Проблема здоровья сегодня — одна из острейших для России. О ней говорят общественные организации, власть, медики. В последнее десятилетие число заболеваний постоянно увеличивается, болезни «молодеют», а смертность возрастает. Население страны сокращается, и есть большой соблазн списать вину за это на несовершенную систему здравоохранения. Однако необходимо понимать — истоки проблемы здоровья находятся вне зоны ответственности медицины. Ведь чаще всего мы доверяемся ей только тогда, когда становимся пациентами больницы или инвалидами. Сегодня нам следует вести речь не только об изъянах здравоохранения, но и о культуре отношения людей к своему здоровью вообще.

Кроме того, вопрос здоровья имеет четкое христианское измерение: он напрямую сопряжен с тем выбором, который совершает каждый верующий человек: кому служить и как служить?

Безусловно, для христиан неприемлем культ тела. Попытки любой ценой сохранить молодость и внешнюю красоту далеки от христианского понимания отношения к телесности. Но не менее далеко от него и наплевательское отношение к собственному организму. Не спешите возмущаться. Да, христианство апеллирует прежде всего к состоянию души и духа. Да, многие православные подвижники на первый взгляд опровергали своей жизнью необходимость заботы о теле. Однако нам важно, чтобы тело помогало решить проблему души, но никак не мешало этому. Когда телесный подвиг православного аскета не умаляет его подвига духовного — это одно. Но совсем другое — когда наши верующие современники до предела «запускают» тело и потом становятся рабами своих болезней и немощи, когда должны мучаться и больше трудиться их близкие. Так же, как и наплевательское отношение к здоровью, противны христианству распространенные попытки самобичевания. Христианам запрещено самокалечение. Нет ничего хорошего в том, что простуженный человек «ползет» в храм, доводя до изнеможения себя и рискуя заразить других. Или в том, что верующий, которому медицинские предписания рекомендуют ослабление поста, несмотря ни на что (включая советы духовника), голодает. Конечно, стремление избежать болезни и страданий любой ценой не может приветствоваться христианством. Но не может приветствоваться и стремление (даже неосознанное) болезнь себе «заработать».

НЕ-ЗДОРОВАЯ ТЕМА

Христос служил людям. Одна из главных задач в жизни любого христианина — служение. Каким служителем ты будешь, если собственным безразличием или излишним рвением лишишь тело сил? Ведь за самокалечение с христианина спросится так же, как в Евангельской притче спрашивается с человека, который зарыл свой талант в землю.

Важно понимать, что в христианстве тело никогда не подвергалось уничижению, никогда не считалось «темницей души», наоборот — оно зовется храмом Святого Духа и является важной частью человеческой природы, созданной Богом. Как один из даров Господа, тело требует правильного к себе отношения, достойного этого дара.

Поэтому вопрос заботы о здоровье актуален как для христиан, так и для всего общества. Неслучайно в государственных и общественных программах, нацеленных на решение проблемы здоровья, принимают участие верующие люди, неслучайно при разработке этой проблемы звучат голоса служителей Церкви.

Понятно, что попытки сохранить здоровье сопряжены с большими трудностями объективного характера: кризис системы здравоохранения и профилактической медицины, невозможность найти время и деньги для занятий спортом или физкультурой и т. д. Главное в такой ситуации — не оставаться равнодушным и не дожидаться, когда придет болезнь. Все то, что в наших силах сделать для сохранения здоровья, мы сделать обязаны.

Читайте также другие материалы темы «Христианское отношение к здоровью»:

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА СВЯЩЕННИКА

ЗДОРОВЬЕ КАК ТАЛАНТ

ОТНОСИТЬСЯ К ЗДОРОВЬЮ НЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ, А ПО-ХРИСТИАНСКИ

1
0
Сохранить
Поделиться: