В воскресенье 14 января Церковь отмечает праздник, который называется по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его прославленной в святых матери Емилии совершается в этот день. 14 января мы молимся мученику Василию Анкирскому и святителю Афанасию Полтавскому. Также 14 января Церковь почитает преподобномученика Иеремию (Леонова), священномучеников Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, священномучеников Александра (Трапицына), архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 14 января.


Воскресенье, 14 января 2023 года, по плоти Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

На 14 января в 2024 году приходятся сразу четыре знаменательных события: праздник Обрезания, память Василия Великого, воскресный день и старый Новый год.

Святитель Василий Великий является одним из трех вселенских великих учителей и святителей. Он был архиепископом в городе Кесарии Каппадокийской. Святитель Василий создал чинопоследование литургии, которую служат всего 10 раз в году. Подробнее о святителе Василии и его трудах читайте в нашем материале.


Особенности православного богослужения

В воскресенье 14 января совершается литургия Василия Великого. День памяти святителя — один из 10 дней в году, когда служат его литургию. Ее особенность в большей продолжительности, чем литургия Иоанна Златоуста, из-за молитв, которые священник возносит в алтаре. Вместе молитвы Божьей Матери «Достойно есть...» исполняется «О Тебе радуется...» Дважды за богослужением звучит имя святителя Василия Великого.

Тропарь Обрезания Господня, глас 1

На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снисхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава Промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезания Господня, глас 3

Всех Господь обрезание терпúт/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ даéт спасение днесь мúру./ Радуется же в Вышних и Создáтелев иерарх,// и светоносный, Божественный таúнник Христов Василий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Тропарь святителя Василия Великого, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсúл еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Перевод: По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твое: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителя Василия Великого, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господство человеком,// запечатлея твоими веленьми, небоявлéнне Василие преподобне.

Перевод: Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием и запечатывая его твоими учениями, открывающий небесное Василий преподобный.

Молитва святителю Василию Великому

О, великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем всякий дар, коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Марка, глава 1, стихи 1–8

Читать отрывок

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего, 2 как написано у пророков: «Вот Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: „Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“». 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, 7 и проповедовал, говоря: «Идет за мною более Сильный, чем я, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Свернуть

Комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, глава 2, стихи 20–21, 40–52

Читать отрывок

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было. 21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. 41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Луки 2:40-52

© Библия Онлайн, 2003-2024.

Свернуть

Комментирует священник Стефан Домусчи

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23

Читать отрывок

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи, и Иерусалима, и приморских мест тирских и сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страдающие от нечистых духов были исцелены.

19 И весь народ хотел прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо возрадуетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Свернуть

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Второе Послание апостола Павла к Тимофею, глава 4, стихи 5–8

Читать отрывок

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. 6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 2, стихи 8–12

Читать отрывок

8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. 11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Послание апостола Павла к Евреям, глава 7, стих 26 — глава 8, стих 2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Читать отрывок

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист Игумнов


День памяти святых

Святая Емилия, матерь святителя Василия Великого (IV)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Краткие рассказ о святой Емилии, матери нескольких святых, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский (1869–1919), и с ним священномученики Михаил Блейве и Николай Бежаницкий

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Епископа города Таллина священномученика Платона арестовали прямо в алтаре.

Рассказ о священномученике читайте в нашем материале.

Священномученик Михаил Блейве (29 октября 1873 — 14 января 1919)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Он был настоятелем кафедрального Успенского собора Юрьева с 1918 года, когда храм стал центром русской духовной жизни города в период оккупации немцами. В июле 1918 года отец Михаил писал одному из своих ближайших помощников: «Жизнь наша течет своим обычным порядком, при тех же стеснениях... Положение наше печально, но не безнадежно. Верим, что все изменится, и этой верою живем».

Читать житие

Родился в селе Оллустфере Феллинского уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика Иоанна Блейве. Первоначальное образование Михаил получил в Рижском духовном училище. В 1894 году окончил Рижскую духовную семинарию и стал служить псаломщиком в Иоанно-Предтеченской церкви в Риге, одновременно он был певчим в архиерейском хоре. 2 января 1900 года Михаил Иванович был рукоположен во священника к Гарьельской церкви Верроского благочиния. В 1905 году во время действия правительственных отрядов, занимавшихся подавлением революционного мятежа, он выступил в защиту осужденных на смертную казнь мятежников.

Во время Первой мировой войны город Юрьев оказался в прифронтовой полосе, сюда были переведены из Риги многие правительственные учреждения, через город шли на фронт войска из России, здесь скапливалось большое количество беженцев, много было людей обездоленных, которым отец Михаил старался помочь. В это время Успенский собор не вмещал всех желающих помолиться, и площадь собора была увеличена с помощью разных пристроек.

В 1917 году в Эстонии была провозглашена советская власть, которая вскоре сменилась немецкой оккупацией. Русские в Прибалтике оказались в особенно тяжелом положении. Вместе с крушением империи прекратилась правительственная помощь всем русским приходам, и отец Михаил стал изыскивать средства для членов причта. Со временем положение с продовольствием в городе становилось все более тяжелым, и из Успенского собора стали уходить псаломщики в сельские храмы, потому что в селах еще сохранялись какие-то продовольственные припасы. Вместо ушедших отец Михаил нашел благочестивых верующих людей, которые согласились исполнять обязанности псаломщиков бесплатно, и организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу жить и в это тяжелое время.

В начале 1918 года в Юрьев прибыл епископ Платон (Кульбуш), который много потрудился в деле укрепления веры и просвещения православных эстонцев. По ходатайству приходского совета он назначил отца Михаила настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. По благословению епископа Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Они знакомили слушателей с жизнью и подвигами русских святых, преподобных Антония и Феодосия Печерских, святителя Стефана Пермского, священномученика Патриарха Гермогена, преподобного Серафима Саровского. В трудное время подвиг русских святых вновь стал единственной опорой и образцом жизни для верующих. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан; этому хору отец Михаил уделял большое внимание. С 1917 года и до лета 1918-го отцу Михаилу приходилось отстаивать перед оккупантами Свято-Исидоровскую церковноприходскую школу, которую первое время не желали признавать германские власти.

В декабре 1918 года Юрьев захватили большевики. Начались обыски и аресты. Был арестован епископ Платон. Домашние уговаривали отца Михаила скрыться, уходить из дома хотя бы на ночное время, но он эти предложения с возмущением отверг. Вскоре власти арестовали его. Протоиерей Михаил Блейве принял мученическую кончину вместе с епископом Платоном 14 января 1919 года.

Свернуть

Священномученик Николай Бежаницкий (14 декабря 1859 — 14 января 1919)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Во время революционных беспорядков 1905 года, когда по стране прокатилась волна террора, многие из вдохновителей и участников беспорядков были арестованы, а некоторые приговорены к расстрелу. Отец Николай стал добиваться изменения их участи, и для четырех приговоренных к расстрелу смертная казнь была отменена. Относительно облегчения участи других арестованных отец Николай обратился за помощью к епископу Рижскому и Митавскому Агафангелу (Преображенскому), и тот со своей стороны оказал необходимое содействие.

Читать житие

Родился в Лифляндской губернии в семье священника Стефана Бежаницкого. Николай Степанович окончил Рижскую духовную семинарию и женился на дочери священника Ярославской епархии Иоанна Казаринова Марии. Был рукоположен во священника ко храму в Перновском уезде, затем служил в храме в городе Феллине и в Георгиевском храме в городе Юрьеве. Возведен в сан протоиерея.

Об отце Николае сохранились воспоминания как о священнике, который много сил отдавал делу народного просвещения, благотворил нищим и обездоленным.

После захвата власти в Эстонии большевиками протоиерей Николай был арестован вместе с епископом Ревельским Платоном (Кульбушем) и принял мученическую кончину от рук революционеров.

Свернуть

Преподобномученик Иеремия (Леонов), монах (1 января 1876 — 14 января 1918)

В Валаамском монастыре он нес послушание в слесарной мастерской. Слушайте краткое житие преподобномученика Иеремии на радио «Вера».

Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (1862–1919)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Архиепископ Александр пытался убедить революционную власть прекратить кощунство и не вскрывать мощи преподобного Феодосия Тотемского: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия “земля еси, и в землю отъидеши”, должны подвергаться и подвергаются тлению... Но есть “люди, имеющие ревность Божию не по разуму, которые утверждают, будто мощи святых непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько не разрушенные и не поврежденные тела”. Мнение этих людей, как одностороннее и неправильное, и приносит много вреда Церкви. Церковь же под мощами разумеет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела. Такое понимание Церкви явствует уже из самого названия останков святых “мощами”. По филологическому исследованию профессора Голубинского, слово “мощи” главным и собственным образом означает не целое тело, а части тела: древнеславянское “моща” в единственном числе значит остаток, множественное “мощи” — остатки...»

Читайте житие священномученика Александра в нашем материале.

Вместе с архиепископом Александром пострадали за веру несколько священников Самарской епархии.

Читать жития пострадавших

Священномученик Иоанн Сульдин (12 января 1880 — 14 января 1938)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Отец Иоанн многократно подвергался арестам — в 1923, 1924, 1925, 1926 и в 1930 годах. Во время его последнего ареста Ильинская церковь Сызрани, в которой он служил настоятелем с 1920 года, была закрыта, и, освободившись из заключения, отец Иоанн, как и большинство сызранских священников, чьи храмы были закрыты, стал служить в городском Казанском соборе. По показаниям свидетеля, он сказал за литургией проповедь о том, как мучили древних христиан за веру Христову и что такое же время пришло и сейчас.

У отца Иоанна родилось шестеро детей; после рождения последнего ребенка супруга умерла, и священник, не оставляя попечения о детях, еще больше времени стал уделять церкви. Сохранились свидетельства, что отец Иоанн «являлся громадным авторитетом, и к его слову и мнению все прислушивались и тянулись к нему. Авторитет его был не только среди духовенства, но и у мирян, особенно у тех, которые в прошлом были видными людьми».

Во время очередного ареста в камеру, где были заключены священники, был помещен осведомитель, который доносил следователям, о чем они говорили между собой. В частности, он показал: «Из разговоров в камере № 4 со священником Ильинской церкви Сульдиным выяснилось, что у Сульдина, на его квартире, частенько собирались еще до момента закрытия церквей в Сызрани. В момент этих сборищ между ними, говорил Сульдин, происходил обмен мнениями относительно происходящих в настоящее время событий, а также по отдельным мероприятиям советской власти. 19 мая 1931 года Сульдин и Жегалов в разговоре в камере № 4 определенно заявили: "Пусть с нами что хотят делают и какая угодно пусть нас ожидает кара, но мы признаваться не будем, до конца будем стоять на своем пути, чтобы с нами ни делали. Мы чувствуем, что не останемся жить..."» 28 октября 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Иоанна Сульдина к трем годам заключения в концлагерь. После отбытия заключения он в 1933 году снова был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки отец Иоанн приехал в Самару. 30 ноября 1937 года он снова был арестован. Расстрелян 14 января 1938 года вместе с архиепископом Александром.

Священномученик Вячеслав Инфантов (1883–1938)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Родился в семье писаря Александра Инфантова. Учился в Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен во священника. В 1930 году власти арестовали его и продержали около полугода в Самарской тюрьме. В 1937 году он вновь был арестован. Расстрелян 14 января 1938 года вместе с архиепископом Александром.

Священномученик Василий Витевский (24 января 1873 — 14 января 1938)

Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице, пред Богоявлением, воскресенье, 14 января 2023 года: что будет в храме?

Родился в селе Новая Бинарадка Ставропольского уезда Самарской губернии в семье священника Иоанна Витевского. Окончив Духовную семинарию, он был рукоположен во священника и до 1921 года служил в одном из сел Самарской епархии. С 1921 года он стал служить в храме в городе Покровске.

В 1929 году отец Василий по обвинению в контрреволюционной деятельности был приговорен к трем годам ссылки. 25 декабря 1930 года он снова был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Будучи допрошен, отец Василий виновным себя не признал. По этому делу было арестовано одиннадцать человек — девять священников, церковный староста и прихожанин. Все обвиняемые были приговорены к десяти годам заключения и направлены в различные лагеря. Отец Василий был отправлен на Беломорско-Балтийский канал. В 1933 году Коллегия ОГПУ постановила отца Василия «условно досрочно» освободить. Священник вернулся в Самару и здесь 30 ноября 1937 года был вновь арестован. Расстрелян 14 января 1938 года вместе с архиепископом Александром.

Священномученик Александр Органов (1973–1938)

Родился в селе Туарин Самарской губернии в семье диакона Александра Органова. С 1894 по 1898 год Александр Александрович служил в 1-й дивизии 1-го Преображенского полка рядовым, а затем был назначен ротным писарем. Выйдя в отставку, он стал служить в храме псаломщиком, в самый разгар послереволюционных гонений принял сан священника и затем служил в храмах Самарской епархии до ареста в 1937 году. Расстрелян 14 января 1938 года вместе с архиепископом Александром.

Священномученик Александр Иванов (1870–1938)

Родился в Самарской губернии в семье псаломщика Петра Иванова. В 1888 году Александр окончил Самарскую духовную семинарию и 22 сентября того же года был рукоположен во священника ко храму в селе Стюхино, затем служил в селах Семеновка, Киндяково и Кривая Лука. Везде, где ему приходилось служить, он заведовал церковноприходскими школами.

В 1930 году власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в противодействии устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.

После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода стал все сильнее слабеть. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 года священник купил билет и сел в поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но все же он благополучно добрался до Самары. В 1937 году сотрудники НКВД снова арестовали его. Расстрелян 14 января 1938 года вместе с архиепископом Александром.

Священномученик Иаков Алферов (1878–1938)

Родился в селе Шламка Самарской губернии в семье крестьянина Иоанна Алферова. До революции Яков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 году власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско-Балтийский канал. В 1933 году отец Иаков вернулся на родину. В 1937 году он был вновь арестован. Расстрелян 14 января 1938 года вместе с архиепископом Александром.

Священномученик Иоанн Смирнов (1873–1938)

Родился в селе Новая Рачейка Самарской губернии в семье священника. По окончании Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1937 году отец Иоанн был арестован вместе с архиепископом Александром и другими священниками.

Свернуть

Праздники, которые вспоминает Церковь 14 января, дополняют друг друга.

Праздник Обрезания говорит нам о любви Спасителя к нам, которая выражается в умалении Божества: Предвечный Бог становится Младенцем и подвергается болезненному обряду, который совершался над всеми мальчиками, рождаемыми в избранном народе. Память Василия Великого говорит о величии человеческой природы, о том, к чему мы все призваны. Святитель Василий сумел отстоять правду, когда Церковь была раздираема ересями. В отсутствие устроенной церковной жизни он стал настоящим архиереем: ввел благочестивые обычаи и заботился о нуждающихся. Написал замечательные труды, в которых изъяснил, как Бог сотворил мир. Он не боялся ни царей, ни гонителей и умер достаточно рано, потому что жизнь его была подорвана постом, бдениями, непрестанными трудами по созиданию святой Церкви.

Вспоминая Обрезание Господне и молясь Василию Великому 14 января, мы переходим в новый год по старому гражданскому стилю.

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
5
Сохранить
Поделиться: