать компьютерные программы, пользоваться поиском в Интернете, размещать какие-то материалы в соцсетях… а эти умения косвенно связаны с математикой. Да, чтобы сверстать брошюру или смонтировать видеоролик, не требуется решать квадратные уравнения, но те интеллектуальные навыки, которые нужны для всего этого, вырабатываются именно в школьные годы, и вырабатываются в значительной мере именно математикой.

Иными словами, польза бывает не столько от конкретных математических знаний, сколько от того, что остается в голове после ее изучения. Есть известная цитата из Ломоносова: «арифметику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит», ее в советское время часто вывешивали как лозунг в кабинетах математики. И это действительно так.

Да и что касается профессиональной деятельности — не стоит так уж безапелляционно утверждать, что если вы гуманитарий, то математика никогда вам не потребуется. Художнику, например, пригодится знание так называемого «золотого сечения», на котором зачастую основана композиция картины, а само по себе «золотое сечение» — это вполне математическая задача (вычислить, чему равно отношение бόльшей части отрезка к меньшей, если весь отрезок точно так же относится к бόльшей своей части). Юрист может столкнуться с гражданским спором «хозяйствующих субъектов», где придется вникать в тонкости расчета налогов и кредитов. Психологу может понадобиться знание математической статистики, чтобы выявить закономерности в проводимых им экспериментах.

Как пригодится математика для развития?

Занимаясь математикой, человек имеет дело с абстракциями. В природе же не существует ни чисел, ни треугольников, ни функций — это всё порождения человеческого ума. Но абстрактные идеи существуют не только в математике. Тональность, презумпция невиновности, аперцепция, композиция — они тоже ведь на деревьях не растут и под ногами не валяются, это тоже абстракции, с которыми приходится работать музыкантам, юристам, психологам, художникам... Математика развивает способность ума оперировать абстрактными понятиями.

Решая, скажем, вычислительные примеры, ребенок учится действовать последовательно, внимательно, аккуратно. Он постоянно сталкивается с ситуациями, когда допущенная им ошибка всплывает не сразу, а лишь спустя несколько действий — и тем самым осознаёт, что торопливость до добра не доводит. Решая текстовые задачи, ребенок учится вычленять в некой жизненной ситуации (сюжете задачи) главное, переводить конкретное (яблоки, автомобили, трубы) в абстрактное (переменные, буквенные выражения, уравнения), то есть строить модели реальности.

Далее, математика вырабатывает важнейший навык — доказывать свои утверждения. Частично еще в пятом-шестом классах, а в полной мере — начиная с седьмого, детям приходится обосновывать правильность своих рассуждений, то есть искать доказательства. Конечно, понятие доказательства в математике отличается от того, что мы называем доказательством в обыденной жизни, но общие приемы рассуждений, используемая логика — те же самые.

Интересно, что, по мнению некоторых историков науки, сама по себе идея о необходимости доказательств математических утверждений зародилась в Древней Греции в VII-VI веках до нашей эры — и зародилась именно потому, что жители древнегреческих городов-полисов очень любили присутствовать на судебных заседаниях, «болели» за ту или другую сторону. И в какой-то момент ученые греки сообразили, что те приемы доказательства, которые используются в судебных спорах, можно применить и к абстрактным понятиям — треугольникам, углам, окружностям. Но точно так же возможен (и постоянно происходит) и обратный ход мысли — интеллектуальные навыки, полученные в ходе решения математических задач на доказательства, применить к обыденной жизни.

Как пригодится математика в практической жизни?

Наконец, знание математики может пригодиться и в бытовых обстоятельствах, вроде бы никак не связанных с профессиональной деятельностью человека. Например, собираясь брать кредит в банке, точно рассчитать, как долго и по сколько придется его выплачивать. Планируя ремонт в квартире или на даче, рассчитать оптимальное количество стройматериалов. Занимаясь домашними заготовками, посчитать, сколько нужно взять, например, уксусной кислоты, чтобы получить маринад такой же, как и в используемом рецепте. Масса ситуаций, требующих знания математики, может возникнуть, например, в турпоходе — определять высоты и расстояния, которые невозможно измерить непосредственно, ориентироваться по компасу или по солнцу и наручным часам, составлять раскладку по продуктам (если поход групповой, как это чаще всего и бывает).

В общем, польза от изучения математики будет в любом случае, даже если после школы ею и не придется заниматься. Но и так может быть, что она неожиданно потребуется — жизнь непредсказуема. А вот в каком объеме ее изучать, ориентироваться на минимум или на максимум — это уже действительно зависит от жизненного выбора школьника.

Но в любом случае успешный опыт изучения математики повышает конкурентоспособность человека абсолютно в любой сфере деятельности, даже, казалось бы, к математике отношения не имеющей. Потому что думать приходится везде. А умение думать само собой не дается, ему надо учиться. И чем раньше это начинать, тем лучше будет результат.

Зачем учить русский язык?

«Зачем мне учить русский? Ведь это мой родной язык! Пусть китайцы его учат, а я его и так знаю. И моя будущая профессия с русским никак не связана», — так зачастую говорят школьники.

Что тут можно возразить? Прежде всего, практическое соображение: придется сдавать ЕГЭ по русскому. Это экзамен, который ждет каждого — без него (по крайней мере, пока) не поступить ни в один институт. Причем чем солиднее вуз, тем выше те баллы, которые требуются для поступления. А это значит, что на ЕГЭ по русскому важен каждый балл.

Ну а если мы посмотрим на тестовую часть экзамена, то увидим, что в ней проверяется не только умение «правильно» писать, но и знание теории русского языка. Причем таких заданий не одно и не два. Так что, если хочешь поступить в вуз своей мечты, пусть даже совершенно с русским не связанный, придется осваивать теорию русского языка, чтобы не потерять драгоценные «первичные баллы» тестовой части ЕГЭ. Одной лишь врожденной грамотности (даже если она действительно есть) совершенно недостаточно.

Чем, однако, слаб этот аргумент? Он убедительный, неоспоримый, но не самый вдохновляющий. То есть убеждает лишь в том, что предмет изучать надо, но вот любви к нему явно не прибавляет.

Таким же убийственным для пробуждения интереса к русскому будет и другой ответ: «безграмотного человека на хорошей работе держать не станут». Во-первых, здесь речь идет лишь о правописании, а владение языком к этому вовсе не сводится. А во-вторых, это зачастую неправда. Мы ведь не раз встречали на «топовых» и ключевых позициях людей, которые не отличались грамотностью, потому что «правильный русский» не входил в число профессиональных компетенций, необходимых для их должности и профессии. Например, программист может писать с ошибками, но быть при этом отличным профессионалом. Не требуем мы абсолютной грамотности и от хирурга или водителя. Ну а бизнесмен — он вообще сам себе хозяин, некому его «уволить» за плохой русский.

Как пригодится русский язык для будущей карьеры?

Правда, надо сказать, сейчас появилась некоторая мода на продвинутое владение русским языком (спасибо, в частности, «Тотальному диктанту»). Эта идея встраивается в более общий образ «продвинутого» человека современности — спортивного, экологически мыслящего, профессионально успешного, имеющего несколько хобби, одно из которых, как правило, связано с природой, а второе — с культурой (чтение, кинопросмотры с дискуссиями, посещение выставок и тому подобное).

Так что даже если исходить из сугубо практических, утилитарных соображений, из желания сделать хорошую карьеру в выбранной специальности, то придется осознать неоспоримый факт: хорошее владение русским языком дает человеку существенное преимущество. Причем не только в самой работе, но даже и при устройстве на нее. Это же нелегкий процесс, тем более человеку молодому, без связей. Приходится рассылать резюме, ходить на собеседования. И чем лучше человек подготовлен к этому, чем богаче, ярче, грамотнее его речь, тем больше у него шансов пройти отбор.

Как пригодится русский язык в практической жизни?

Есть, однако, и другой, более серьезный аргумент в защиту изучения русского языка. Дело в том, что владеть языком — это прежде всего означает уметь с его помощью выражать свои мысли. И писать, и говорить так, чтобы тебя поняли правильно, чтобы тебя было интересно читать или слушать. Кроме того, это означает умение, обращаясь к разной аудитории, находить подходящую речевую манеру — например, с маленькими детьми мы говорим одним языком, с подростками — другим, общаясь с людьми высокой культуры, мы строим свою речь иначе, чем когда разговариваем с людьми простыми, не слишком образованными. То есть существуют разные уровни владения языком (родным ли, иностранным ли), и чем выше твой уровень, тем тебе легче общаться с людьми, тем продуктивнее складывается это общение. А общаться приходится любому человеку, какую бы профессию он ни избрал.

Причем всему этому — выразительности, точности мысли, художественным средствам, употреблению тех или иных речевых приемов — учат в школьном курсе русского языка. Разумеется, тут многое зависит от учителя, но сама по себе школьная программа предполагает овладение такими навыками.

Как пригодится русский язык для развития?

И наконец, есть третий аргумент: русский язык сам по себе очень интересен, это красивая и сложно устроенная система. Мы этого часто не замечаем, потому что воспринимаем свой язык как одну из присущих нам способностей: мы дышим, двигаемся, можем взять предмет, можем сформулировать и передать другому свою мысль… Но на самом деле язык — это феномен, не изученный до конца. Ученые до сих пор спорят, выдвигают разные гипотезы о том, как возник язык вообще, как возникло многообразие языков. Выходят сотни научных и научно-публицистических работ о том, как связан язык с картиной мира (и как можно, основываясь на лингвистическом анализе, сформулировать какие-то важные, мировоззренческие или психологические отличия русской и, скажем, немецкой или английской картин мира).

Задача лишь в том, чтобы это многоголосое научное «ах» каким-то образом «зацепило» что-то в душе подростка. Чтобы он вдруг понял, что он как носитель русского языка — обладатель уникальной, сложно устроенной, многоуровневой языковой системы (по-научному, — семиотической, то есть системы знаков), на каждом уровне которой находится свой набор элементов, взаимодействующих по определенным законам (а есть еще и законы межуровневого взаимодействия!). Но надо разобраться, как эта система работает и что нужно делать, чтобы использовать максимум ее возможностей, а не компьютером гвозди забивать, грубо говоря.

И только после того, как человек поймет, что впереди у него — море работы, но зато феерическая личностная награда в конце, и начинается, собственно, изучение родного языка. Которое обязательно включает в себя размышления над языком, внимательное изучение его теории и даже истории.

Не для хорошей оценки в школе. Не для высоких баллов на ЕГЭ. Не для «статуса» грамотного человека. Не для престижа. А для того, чтобы тот самый семиотический агрегат, владельцем которого ты просто по факту рождения оказался, заработал наконец в полную силу, чтобы превратился в ту «волшебную палочку», какой он и задуман.

А тогда, бонусом, будут и высокие баллы, и статус грамотного человека, и общественное признание («Он так говорит — заслушаешься…»; «Когда его блог читаешь — хочется бросить все и пойти за ним»), и постоянно углубляющееся лингвистическое самосознание. Помогающее и учить другие языки, и полюбить русский, ставший для тебя уже по-настоящему «своим».

Зачем учить литературу?

Скажем правду: для многих школьников это нелюбимый предмет. Причем это касается не только заведомых «технарей» — даже те ребята, которые хотят стать археологами или юристами, часто недоумевают: ну зачем изучать Пьера Безухова с Наташей Ростовой, какое отношение к их жизни имеют Печорин с Базаровым, что пользы им знать, в чем трагедия героев чеховского «Вишневого сада»?

А ведь ответы есть. Но только, прежде чем к ним перейти, давайте признаем: школьный курс литературы неидеален, программа неидеальна, учителя неидеальны. Поэтому не все, что дают на этих школьных уроках, пригодится в жизни. Не все. Но многое.

Как пригодится литература для будущей карьеры?

Казалось бы, если человек избирает профессию не гуманитарную, то зачем ему литература? Но дело в том, что, какую бы профессию он ни избрал, ему неизбежно придется коммуницировать с людьми. Причем с разными людьми, разного образования, воспитания, культурного уровня.

И вот тут незнание литературы может сыграть дурную шутку. Если выясняется, что человек, будучи даже хорошим специалистом в своем деле, не улавливает отсылок к общеизвестным произведениям, если он начинает понимать в буквальном смысле то, что понимают в переносном (например, на риторическое замечание «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?» станет спрашивать: «а это кто?»), если не способен поддержать разговор о книгах с коллегами или клиентами — возможности его карьерного роста сильно уменьшаются. Человека станут воспринимать как узкого специалиста, неспособного, однако, подняться на более высокий уровень.

Как пригодится литература в практической жизни?

Главное, что дает школьное изучение литературы — это понимание. Понимание человека, человеческих взаимоотношений, взаимоотношений человека и общества, человека и государства, человека и Бога, в конце концов. А без такого понимания жизнь становится скучнее, глупее. Да и опаснее, кстати (потому что, не понимая людей, легко оказаться жертвой тех или иных негодяев).

Почему же литература дает понимание? Потому что она возникла в незапамятные времена, еще до возникновения письменности (тогда она существовала как фольклор), она аккумулировала и выражала в ярких образах совокупный опыт человечества. Это потом уже возникли история и психология, а до того все это было в литературе, которая изначально даже не разделялась на «художественную» и «документальную». Значительно позднее уже под словом «литература» начали в первую очередь понимать литературу, построенную на авторском вымысле.

Казалось бы: ну и что? Мы ведь живем не во времена Гомера или хотя бы Данте, в наши дни можно все узнать о человеке и об обществе из наук: психологии, политологии, социологии. Не устарела ли литература как источник вышеописанного «понимания»?

Нет, не устарела. Потому что понимание чисто умственное, теоретическое, не пропущенное через собственные чувства, через сопереживание (пускай и вымышленным героям) немногого стоит. А когда мы читаем художественное произведение, особенно если оно талантливо написано, то включаемся в текст. Мы сопереживаем героям, примеряем на себя их обстоятельства, вместе с ними волнуемся, негодуем, стыдимся, надеемся. Начинает работать наше воображение, мы вольно-невольно рисуем у себя в голове картины происходящего в книге, мы в некотором смысле становимся соавторами писателя, досочиняем то, что в тексте или вообще не упомянуто, или намечено пунктиром. И вот тогда для нас становятся значимы проблемы героев, тогда мы начинаем видеть эти же проблемы и в нашей реальной жизни. Тогда и психология с историей и политологией дадут нам больше пользы, поскольку теоретические знания будут накладываться на уже подготовленную основу: на опыт сопереживания и размышления.

Но тут и у школьников, и у взрослых может возникнуть серьезное возражение. Пусть так, скажут они. Пусть чтение художественной литературы действительно облагораживает душу, действительно расширяет горизонты и готовит почву для освоения наук о человеке. Но при чем тут школьный курс литературы? Почему бы просто не сидеть дома, читая книги самостоятельно, кому что нравится? Зачем эта классика, зачем эти «образы героев», зачем эта теория — классицизм, романтизм, критический реализм?

Как пригодится литература для развития?

На это есть ответ. Школьная литература прежде всего учит читать. Казалось бы, парадокс! Читать все еще в первом классе научились, а многие и гораздо раньше. Но на самом деле читать — это нечто большее, чем просто складывать буквы в слова. Уметь читать — это значит понимать прочитанный текст, выделять в нем главную мысль, видеть, как автор эту главную мысль проводит, как ее обосновывает, какими художественными приемами пользуется, чтобы воздействовать на читателя. Мы читаем художественное произведение — и первым делом улавливаем сюжет. Но помимо сюжета, есть же и многое другое: мотивации героев, тонкости их взаимоотношений, причины, по которым они оказались в своих нелегких обстоятельствах, фон, на котором все это происходит. Не видя всего этого, глотая книгу, мы особой пользы не получим. Мы даже и сопереживать-то героям по-настоящему не сможем, поскольку не понимаем их, не понимаем, что вообще с ними происходит.

Так вот, в школе на уроках литературы именно этому и можно научиться — вдумчивому, внимательному чтению. Будь это «Капитанская дочка» или «Герой нашего времени», «Преступление и наказание» или «Мертвые души» — мы погружаемся в происходящее, мы всматриваемся во внутренний мир героев, мы разбираемся, что же это за ситуации, в которых они оказались, почему они в этих ситуациях поступают именно так, а не иначе, к чему они сами стремятся и что в итоге получается, и почему оно вот именно так получается.

Но — вновь возразит дотошный школьник — почему именно такое старье, почему именно классика? Почему бы не читать столь же внимательно современные книги, допустим, того же «Гарри Поттера»? Зачем погружаться в проблемы людей, живших 150-200 лет назад, в совершенно непонятную нам эпоху? Это же ушло в прошлое! Где вы в природе видели Кабаниху? Когда вы последний раз здоровались с Чичиковым? В каком болоте водятся Свидригайловы?

И снова на это можно ответить. Человек, в общем-то, не меняется на всем протяжении истории. Меняются внешние формы, декорации, но суть остается. Даже если у нас давно нет бояр, крепостных крестьян или приказных — мы по-прежнему можем увидеть в окружающих людях боярскую спесь или рабское ощущение «от нас ничего не зависит, все решает начальство», узнать подьяческую волокиту в официальных учреждениях… То есть, читая обо всем этом в классике, мы проводим параллели с сегодняшним днем и оттого понимаем происхождение нынешних проблем. А если бы читали только современную литературу, то и не ощущали бы единство времени, не замечали бы корней того, что нас возмущает, пугает или, напротив, обнадеживает в нынешних реалиях.

Кроме того, классика на то и классика, что прошла отбор временем, что в нее вошли не вообще все книги, написанные в давние эпохи, а лишь те, в которых созданы «вечные образы» — особые типы людей, которые почему-то возникают в разных поколениях; Гамлет или Ричард III, Дон Жуан или Дон Кихот, та же Кабаниха и тот же Чичиков — образы, которые вообще важны для понимания того, что такое человек.

…Да, большинство школьников не станут ни писателями, ни литературными критиками, ни литературоведами, но все они станут людьми. Мужами и женами, отцами и матерями, коллегами, соседями, друзьями, гражданами. Всем им придется выстраивать отношения с другими, всем им придется разбираться с самим собой. И для всего этого пригодится тот опыт вдумчивого чтения, тот опыт сопереживания героям, тот опыт осмысления текстов, который дает школьная литература. Да, можно пройти мимо этого опыта. Меньше знаешь — крепче спишь. Крепче — и скучнее.

Зачем учить историю?

Когда школьник говорит «Зачем мне знать историю, если я хочу стать физиком», ему обычно отвечают: какую бы профессию ты ни избрал, ты все равно должен быть высококультурным человеком, развитой личностью, понимать, в каком мире ты живешь, а для этого необходимо знать историю. Слова правильные, но совершенно недостаточные, потому что для подростка (не говоря уже о ребенке 10–11 лет) звучат слишком абстрактно, никак не соотносятся с его жизненным опытом. Между тем ответить можно гораздо конкретнее и ближе к его пониманию.

Как пригодится история для развития?

Первое, о чем следует сказать: никакой человек не существует только сам по себе, вне своей семьи. У каждого есть (или, по крайней мере, были) мама с папой, бабушки и дедушки. В семье передаются разные истории, хранятся старые фотографии, и, хотя ребенок не видел вживую своих прадедушек и прабабушек, все равно они становятся для него родными. В самом деле, он любит маму, а мама любит свою маму, его бабушку, а бабушка любит своих родителей, и так далее. Вот и возникает цепочка любви, протянутая в прошлое, это и есть чувство рода, причастности к прошлым поколениям своей семьи.

Но хочется же понять, а какой была жизнь этих прошлых поколений, на каком фоне, в каких условиях они жили, что влияло на их поступки, на их нравственный выбор. А понять это невозможно без знания истории. Причем не только отечественной, но и зарубежной, потому что (и этому в школе тоже учат) в мире все взаимосвязано, наша страна существовала и существует не изолированно, на ее культуру, политику, экономику влияло и влияет то, что делается за рубежом. Как, например, не зная историю европейских стран, понять причины Первой мировой войны, которая сыграла в судьбе России колоссальную роль? Как понять причины всех русских революций? Вывод: не зная историю, не поймешь и жизнь своих предков (как дальних, так и даже мамы с папой).

Во-вторых, школьный курс истории дает не только знание тех или иных исторических фактов, но еще и объясняет, как сложно устроено человеческое общество, какие в нем имеются неочевидные связи. Вот конкретный пример: в 1861 году произошло одно из важнейших событий нашей истории, отмена крепостного права. Люди, веками находившиеся в зависимом положении, подчас близкому к рабскому, получили наконец личную свободу. Казалось бы, проблема решена, страница перевернута. Но на самом деле отмена крепостного права поставила целый ряд новых и трудных вопросов. Будут ли освобожденные крестьяне наделены землей — основой крестьянской жизни? Как и за чей счет возместить потерю земли ее бывшим владельцам? Кто и как будет управлять бывшими крепостными? Наконец, в каком смысле они стали свободными? Может ли, например, крестьянин продать свою землю, уехать из родной волости и поселиться, где ему вздумается? И таких примеров неочевидных связей история дает множество.

Как пригодится история в практической жизни?

Зачем нужно понимать неочевидные связи? Затем, чтобы не поддаться соблазну простых, лобовых решений в сложных ситуациях. Это касается и глобальных процессов, происходящих в современном мире (мы мало можем на них влиять, но все равно вырабатываем то или иное отношение к ним), и нашей обыденной жизни, где тоже постоянно приходится быть осторожными, действовать согласно поговорке «семь раз примерь — один отрежь». Однако этот принцип, семь раз примерь, не предустановлен в наше сознание, ему надо учиться, а школьные уроки истории, особенно если их ведет толковый учитель, этому очень способствуют.

В-третьих, знание истории предохраняет нас от опасности увлечься той или иной мифологией, паразитирующей на историческом материале. В наше время таких мифов гуляет множество, начиная от «новой хронологии» Фоменко с Носовским и заканчивая уже совершенно нацистскими по своей сути идеологиями. Причем такая мифология бывает очень разной, она может вызывать светлые чувства и вдохновлять на подвиги, а может, напротив, распалять темное начало. Бывает историческая мифология, основанная на откровенном вранье и подтасовках (например, славянское неоязычество, берущее за основу так называемую «Велесову книгу», поддельность которой давно и твердо установлена), а бывает — основанная на выпячивании одних исторических фактов и замалчивании других. Однако в любом случае это не имеет ничего общего с исторической наукой, это домыслы и спекуляции. Такие мифы используются для того, чтобы манипулировать народными массами.

Если ты не хочешь оказаться жертвой манипуляции, то надо иметь защиту. Знание истории — это как раз и есть такая защита. Причем знание истории — это ведь не только знание фактов: что, когда и где случилось. Это еще и знание исторических законов, то есть тех закономерностей развития общества, что постоянно воспроизводятся в разные эпохи, в разных культурах, разных странах. А кроме того, хороший учитель истории еще и показывает школьникам, как отличить исторические мифы от твердо установленных фактов или от неподтверженных научных гипотез.

Зачем учить обществознание?

Этот предмет интересен тем, что вряд ли кому непосредственно пригодится в профессиональной деятельности. Юрист, политолог, социолог, культуролог, философ — все они приходят в профессию, получив в вузах и общегуманитарное, и специальное образование. Насколько сильно поможет им при обучении школьный курс обществознания — вопрос открытый. Наверное, какую-то роль сыграет, но даже если бы они в школе и не изучали такой предмет, то все равно бы с вузовской учебой справились. Раз уж выбрали такое направление, значит, имеют к нему и склонность, и мотивацию.

Как пригодится обществознание в практической жизни?

Зато всем остальным обществознание очень даже пригодится в будущем, совершенно независимо от избранной ими профессии. Дело в том, что школьный курс обществознания — это микс, совокупность сведений из разных областей знания. Тут и юриспруденция, и экономика, и социальная психология, и социология, и культурология, и философия. И все это дается именно для того, чтобы подготовить к взрослой жизни.

Потому что, действительно, невозможно жить в обществе и быть от него полностью независимым. Подросток взрослеет, становится самостоятельным, начинает жить взрослой жизнью — и сразу же оказывается соединен множеством связей с другими людьми. С однокурсниками, с коллегами, с соседями. Причем не только с теми, с кем хотелось бы общаться. Значит, чтобы правильно себя поставить, чтобы не оказаться в неловком положении или не стать жертвой манипуляции, человек должен понимать, как устроен любой коллектив, как в нем принимаются и реализуются решения. А это — социальная психология и социология.

И, конечно, любой человек — гражданин государства, в котором он живет. А в любом государстве действуют законы, регулирующие обыденную жизнь. Эти законы нужно знать — и для того, чтобы самому избежать ответственности, и чтобы при необходимости отстоять свои права или права своих близких. Сталкиваясь с представителями власти, человек должен знать границы их полномочий, должен понимать, как ему следует действовать, если с ним поступают беззаконно. И узнать это лучше заранее, в школьные годы, а не когда учиться на ошибках окажется слишком больно или слишком поздно. Между тем в курсе обществознания все это есть — основы правоведения.

Но жизнь человека зависит не только от государственных институтов и действующего законодательства. Огромную роль играют неписанные обычаи, господствующие стереотипы, массовые поветрия, не говоря уже о разного рода пропаганде, льющейся на нас со всех сторон. Как в этом во всем ориентироваться, как понять, твои ли это мысли и желания, или навязанные тебе кем-то? Для этого нужно понимать и устройство социума как единого целого, и особенности человеческого мышления, как индивидуального, так и массового. То есть снова социология, психология, а еще культурология.

Даже элементы философии, которые даются в курсе обществознания — и те могут пригодиться в обычной жизни. Например, если ты знаешь, что такое научный метод познания, что стоит за словами «наука доказала», «физики открыли», «медики опровергли» и так далее, то не поведешься на многочисленные фейки, не станешь безоглядно верить сенсационным публикациям, с осторожностью отнесешься к рекламе чудодейственных таблеток или фантастических медицинских приборов — то есть убережешь время, деньги и здоровье.

Как пригодится обществознание для будущей карьеры?

Кстати, о деньгах. Взрослому человеку нужно уметь не только их зарабатывать, но и грамотно тратить. То есть иметь представления о налогах, о кредитах, о коммунальных платежах, о банках и особенностях взаимодействия с ними, о том, как планировать свои расходы. Если взрослый человек хочет заняться бизнесом, надо заранее представлять, что это такое, с какими трудностями он столкнется. А это все основы экономики, и это тоже есть в курсе обществознания. Причем знание экономических реалий может потребоваться не только в частной жизни, но и в профессиональной. Где бы мы ни работали, все равно имеем дело либо с выделенными средствами (в бюджетной сфере), либо с доходами (частный бизнес), все равно нужно платить государству налоги и начисления, нужно понимать, какое место твоя работа занимает в общей системе экономики.

В общем, предмет безусловно нужный всем. И даже если не повезло с учителем, если на уроках скучно, это не повод на него «забить». В таком случае необходимые знания нужно искать на стороне, и в наш информационный век найти их нетрудно.

Зачем учить языки?

«Зачем учить английский? — иногда говорят школьники. — Для будущей профессии он мне не понадобится, а если что потребуется перевести, всегда есть онлайн-переводчики».

Что тут ответить? Прежде всего, таким ребятам можно посочувствовать: скорее всего, им не повезло с учителем, им неприятны уроки английского, там они чувствуют себя «лузерами», неудачниками, дома за плохие отметки их ругают, и в результате в сознании возникает связка: английский — это не мое, мне это не нужно, от него одни проблемы, нужно держаться от него подальше.

Речь, конечно, может идти не только об английском языке, а вообще о любом иностранном, изучаемом в школе. Просто английский приходится учить всем, а другие языки — тем, у кого есть к этому интерес, кто сознательно идет по гуманитарной линии. Вряд ли такой школьник станет ныть «зачем мне этот китайский?», «зачем мне этот испанский?». А вот про обязательный английский — ноют.

Как пригодится иностранный язык для будущей карьеры?

Теперь по существу. Что понадобится, а что не понадобится для будущей профессии, в школьные годы знать невозможно. Еще и сама профессия-то чаще всего не выбрана. Да и нужно постараться, чтобы найти такую профессию, где английский (а то и другие иностранные языки) не пригодится. В самом деле, английский (как язык международного общения) обязательно потребуется в бизнесе, в науке, в IT-сфере, в массмедиа, в юриспруденции, в медицине, в сфере услуг, в промышленности, в сельском хозяйстве. Потому что если ты хочешь стать хорошим специалистом, придется искать свежую информацию по теме, а она, скорее всего, еще не переведена на русский. Или, возможно, придется иметь дело с зарубежным оборудованием, инструкции к которому либо вообще не переведены на русский, либо переведены кое-как, и все равно надо будет вникать в английский оригинал. Любая профессия — она же не только в России существует, но и во всем мире тоже. Появляются новые данные, новая литература, есть сообщества профессионалов, проводятся встречи специалистов. Игнорировать все это, пользоваться лишь теми знаниями, которые получил в вузе или колледже — это гарантия, что высококлассным специалистом не станешь.

Как пригодятся иностранные языки для развития?

Но, предположим, будущая профессия действительно не потребует глубоких знаний английского. Однако жизнь не исчерпывается только работой. Есть же всякие увлечения, и почти для каждого из них нужен английский. Допустим, школьник интересуется современной музыкой. Значит, слушает песни зарубежных исполнителей, и чаще всего — на английском. Надо же понимать, о чем они поют!

Или, допустим, школьник интересуется кинематографом. Да, многие зарубежные фильмы дублированы. Но не все. А те, что дублированы, всегда ли дублированы хорошо? Ну и в любом случае интересно же, что актеры говорят в оригинале, как звучат их голоса, с какими интонациями. То же самое касается и аниме.

Или взять культовые книги. Например, «Властелина колец» Толкина, «Гарри Поттера» Роулинг. К их переводам всегда много претензий. И потому интересно же узнать, а что там было на самом деле в оригинале! А есть множество замечательных книг, которые вообще не переведены на русский, но их английские тексты легко найти в Интернете.

Кстати, изучая иностранный язык, мы постигаем иную логику мышления, иной способ выражать свои мысли. И это нужно как для понимания психологии иностранцев, так и для понимания собственного мышления, собственного языка. Ведь некоторые вещи можно понять, лишь сравнив их с чем-то другим.

Даже компьютерные игры — и те требуют знания английского. Большинство игр ведь произведено западными разработчиками, и пускай даже игра локализована в России, но, помимо самого процесса игры, есть же и общение на игровых форумах, в чатах. И вот там очень часто приходится разговаривать с иностранцами. На каком языке? Да на универсальном, то есть английском. И это не говоря уже о том, что игры, как правило, многопользовательские, проходя игру, ты взаимодействуешь с командой таких же игроков, и они могут находиться в соседнем доме, а могут — на другом конце земного шара.

А собирается ли школьник путешествовать по миру? Сколь бы сложно это ни было на данный момент, ясно же, что потом ситуация нормализуется. А значит, придется общаться с людьми в других странах, причем общаться не только на бытовом уровне. Возможно, с кем-то возникнет дружба. Как, впрочем, возникает она и при общении с иностранцами в Интернете.

Как пригодятся иностранные языки в практической жизни?

Но, может быть, для всего этого не нужно хорошо знать язык? Может быть, нас спасут онлайн-переводчики? На такие программы и школьники, и взрослые люди возлагают большие надежды. А зря.

Онлайн-переводчики разрабатываются как универсальные приложения, то есть их задача — сделать понятным общий смысл текста, независимо от его тематики. А это значит, что, кроме общего смысла, ничего и не поймешь. Не поймешь деталей, которые, может быть, крайне важны. Никакой искусственный интеллект, переводя текст, не может понять контекст и жанр. Не может понять, что это: статья в научном журнале, художественное произведение, частное письмо, переписка в соцсетях? А ведь от этого зависит, как переводить, какие дополнительные словари подключать. Даже одни и те же сленговые слова могут иметь разное значение в разных субкультурах.

Кроме того, если онлайн-переводчики используются не для чтения больших текстов, а для общения с иностранцами в мессенджерах, то возникает проблема речевого этикета. По-разному нужно обращаться к мужчинам и к женщинам, к работодателям и к коллегам, к тем, в чьей помощи ты заинтересован, и к тем, кто хочет от тебя что-то получить. По-разному принято общаться в разной среде. Подростки между собой общаются совсем иначе, чем ученые, военные общаются иначе, чем музыканты. А онлайн-переводчик таких тонкостей не знает. Если воспользоваться его переводом, то тебя, может, и поймут, но воспримут совсем не так, как тебе хотелось бы.

А уж тем более малополезен онлайн-переводчик при устном общении. Даже если его искусственный интеллект поймет твою русскую речь и адекватно переведет ее на английский, а потом поймет ответ собеседника и переведет на русский, это все равно потеря времени, это всем неудобно.

Поэтому изучать язык все равно придется, роботы нас не спасут. Но как его изучать, как добиться успеха, если в школе все сложно, с учителем нет контакта, на репетитора нет денег? Здесь спасет самообразование, это вполне реально. Тем более в наше время, когда в Интернете существует множество бесплатных ресурсов по изучению любого языка, а в первую очередь английского. Есть учебники, в том числе интерактивные, есть сообщества изучающих язык (благодаря таким сообществам, можно нарабатывать языковую практику), есть адаптированные книги. И очень хорошо, если родители тоже к этому подключатся, начнут дома разговаривать с детьми по-английски (заодно и свой уровень подтянут). И конечно, родители не должны ругать школьника за ошибки, неудачи, но должны хвалить за любой, даже самый маленький успех.

Но чтобы все это заработало, школьнику нужно найти свою мотивацию. То есть важную для него причину, по которой надо изучать английский. И если это не соображения будущей карьеры, то это — его увлечения. Ему надо лишь понять, как именно английский ему может пригодиться в том, чем он интересуется. Например, интересуется футболом — можно общаться с болельщиками из других стран. Интересуется фантастикой — можно читать непереведенные произведения любимых зарубежных авторов. Интересуется животными — можно смотреть зарубежные научно-популярные фильмы о них. Когда возникает заинтересованность, дело сразу идет на лад.

А когда дело пойдет на лад, когда возникнут первые успехи, тогда может проснуться интерес к самому языку, тогда станет понятно, что он красивый, выразительный, живой. Что английский — это действительно круто!

Зачем изучать физику?

Физика многим школьникам, особенно с гуманитарной направленностью, кажется наукой трудной и, главное, совершенно ненужной в их будущем. В самом деле, зачем ее знать? Профессия никак с ней не будет связана, а в быту, в ситуациях, имеющих отношение к физике (электрика, сантехника) можно вызвать специалиста. И вообще, окончив школу, можно забыть физику как страшный сон и больше никогда в жизни с ней не столкнуться. Так обычно аргументируют и дети, и взрослые.

В чем правда такой позиции? В том, что действительно жизнь может сложиться так, что человек о физике благополучно забудет, и она ему о себе никак не напомнит. Другой вопрос, а не могла ли бы его жизнь стать лучше, интереснее, да и безопаснее благодаря знанию физики?

А в чем неправда? Во-первых, в том, что будущее мы прозревать не в состоянии, и в 16–17 лет можем даже не подозревать, как повернется наша жизнь десять или двадцать лет спустя, что нам понадобится из того, что сейчас считаем бесполезным. Вот и знание физики может пригодиться даже ярко выраженному гуманитарию.

Как физика пригодится в практической жизни?

Во-вторых, физику нужно знать хотя бы в общих чертах для того, чтобы вообще понимать мир, в котором мы живем. Ведь точно так же, как человек не изолирован от общества, не изолирован он и от природы. А физика как раз и изучает самые фундаментальные свойства природы, на которых основаны уже более узкие области знания — химия, биология, да, кстати, и то, что у нас называют информатикой, а за рубежом — computer science. Есть часто используемое выражение: «да это чисто физически невозможно!» А почему то и то возможно, а то и то — нет? Для ответа на такие вопросы как раз и нужно знать физику хотя бы на элементарном уровне.

Иначе можно попросту оказаться жертвой обмана. К примеру, реклама часто предлагает приобрести различные приборы, которые совершают чудеса: исцеляют от всех болезней, улучшают характеристики электросети в доме (так что электричество становится чуть ли не бесплатным), влияют на погоду, позволяя вызвать в засуху дождь, и так далее. Человек, имеющий хоть какие-то представления о физике, понимает, что это явная чушь, что это невозможно, но масса людей на это покупается.

Или вот очень частая жизненная ситуация, когда мы нанимаем специалистов для проведения каких-то работ — допустим, сделать электропроводку на даче. Мастера и прорабы любят водить за нос необразованных людей, навязывая им ненужные услуги и решения. Например, делают проводку электрокабелем, рассчитанным на ток огромной мощности, такие на заводах используют, и стоит такой гораздо дороже, чем обычный. Или, тоже нередко бывает, продавцы в магазинах малограмотны и потому не могут предложить покупателю именно то, что в его ситуации нужно. Допустим, покупаете вы антенну для телевизора на даче, а вам предлагают то, что в ваших условиях бесполезно. Предлагают даже не из вредности, а просто потому что о волновой физике не имеют понятия.

К тому же знание физики делает нас более защищенными в быту. Допустим, гроза застала нас в поле или в лодке на большом озере. Как определить, насколько близко бьют молнии? И что делать, если бьют они совсем рядом? Об электричестве, приходящем в вашу квартиру, тоже стоит иметь некоторое представление. Что такое трехфазный ток? Зачем нужно заземление и каким оно должно быть? Как зимой уменьшить утечки тепла?

Так что знать физику бывает полезно и для кошелька, и для здоровья.

Как физика пригодится для развития?

Но одной лишь пользой дело не исчерпывается. Знание физики делает интереснее мир, в котором мы живем. Интересно же знать, например, отчего зимой сохнет в горле, отчего в ясную погоду ночи холоднее, чем в дождливую, почему планеты мерцают, а звезды нет, почему после дождя бывает радуга, почему небо синее, а не, допустим, желтое. Для человека малограмотного весь природный мир — это набор случайностей, он не видит взаимосвязи между наблюдаемыми явлениями, не осознаёт, что самые разные вещи — и яблоки, и звезды, подчиняются одним и тем же законам. Но любознательность, желание понять, как все это устроено, что лежит в основе, — нормальное, естественное стремление человеческого ума. Не надо это стремление искусственно подавлять, ограничивая себя лишь тем, что полезно. Скучно ведь так жить — в мире, где есть только полезное и нет интересного.

И наконец, в-третьих. Как и в случае с математикой, изучение физики дает не только набор конкретных знаний — оно еще и развивает ум, готовит человека к ситуациям, когда приходится искать непростое решение. Потому что физика учит решать некорректно поставленные задачи.

Вот, например, задача о падающем камне (спрашивается, за какое время он упадет с данной высоты). В реальной жизни на падающий камень действует не только притяжение земли, но и сопротивление воздуха (которое возрастает с увеличением скорости), и ветер, и даже форма камня влияет. И надо самому сообразить, какие факторы мы учитываем, а какими пренебрегаем. А получив результат, надо иметь в виду, что это не абсолютно точное значение, а приближенное, с какой-то погрешностью. Допустима ли такая погрешность? А это зависит от ситуации. Погрешность в метр при вычислении периметра озера Байкал ничуть не страшна. А погрешность в миллиметр при проведении офтальмологической операции может оказаться трагической.

То есть, решая физическую задачу, приходится оценивать исходные условия, соображать, что более важно, а что менее, осознавать, что решение все равно получается приблизительным. Но ведь ровно то же самое любому человеку приходится делать и в обычной жизни: искать решение, когда ситуация неоднозначна, когда любое решение имеет и плюсы, и минусы. Иначе говоря, изучение физики приучает относиться с осторожностью к любым рецептам и утверждениям.

В итоге приходим к тому, что, даже если физика и не пригодится в будущей профессии, даже если бόльшая часть полученных в школе знаний потом забудется, все равно в голове останется некая система представлений о мире, без которой жить и скучнее, и дороже, и опаснее.

Зачем учить химию?

Зачем учить химию? Это спрашивают школьники, которые избирают те специальности, где химия, как им кажется, никогда не понадобится. Зачем тратить силы и время на этот сложный предмет?

Давайте разберемся. Химия, как и многие другие школьные предметы, может оказаться полезной даже тем, кому она не потребуется по работе.

Как химия пригодится в практической жизни?

Во-первых, знание химии пригодится в обыденной жизни. Ведь с химией мы сталкиваемся повсюду. Мы постоянно имеем дело с разными материалами и веществами. Мы дышим «химией», едим «химию», носим «химию». Какая бы ни была у нас профессия, все мы решаем разные бытовые проблемы — покупаем продукты, готовим, стираем, принимаем лекарства, делаем ремонт и так далее. И чтобы делать всё это правильно, чтобы не потратить лишние деньги, не нанести вред своему здоровью, может помочь знание химии.

Например, стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается химическими реакциями, и хорошо бы представлять какими, чтобы не повредить ткани, выбрав неподходящие средства. А что делать, если мыльный раствор попал в глаза? Или отбеливатель попал на кожу и вызвал жжение?

Допустим, вы на даче самостоятельно что-то бетонируете, делаете бетон из цемента, песка и гравия. Для того чтобы он получился крепким, надо хотя бы примерно представлять, что бывает при смешении этих ингредиентов, какие тут происходят химические реакции.

А еще нам приходится готовить, применяя вычитанные где-то кулинарные рецепты к своим конкретным обстоятельствам. Скажем, по рецепту маринада требуется взять стакан девятипроцентного уксуса, а у вас есть только бутылочка с семидесятипроцентной уксусной кислотой. Сколько ее нужно взять и сколько взять воды, чтобы получилась нужная концентрация? Это же типичная задача по химии!

Наконец, химические реакции происходят и внутри нас, в человеческом организме, влияют на наше самочувствие. Когда мы лечимся от тех или иных заболеваний, принимая лекарства, хорошо бы представлять, на что и как эти лекарства влияют. Взять, например, изжогу и средства от нее — тут же дело в окислительно-восстановительных реакциях, и надо понимать, каким образом следует спасать свой желудок.

Тут, правда, можно услышать возражение: зачем для всего этого учить химию? Достаточно внимательно прочитать инструкцию к тому же стиральному порошку, к тем же строительным смесям, к тем же лекарствам... Но не всегда инструкции написаны исчерпывающе и толково, а кроме того, без общего понимания основ химии не все в таких инструкциях будет понятно. Всегда будет возникать вопрос — что из написанного в них принципиально важно, а что — опционально? Чем можно пренебречь, а чем нельзя?

А еще нередко можно столкнуться с назойливой рекламой, предлагающей чудодейственные препараты, которые выведут любые пятна, очистят от многолетних напластований сажи печной дымоход, сделают старую вещь как новую. Иногда это, мягко скажем, преувеличение эффекта, а иногда — попросту вредно для здоровья. Но чтобы не поддаться обаянию такой рекламы, нужно хотя бы в общем и целом представлять, как между собой взаимодействуют разные вещества, что получается в итоге... то есть, попросту говоря, знать основы химии.

И даже если не брать явное жульничество, если говорить о традиционных маркетинговых уловках — знание химии (прежде всего органической) может сэкономить наши деньги и сберечь здоровье. Например, хорошо бы знать, чем отличается пальмовое масло от подсолнечного и какое лучше. А правда, что дорогое оливковое масло действительно лучше и полезнее по составу, чем подсолнечное? Или зачем переплачивать за уникальное подсолнечное масло, на котором написано, что оно «без холестерина»? Полезно знать, что холестерин вообще не содержится в растительном масле, а встречается только в продуктах животного происхождения. Тогда зачем переплачивать за масло «без холестерина», в котором его и так никогда нет?

Как химия пригодится для развития?

Во-вторых, польза от изучения химии заключается не только в тех конкретных знаниях, которые остаются у школьника в голове, но и в тех интеллектуальных навыках, что он получает на уроках химии. Химия учит важным логическим действиям: расшифровывать символы и превращать их в текст-описание, и, наоборот, большой текст зашифровать символами длиной в одну строчку.

Такой навык пригодится в самых разных сферах жизни, от филологии до юриспруденции. Фактически, речь идет об умении «сжимать» и «распаковывать» информацию. Мы же часто встречаем сжатую информацию на рекламных щитах, в схемах на различных объявлениях. И нам часто приходится «распаковывать» информацию по диаграммам, схемам, графикам, формулам, уравнениям. Этому, оказывается, тоже учит химия!

И наконец, есть и в-третьих. Знание химии расширяет картину мира, показывает, как интересно, сложно и красиво он устроен, какие глубины скрываются за простыми вроде бы вещами. Тут речь уже не о практической пользе, а о более высоких материях. После школы пройдут годы, выпускники наверняка забудут какие-то конкретные факты, формулы, уравнения реакций — но представление о многогранности, сложности и вместе с тем объяснимости вещественного мира останется у них навсегда. Знать всегда интереснее, чем не знать. Чем больше знаешь, тем ярче, разнообразнее, интереснее становится твоя жизнь.

Зачем учить биологию?

«Зачем мне биология, если я стану адвокатом или переводчиком с испанского?» — недоумевают подчас школьники. А на самом деле ответ простой: знать биологию нужно каждому из нас совершенно независимо от того, какую профессию кто изберет. Потому что и переводчик, и адвокат, и физик, и военный, и продавец — люди. Живые существа. Биологические объекты. Знание о том, как мы устроены, что происходит в нашем организме, когда мы болеем, когда устаем, когда занимаемся спортом, когда растем, когда стареем — оно уж точно лишним не будет.

Более того, мы и живем в мире биологических объектов, иначе говоря, в биосфере. Мы гуляем в лесу, где растут деревья, кустарники, ягоды и грибы. Мы идем через поле, трава по пояс, мы плаваем в море, а там рыбы, медузы и прочая морская живность. Мы слышим крики птиц, а дома у нас, вполне возможно, есть домашние любимцы. В конце концов, практически всё, что мы едим, — растительного или животного происхождения. Неужели неинтересно знать, как все это устроено, какими свойствами обладает, по каким законам развивается?

Как биология пригодится в практической жизни?

Давайте представим человека, которому все это неинтересно. Он «забил» в шестом-седьмом классах на ботанику, и, оказавшись на природе, не будет знать, какие растения съедобные, а какие, напротив, ядовитые, какие можно, например, заваривать в чай, а какие даже и руками трогать опасно. Если у такого человека есть дача и он захочет выращивать там что-то, цветы например, то без знания основ ботаники у него ничего не получится. И даже если он найдет в Интернете какие-то полезные рекомендации на этот счет, то, скорее всего, не сможет их грамотно применить, потому что в голове нет систематических знаний — он попросту не разберется, что более важно, что менее.

Представим человека, который в восьмом классе «забил» на зоологию. Он не знает, что такое микробы и что такое бактерии, а поэтому, к примеру, не понимает, почему надо мыть руки перед едой и почему нельзя пить воду из лужи. Он не знает, каковы повадки животных, и потому никогда не сможет стать хорошим хозяином своей собаке или кошке. Оказавшись в дикой природе, он легко может стать жертвой диких зверей, потому что не знает, чего нельзя делать при встрече с ними.

Представим человека, который в девятом классе «забил» на анатомию и физиологию человека. Заболев сам или столкнувшись с болезнями близких, он не будет понимать, что именно происходит в организме, а поэтому даже не сообразит, к медику какой специализации надо обращаться. Более того, он может потерять деньги или здоровье, купившись на рекламу многочисленных жуликов от медицины, предлагающих «чудодейственные» приборы и препараты. Или стать жертвой мошенников, предлагающих лечение экстрасенсорными методами (у него же нет представления о работе человеческого организма, поэтому красивые слова «биополе», «аура», «энергетические каналы» кажутся ему вполне научными). Такой человек в случае чего не сумеет оказать первую медицинскую помощь ни себе, ни другим. Если такой человек займется спортом, то не сможет правильно тренироваться, потому что не понимает, как нагрузки на те или иные группы мышц влияют на общее состояние организма и на работу сердца, легких, мозга...

Представим себе человека, который в старших классах «забил» на общую биологию и основы генетики. Он окажется беззащитен перед множеством псевдонаучных идей, которые просто потоком льются на всех нас в СМИ и в Интернете. Например, страх перед генетически модифицированными продуктами (съел такой помидор — и в твои гены встроился ген помидора, вот сам в помидор и превратишься). А чего стоит, допустим, убеждение, что от рака надо лечиться водкой с подолнечным маслом! Недавняя эпидемия ковида, до сих пор, кстати, не сошедшая на нет, очень ярко показала, в какую безумную чушь могут верить взрослые люди, и вовсе не какие-то маргиналы. Какие дремучие у них представления о вирусах, о бактериях, об иммунной системе организма, о действии вакцин! Между прочим (об этом тоже надо сказать), невежество в основах генетики может иметь и политические последствия: такие люди могут уверовать в различные расистские теории о биологической неполноценности тех или иных рас и наций. Чем и пользуются всякие политические проходимцы.

Как биология пригодится для развития?

Но знать основы биологии нужно не только потому, что они обязательно пригодятся в будущем, не только потому, что без этого знания человек сильно рискует. Дело еще и в красоте мира, мира жизни. Ощущать эту красоту, красоту трав и зверей, ягод и морских звезд, бабочек и грибов — естественно для человека. И естественным образом у него возникает любовь ко всему живому. Но если ты что-то или кого-то любишь, всегда хочется побольше об этом узнать. Потому и стоит знать биологию, науку о живом. Для красоты.

География

Зачем учить географию? Не дворянская это наука. Извозчики всюду довезут! Так считала госпожа Простакова из комедии Фонвизина «Недоросль», и так до сих пор считают многие школьники. Заменить лишь извозчика на Яндекс-такси с навигатором — и готово дело.

Вообще, когда мы говорим о пользе какого-то школьного предмета в будущей жизни учеников, то имеем в виду три разные составляющие. Первая — это практическая польза от знания тех или иных фактов. Вторая — польза для интеллекта, который развивается при изучении данной науки. И наконец, третья — польза для мировоззрения, которое формируется с детских лет и углубляется на протяжении всей жизни.

Изучение географии в школе дает и знания, и ум, и формирует картину мира. Важно то, что школьная география — это ведь больше, чем только география. В этот предмет входят и другие науки — астрономия, метеорология, геология, экономика, экология. Знание географии необходимо и для освоения других наук — истории, обществознания, литературы. В самом деле, как можно понять европейскую историю Нового времени, не учитывая, что это была эпоха великих географических открытий? Как можно понять «Капитанскую дочку» Пушкина, не зная особенностей местности, где происходят события повести? Как можно разбираться в современных экономических проблемах России и мира, не понимая, какими путями происходит обмен товарами и где и как добываются газ, нефть, руды металлов, минералы и так далее?

Как география пригодится для практической жизни?

Что касается практических знаний, остающихся после изучения школьного курса географии, то это, прежде всего, общее представление о том, где какие страны находятся, каковы их природные особенности, какова их специализация в мировой экономике. Мы живем, несмотря на все сложности текущего момента, в глобальном мире, нам приходится путешествовать, приходится общаться и с иностранцами, и с жителями других регионов нашей огромной страны. Чем лучше мы представляем географию этих мест, тем позитивнее складывается общение. И наоборот: можно просто опозориться, не зная, например, в каком часовом поясе находится город вашего собеседника, есть ли в нем морские порты, какие растения и животные характерны для той местности.

Далее, школьный курс географии дает полезные навыки ориентирования на местности, что может пригодиться и в незнакомом городе, и в дикой природе. Ежегодно люди гибнут, заблудившись в лесу, а многие из них могли бы спастись, если бы знали, что делать в такой ситуации, как выйти в цивилизованные места.

Все мы, где бы ни жили, зависим от капризов погоды. В чем причина морозов и жары, есть ли какие-то закономерности в чередовании дождей и засухи, как это зависит от местности, как правильно понимать прогнозы метеорологов — все это тоже можно узнать на уроках географии.

Многие из нас любят путешествовать — и «цивилизованно», то есть в турпоездках, и совершая пешие или водные походы. Но какой бы формат путешествий мы ни избрали, сперва все равно приходится изучить особенности местности, куда направляемся. Одно дело лишь освежить полученные в школе знания, и совсем другое — разбираться, что называется, с нуля. И более того, любые конкретные знания хорошо усваиваются лишь в том случае, если встраиваются в заложенную ранее систему. К примеру, легко разобраться с тем, как течет река Сухона, если вообще знать, что такое исток, что такое устье, что такое меандр, что такое старицы, что такое пороги, что такое плёсы, как скорость течения зависит от рельефа, от глубины. А если всего этого не знать, информация из справочников мало чем поможет.

Многим из нас небезразлично, где именно мы живем, какова история нашей малой родины, как здесь, на этом месте, жили наши предшественники. Но в том-то и дело, что и экономическая, и культурная, и даже религиозная жизнь наших предков очень сильно зависела от географических особенностей местности. Если мы хотим в этом разобраться, нам опять-таки потребуется знание географии, причем знание системное.

До этого мы говорили преимущественно о пользе от географии физической, но в школе изучают и экономическую географию. А ее полезно знать всем, кто так или иначе имеет отношение к экономике. И к производству, и к торговле, и к логистике, и к инфраструктуре. Причем все это между собой связано. Допустим, фирма производит мебель. Она закупает древесину там-то и там-то (значит, нужно разбираться в природных особенностях местности, где растет этот лес), организует производство (для которого нужна электроэнергия, получаемая, к примеру, от местной гидроэлектростанции), она отгружает готовую продукцию продавцу (и надо понимать, каким путем — железной ли дорогой, автоперевозками ли, морем ли — эта мебель доедет до продавца и где продавец собирается ею торговать), как зависит спрос от местных особенностей. И это лишь самая простая схема, в реальной жизни все устроено гораздо сложнее, и на каждом этапе в таких схемах приходится учитывать географические факторы.

Это шла речь о практических, конкретных знаниях.

Как география пригодится для развития?

А как география развивает интеллект? Например, при работе с географическими картами. Чтение карты — это не такое простое дело с точки зрения работы ума. Тут задействованы и внимание к деталям, и память, и умение абстрагироваться от несущественных мелочей, и понимание символики (условные обозначения на карте означают те или иные реальные особенности на местности).

Или это умение выделять общее из частного. К примеру, в мире огромное множество рек, у всех есть свои особенности, но есть и нечто общее. В мире огромное количество горных массивов, они очень сильно различаются, но процессы, в результате которых они сформировались, общие, и у разных гор тоже есть общие свойства.

И обратное умение — выделять частное из общего, оно тоже формируется на уроках географии. Все реки текут, у всех есть исток и устье, но есть и различия, и Обь течет иначе, чем Волга, у Амазонки есть свои неповторимые особенности. То есть возникает понимание, что жизнь не сводится к общей схеме, что бывают отклонения, флюктуации, что их наличие нужно знать и учитывать.

Ну и, наконец, изучение географии в итоге способствует целостному мировоззрению. Есть планета Земля, она и часть космоса, и дом для человечества, она устроена так-то и так-то, пространство вокруг нас организовано именно таким вот образом, и это, пусть и не на сто процентов, но очень сильно влияет на нашу историю, культуру, экономику, на непростые взаимоотношения народов и стран. Изучая географию, мы изучаем не только мир вокруг нас, но и себя самих, нам яснее становятся причины тех или иных особенностей нашей жизни.


P.S. «Фома» благодарит за помощь в подготовке этого материала учителей математики Антона Буслаева и Нину Иващенко, учителей физики Владимира Майорова и Наталью Ялтанскую, учителя истории и обществознания Алексея Воробьева, учителя химии Елену Лобанову, учителя биологии Елену Герасимову, учителя русского языка Евдокию Варакину, учителя литературы Ирину Лукьянову, учителя английского языка Анну Юревич, учителя географии Юрия Самохина.

Подготовил Виталий Каплан

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
14 ноября 2022
Поделиться:

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь