Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?
Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Почему Рождеств в России – 7 января, а не 25 декабря? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.
Юлианский календарь (старый стиль)
Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем. Юлианский год — 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день — 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.
Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская, Чешских земель и Словакии), в Китайской Автономной Православной Церкови и Японской Автономной Православной Церкови, а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.
Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
Григорианский календарь (новый стиль)
Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
- номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
- остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (... 1892, 1896, 1904, 1908...).
Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.
Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
В чем проблема?
На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно — существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».
Необходимые определения
Тропический (солнечный) год — отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.
Равноденствие — день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
Новоюлианский календарь
В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879–1956).
Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.
Год считается високосным, если:
- его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
- его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.
Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).
Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Элладская, Кипрская, Константинопольская, Румынская, Православная Церковь в Америке).
Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам (т.е., например, Рождество Христово – 25 декабря).
Классификация Православных Церквей по используемым календарям
Новоюлианский календарь до 2800 года совпадает с Григорианским. Используется для исчисления неподвижных праздников. При этом все Православные Церкви празднуют Пасху и все связанные с ней подвижные праздники по юлианскому календарю (Александрийская пасхалия). Исключение составляет только Финляндская Православная Церковь, которая использует пасхалию григорианского календаря.
Юлианский календарь
- Иерусалимская Православная Церковь
- Русская Православная Церковь
- Грузинская Православная Церковь
- Сербская Православная Церковь
- Православная Церковь Чешских земель и Словакии
- Монастыри Святой горы Афон
- Китайская Автономная Православная Церковь
- Японская Автономная Православная Церковь
- Польская Православная Церковь
Григорианский календарь
- Финляндская Автономная Православная Церковь
Новоюлианский (исправленный) календарь
- Албанская православная Церковь
- Александрийская Православная Церковь
- Антиохийская Православная Церковь
- Болгарская православная Церковь
- Элладская православная Церковь
- Кипрская Православная Церковь
- Константинопольская Православная Церковь
- Православная Церковь в Америке
- Румынская Православная Церковь
Последствия реформы календаря
Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия — в 1752 году.
В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:
а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;
б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).
На государственном уровне Россия перешла на григорианский календарь в 1918 году. Но Церковь продолжила жить по Юлианскому (так появились "старый" и "новый" стиль).
15 октября 1923 года Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Русской Православной Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).