Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 24 августа 2025 года: что будет в храме?

В воскресенье 24 августа Церковь продолжает праздновать Преображение Господне — это пятый день попразднства Священномученика Евпла Катанского, преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, преподобных Феодора, князя Острожского, и Иоанна Святогорского, мученицы Сосанны и с нею мучеников Гаия, папы Римского, Гавиния, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия чествует Церковь 24 августа. В этот день совершается память Собора Валаамских святых и обрéтения мощей праведной Иулиании Лазаревской, Муромской.

Воскресенье, 24 августа 2025 года

Обретение мощей праведной Иулиании Лазаревской, Муромской, празднует Церковь 24 августа. Жизнь этой праведницы — пример благочестия, возможного в семейной жизни. Ни большое хозяйство и частое отсутствие мужа по делам царской службы, ни 13 детей, ни голод и болезни не помешали подвижнице с самого детства много трудиться, помогать ближним и стяжать святость.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Младшая из боярских детей Недюревых Ульяна уже в 6 лет осталась сиротой. До 12 лет ее воспитывала бабушка в Муроме, а после ее смерти — тетка Наталья, у которой было 9 родных детей. Девочка молилась и старалась помогать другим: шила для нищих, сирот, вдов в ущерб сну. Тогда над ней смеялись даже слуги.

В 16 лет ее отдали замуж за богатого землевладельца Георгия Осорьина в село Лазарево, где они родила 10 сыновей и 3 дочери (7 детей умерли в младенчестве, а 2 погибли на царской службе). Георгий часто бывал в храме, а дома читал Священное Писание и жития святых вслух, поскольку Иулиания была неграмотна. Ей передали управление домом, и она, хотя вставала раньше всех, а ложилась последней, по ночам по-прежнему занималась рукоделием и на вырученные деньги помогала беднякам. Во время голода она втайне раздавала муку и масло. Во время эпидемии ухаживала за больными, рассказывая им о Христе.

После смерти мужа она раздала нуждавшимся всё, вплоть до теплой одежды, жила в бедности, творила Иисусову молитву.

В 1601–1603 неурожай был настолько повсеместным, что приходилось сушить лебеду и древесную кору, чтобы печь хлеб. Даже им Ульяна делилась, а вкус хлеба был даже лучше настоящего.

Перед кончиной 10 января 1604 года Иулиания призналась, что давно хотела уйти в монастырь, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления детям, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется».

В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого многие получали исцеления, особенно больные дети. Чудеса на могиле праведницы продолжались, и в том же 1614 году праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Свернуть

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 2

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

Кондак воскресный, глас 2

Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.

Перевод:

Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо, ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Перевод:

На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание — добровольное и миру возвестили, что Ты воистину Отчее сияние.

Тропарь священномученику Евплу Катанскому, архидиакону, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Е́впл / во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: / име́яй бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́, / сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. / Того́ моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод:

Мученик Твой, Господи, Евпл, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак священномученику Евплу Катанскому, архидиакону, глас 1

Зако́ны Христо́вы в руку́ обнося́,/ предста́л еси́, вопия́ враго́м, в по́двизе:/ самозва́н есмь страда́льчествовати тверде́йши./ Те́мже, приклони́в ра́достно вы́ю твою́,/ подъя́л еси́ усече́ние мече́м,// сконча́вый тече́ние твое́.

Перевод:

Законы Христовы (Евангелие) нося в руках, ты предстал перед врагами в подвиге, взывая к ним, добровольно вызвавшись на мученичество. Потому, радостно склонив шею твою, ты принял отсечение главы мечом, окончив путь своей жизни.

На вечерне во время всенощного бдения в субботу в храмах прозвучат стихиры на «Господи, воззвах»:

Пре́жде век от Отца́ Ро́ждшемуся Бо́жию Сло́ву, / Вопло́щшемуся от Де́вы Мари́и, / прииди́те, поклони́мся: / Крест бо претерпе́в, / погребе́нию предаде́ся, я́ко Сам восхоте́: / и воскре́с из ме́ртвых, // спасе́ мя заблужда́ющаго челове́ка.

Перевод:

Прежде веков родившемуся от Отца Богу Слову, воплотившемуся от Девы Марии, давайте поклонимся, ибо Он, Крест претерпев, погребению Себя предал, как Сам восхотел, и, воскреснув из мертвых, / спас меня,заблуждающегося человека.

Христо́с Спас наш, / е́же на ны рукописа́ние пригвозди́в на Кресте́, загла́ди / и сме́ртную держа́ву упраздни́: // поклоня́емся Его́ тридне́вному Воскресе́нию.

Перевод:

Христос, Спаситель наш, рукописание против нас, пригвоздив ко Кресту, изгладил и могущество смерти упразднил. / Поклоняемся Его воскресению на третий день.

Со Арха́нгелы воспои́м Христо́во Воскресе́ние: / Той бо есть Изба́витель и Спас душ на́ших, / и в сла́ве стра́шней и кре́пцей си́ле, // па́ки гряде́т суди́ти миру, его́же созда́.

Перевод:

Вместе с Архангелами воспоем Христово воскресение; ибо Он — Искупитель и Спаситель душ наших и в страшной славе с мощной силою снова грядет судить мир, который создал.

Тебе́ распе́ншагося и погребе́ннаго, / А́нгел пропове́да Влады́ку и глаго́лаше жена́м: / прииди́те ви́дите, иде́же лежа́ше Госпо́дь; / воскре́се бо, я́коже рече́, я́ко Всеси́лен. / Те́мже Тебе́ поклоня́емся, Еди́ному Безсме́ртному: // Жизнода́вче Христе́, поми́луй нас.

Перевод:

О Тебе, распятом и погребенном Владыке, Ангел возвестил женам и возгласил: «Придите, посмотрите, где лежал Господь; ибо Он, по слову Своему, воскрес как Всемогущий!» Потому мы поклоняемся Тебе, Единому Бессмертному: Податель жизни Христе, помилуй нас!

Воскресное богослужение в этот день включает в себя элементы службы праздника Преображения. Поэтому и в субботу вечером, и в воскресенье наряду с воскресными песнопениями и текстами в храме прозвучат праздничные тропарь, кондак и стихиры.

На литургии перед чтением апостола после воскресного будет возглашен праздничный прокимен: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, / вся премудростию сотворил еси».

Вместо традиционного песнопения «Достойно есть» хор пропоет задостойник — тот же, что и в сам праздник Преображения.

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23–35

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантоввес серебра; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Апостольское чтение

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 9, стихи 2–12

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Если для других я не апостол, то для вас апостол; [Зач. 141.] ибо печать моего апостольства – вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?
Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

День памяти святых

Мученица Сосанна дева и с нею Гаий, папа Римский, Гавиний пресвитер, Клавдий, Максим, Препедигна, Александр и Куфий (295–296)

Святая Сосанна была не только дочерью священника Гавиния и племянницей папы Римского Гаия, но и родственницей гонителя христиан императора Диоклетиана. Она без страха исповедала свою веру. Краткое рассказ о мученице слушайте на радио «Вера».

Мученик архидиакон Евпл (304)

Евпл служил в сицилийском городе Катане и проповедовал язычникам о Христе. Когда его схватили гонители, святой исповедал себя христианином и обличил идолопоклонство. За это его предали мучениям и бросили в тюрьму, где он молился, а Господь укреплял его. Представ вторично судье, он обвинил правителя в убийстве неповинных христиан. Перед казнью архидиакон продолжал разъяснять народу Евангелие, и тогда много язычников уверовали во Христа.

Преподобномученики Феодор и Василий Печерские (1098)

Перед уходом в монастырь Федор раздал свое имение, о чем впоследствии сожалел. О победе над страстью сребролюбия слушайте на радио «Вера».

Преподобный Феодор, князь Острожский (около 1483)

Князь Феодор был успешным воином и защитником Православия, но оставил все свои владения на Волыни и в Восточной Польше и принял монашество в Киево-Печерской лавре. О жизни праведника слушайте на радио «Вера».

Преподобный Иоанн Святогорский, Донецкий, иеросхимонах (1795–1867)

Молитвенное правило его включало 700 поклонов земных, 100 поясных, 5 000 молитв Иисусовых, 1 000 Богородичных, акафисты и помянник. За самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь еще при земной жизни наделил его дарами непрестанной молитвы, рассуждения, прозорливости и чудотворений.

Прославление Иоанна Затворника в возродившейся Свято-Успенской обители Харьковской епархии состоялось 30 лет назад, 24 августа 1995 года.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Будущий святой родился в Курске в семье мещан Крюковых и с детства мечтал о монашестве. В 9 лет вместо школы его отдали на обучение мастеру по изготовлению изразцов, который был очень жестоким и жадным. После обучения Ваня женился по принуждению родителей, открыл собственную мастерскую, а чуть позже — два постоялых двора и трактир. Супруга его умерла, он остался бездетен, похоронил отца и тогда решил оставить старую мать на попечение одной из замужних сестер и уйти в монастырь.

После молитв в Киево-Печерской лавре он ушел в небогатую Глинскую пустынь Курской епархии. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. Будучи неграмотным, он по благословению начал учиться, быстро освоил Псалтирь и научился писать. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникий и назначен экономом обители. Через 11 лет вместе с частью Глинской братии он получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии. Он много потрудился над устроением обители: занимался строительством и отделкой храмов, расчисткой пещер и подземных ходов. Позднее Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился 1850 году после многих суровых испытаний священноначалия, целью которых было проверить его смирение. Небольшое окно в двери служило ему для принятия пищи и питья. Сама келья напоминала сырой и холодный ледник. Спал он в гробу, наполненном соломой, которая через месяц истлевала от сырости. Насекомые кишели в келии, в гробу и в одежде, под которой подвижник носил вериги. Через 2 года он принял схиму. От постоянного пребывания в темноте иеросхимонах Иоанн ослеп. Он даже в старости очень любил молиться с поклонами (совершая до 1 000 в день), говоря, что в переутружденном теле ощущается дух умиления и теплота сердечная. В таких подвигах он провел 17 лет, в конце жизни во избежание славы юродствовал.

Народное почитание Иоанна началось сразу же после смерти, день которой он предсказал. У мощей святого произошло множество исцелений, запись которых велась в монастыре. После большевистского переворота 1917 года паломничества к его могиле продолжались.

30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Иоанна Святогорского с установлением даты памяти в день его упокоения — 24 августа.

Свернуть

Собор Валаамских святых

Преподобные и исповедники входят в состав собора, но большинство прославленных святых Валаамской обители — преподобномученики, пострадавшие от большевиков-безбожников в ХХ веке.


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
9
Сохранить
Поделиться: