Вопрос читателя:
Вопрос про праздник обрезания Господня. Обрезание в христианстве не используется. Да, Христос был еврей. В младенчестве всех евреев обрезали. Но мы-то православные христиане. Зачем нам это праздновать? У евреев много своих обрядов. У православных свои обряды. Зачем нам праздновать этот факт в биографии Христа?
Отвечает иерей Сергий Ширапов:
Добрый день!
Обрезание Господне празднуется не просто так. В свое время оно сыграло важную роль против еретиков-докетов, лжеучивших, что Христос явился призрачно, без тела. Факт Обрезания Христа, упомянутый в Евангелии, красноречиво свидетельствовал о истинном Боговоплощении.
Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.
С Крещением у ветхозаветного Обрезания действительно есть некоторая общность в том смысле, что на 8-й день не только обрезывали, но и нарекали имя (как и сейчас у нас нарекают в этот день, если следовать Требнику): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк 2:21).
Мы празднуем не только Обрезание Господне, но и Сретение, когда по тому же Ветхозаветному Закону Родители принесли Богомладенца на 40-й день. И это мы празднуем не для того, чтобы иудействовать!
Сретение — не просто иудейский обряд. Это чудесная встреча святого Симеона Богоприимца со Своим Господом и его пророчество о Нем и Его Матери. Это встреча Ветхого Закона с Новым, которая показывает преемственность последнего от первого и его превосходство над первым. Симеон знал, что пришел долгожданный Мессия, о чем так долго пророчествовал весь Ветхий Завета, и дождался своей встречи с Ним. Сретение значит «встреча», и в этот день верующие празднуют встречу Бога и — в лице конкретного человека — всего человечества. Благодарственные слова Симеона Богоприимца, произнесенные в тот день, стали молитвой и ежедневно звучат в храме («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...»).
Помоги Вам Бог!